Несмотря на позднее время – девятикратные победители “Дакара” возвратились в Набережные Челны в полночь с 20 на 21 января, зал ожидания в аэропорту “Бегишево” был заполнен встречающими до отказа.
Как известно, чествование команды “КамАЗ-Мастер” началось сразу после ее победного финиша в Аргентине. Не осталось, наверное, ни одного крупного политика или бизнесмена в стране, включая ее первых руководителей, которые не прислали бы поздравительную телеграмму нашим гроссмейстерам внедорожных ралли-марафонов. Однако любовь к ним болельщиков-земляков – особая статья. Не случайно одна из улиц автограда носит имя команды “КамАЗ-Мастер”. Вот и на этот раз долгожданная встреча отличалась домашней атмосферой.
– Уже есть примета, – к микрофону подходит генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, – если год начинается с победы на “Дакаре”, то у компании все будет в порядке – и с бизнесом, и во всем остальном. Нынешний год начался, “как положено”, а это значит, мы сумеем прожить его достойно.
– Наша команда, – продолжил он, – перевернула представления мировой спортивной общественности о “Дакаре”. Раньше в фокусе внимания СМИ были джипы, остальная техника если и упоминалась в репортажах с трассы, то в конце и мельком, или вовсе оказывалась за кадром. Дружина Семена Якубова приучила мир к тому, что соревнования тяжелых грузовиков могут быть не менее захватывающими, чем гонки легковых автомобилей. И это очень приятно. Честь и слава нашим ребятам!
– Мы сегодня встречаем команду, которая работает на имидж не только автозавода, но и Набережных Челнов, – подчеркнул в своем выступлении руководитель исполкома города Василь Шайхразиев. – В свою очередь город, республика не оставили без поддержки команду в трудных условиях кризиса. И она не подкачала, сделала все возможное и невозможное, чтобы оставить позади гонщиков, представлявших гораздо более мощные в финан-совом плане международные корпорации.
Безусловно, челнинцы с замиранием сердца все новогодние каникулы следили за перипетиями ралли-марафона вплоть до его финиша, смотрели московскую трансляцию по ТВ первой пресс-конференции команды, но это не могло быть поводом отказать себе в удовольствии еще раз узнать, как ковалась победа, в пересказе руководителя и тренера команды Семена Якубова.
На подготовку к нынешнему “Дакару” наложила свой отпечаток нехватка средств мирового автопрома, заметил Семен Якубов. Но соперников подвела не только техника. Организаторы “Дакара” в Южной Америке учли прошлогоднюю критику и усложнили трассу, исключив прямые участки, добавив песков. Бездорожья было очень много.
Все это обеспечило накал гонки, который для многих ее участников оказался неожиданно высоким. В результате до финиша дошло менее половины стартовавших 1 января в Буэнос-Айресе машин. Камазовцы тоже могли потерпеть неудачу. Но во-время сориентировались, глядя на ошибки соперников. Ночью на бивуаках заменяли на грузовиках “подозрительные” узлы, не доводя их до полного износа. Брали с собой шестьдесят колес – все израсходовали.
И все же серьезные поломки возникали. После одного из этапов пришлось практически полностью заменить двигатель в машине Ильгизара Мардеева, показавшего потом самое быстрое время на заключительном этапе гонки и занявшего пятое место в общем зачете.
Безоговорочная победа “КамАЗа” не означает, что соперники были слабыми. Не скрывала своих амбиций “Татра”, много “крови попортил” нашим ребятам преемник Де Роя, выступавший на его автомобиле. “Но мы очень старались, так как не хотели вас огорчить, уступив кому-либо”, – признался в заключение Семен Якубов.
А чемпион Дакара-2010 Владимир Чагин, поблагодарив болельщиков за моральную поддержку, подчеркнул: то, что автозавод, несмотря на экономический кризис, выставил свою команду на главные в автоспорте соревнования года, дает основание предполагать, что пик спада производства пройден, очередной взлет КамАЗа – не за горами.
В кулуарах торжественной встречи я поинтересовался у Семена Якубова: как сказывается на жизни команды ее перевод в аутсорсинг?
– Все предприятия на КамАЗе имели и имеют определенную самостоятельность. Поэтому практически ничего не изменилось. Больше лишь стало ответственности, поскольку решение всех финансовых вопросов замкнули на себе. Хотя свои принципиальные шаги, безусловно, согласуем с головной компанией.
Пробраться к Фирдаусу Кабирову внутри плотного кольца поклонников было непросто. Спрашиваю у него:
– В команде сейчас два лидера. Так выходит, что в последнее время вы с Владимиром Чагиным поочередно становитесь чемпионами. Получается, будущий “Дакар” – за вами?
– Хотелось бы надеяться, – смеется Фирдаус. И поясняет уже серьезно: – Заранее, естественно, мы не договариваемся, кому быть первым. Хотя интересы команды всегда выше личных амбиций. До жесткой конкуренции дело никогда не доводим. Грузовики более подвержены поломкам по сравнению с легковыми автомобилями. Поэтому стараемся, чтобы вопрос о лидере на конкретном соревновании решался объективно, сам собой: кому больше везет, тот и возглавляет гонку. Как в данном случае. Я три раза прокалывал колеса – потерял 35 минут, пока “переобувался”. Отыграть их было невозможно. А на прошлогоднем “Дакаре” подобная история приключилась с Владимиром Чагиным.
Для сохранения “баланса справедливости” мы пожелали Фирдаусу Кабирову, чтобы колесо фортуны вновь повернулось в его сторону.