Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ: Иначе быть не могло

Что делает с человеком достигнутая цель? Правильно, он становится немного другим. Если хотите, доступнее, чем когда он занимается своим непосредственным делом.

Автор статьи: Александр МЕДВЕДЕВ

Что делает с человеком достигнутая цель? Правильно, он становится немного другим. Если хотите, доступнее, чем когда он занимается своим непосредственным делом. Когда не может, словно слесарь-сборщик главного конвейера, от ритма которого зависит весь технологический процесс, отвлечься от своего дела даже на секунду. Когда же работа успешно выполнена и пришло удовлетворение от свершенного, можно слегка расслабиться и даже улыбнуться.

После победы “Ак барса” в Кубке Гагарина наставник чемпионов КХЛ Зинэтула Билялетдинов стал еще популярнее и даже чаще стал улыбаться. Его останавливают на улицах, просят автографы, желают здоровья и дальнейших успехов, чтобы команда и тренер не останавливались на достигнутом. А он и не собирается почивать на лаврах. Хотя позади тяжелейший сезон, новый, который не за горами, легче стать не обещает: надо биться на двух фронтах – в чемпионате КХЛ и Лиге чемпионов. И никто никаких поблажек первому обладателю Кубка Гагарина делать не собирается. Спрос с “Ак барса” будет теперь еще больше. Такова участь победителей. Мало покорить вершину, надо на ней еще удержаться.

Наш разговор с наставником “барсов” состоялся вскоре после заключительного матча финала, когда хоккеисты уже стали разъезжаться по домам на короткий отдых, полученный перед завершением сезона. Вот и получается, что у игроков после побед есть возможность отдохнуть, а тренеру приходится отдуваться перед журналистами, думая уже о следующем сезоне и подготовке к нему.

Отступление первое. Победа “Ак барса” вывела Билялетдинова в передовики тренерского цеха России. Лишь Валерий Белоусов трижды приводил свои клубы к чемпионскому званию. Правда, такими показателями, как у Зинэтулы Хайдяровича за время работы в казанском клубе, похвастаться никто не может. Достаточно назвать две победы в чемпионатах России плюс серебряные награды, выигрыш Кубка европейских чемпионов и Континентального кубка. Какая команда и какой тренер могут похвалиться в России подобными достижениями? Что и говорить – удача любит не только сильных и талантливых, но и трудолюбивых.

– Зинэтула Хайдярович, давайте подведем итог сезона. Понятно, что Кубок Гагарина клуб завоевал, это всем известно, а могло ли случиться иначе?

– Признаюсь, что начинали мы плей-офф с “Барысом” не так, как надо было: не было того куража, который присущ матчам на вылет. Получилось, что команда разгонялась. Но уже с “Авангардом” все почувствовали, что такое плей-офф. Хотя за четыре дня до окончания регулярного чемпионата мы достаточно уверенно переиграли эту команду в Омске. Но правильно говорят, что матчи регулярного чемпионата и плей-офф – это две большие разницы. Со всеми соперниками играли с достоинством, и с “Авангардом”, и с “Динамо”, и очень серьезная борьба была с “Локомотивом”. Если откровенно, то “Авангард” нас поставил на нужные рельсы, заставил включиться в работу по полной программе.

Была настоящая бойня. И нам не очень нравилось, что о нас говорили соперники. Это даже нас заводило. Мы настолько хорошо были подготовлены, что были уверены в своей победе. Перед отъездом в Москву на шестой матч полуфинала я сказал ребятам, что не нужно откладывать победу в серии на седьмой матч, а надо выигрывать в Москве, на льду “Динамо”, в присутствии его болельщиков. И та победа придала нам еще больше сил и уверенности.

– Перед началом финальной серии почти все отдавали предпочтение “Локомотиву”. Насколько это было справедливо?

– Сейчас, когда финал уже завершен, легко говорить. Да, “Локомотив” – сбалансированный во всех линиях клуб, с мощной инфраструктурой, сложившимися традициями. У команды налаженная игра, хоккеисты по несколько лет вместе играют, а в защите вообще “зубры”, почти всем под тридцать лет. И в финал “Локомотив” вышел быстрее нас, получив несколько лишних дней на отдых и подготовку. И хорошо, что у нас после шестого матча с “Динамо” также была пара дней дополнительно. Финал – это финал. Тут надо обо всем забыть и играть только на победу. Да, мы выиграли у “Локомотива” в регулярном чемпионате два раза, но мы даже не вспоминали тех матчей. И сыграли мы против “Локомотива” великолепно.

– Может быть, хорошо, что ваши хоккеисты начали плей-офф не столь яростно, обыграв “Барыс” на классе? Наверное, эмоции сохранили?

– Не соглашусь с вами. С первого раунда, независимо от того, какой у тебя соперник, надо сразу включаться в игру по максимуму. Когда хоккеист хорошо готов, ему легко играть.

– Но ведь с подсознанием не поспоришь: внутренне игроки все равно были уверены, что обыграют “Барыс” в любом состоянии.

– Вот и надо гнать от себя подальше такие мысли, ведь в жизни, особенно в спорте, нередко бывает, когда порядок и дисциплина бьют класс.

– Неудача “Салавата Юлаева” в дуэли с “Авангардом” из этой категории?

– Мне трудно судить, но какой-то элемент недооценки, учитывая, что “Авангард” в самый последний момент попал в плей-офф, у уфимской команды, наверное, все-таки был.

– Выигран Кубок Гагарина, хоккеисты и тренеры “Ак барса” стали первыми обладателями почетного трофея, вписав свои имена в историю. Можно сказать, что вы счастливы?

– Конечно, такой итог трудной работы не может не принести удовлетворения. Наверное, я счастлив, хотя радость победы приходилось испытывать не раз. И когда игроком был, и когда тренировал команды. Но всякий раз ощущения от победы разные. Мне приятно, что я работаю в “Ак барсе” с такими игроками, коллегами-тренерами, руководителями клуба. Достигнута высокая цель. И есть удовлетворение от проделанной работы.

Отступление второе. В плей-офф Кубка Гагарина “Ак барс” забросил немало суперважных шайб на исходе периодов, когда важно было именно забить, тем самым сравнять счет или выйти вперед. Пять раз “барсы” побеждали в овертаймах или по буллитам и лишь однажды в такой ситуации проиграли. И долго не забудут поклонники команды, как “Ак барс” фантастически спас второй финальный матч после того, как “Локомотив” вел в счете 3:0 и мало у кого были сомнения в победе железнодорожников.

– Перед началом чемпионата шансы “Ак барса” на золотые медали рассматривались довольно скромно. По составу сразу несколько клубов считались фаворитами – московское “Динамо”, “Салават Юлаев”, СКА, “Атлант”, “Авангард”, тот же “Локомотив”. За счет чего удалось победить?

– Благодаря горячим сердцам и нашим душам! Могу согласиться, что по некоторым позициям мы уступали главным конкурентам. Не будем забывать, что мы остались с молодыми защитниками, которым еще надо набираться опыта. Да, неплохие ребята, но я знал, что им предстоит выдержать очень серьезные испытания. Кто-то выдержал, а кто-то нет. Молодые не всегда справлялись с задачами, но они делали все, что могли, что умели. Бились сами и старались партнерам помочь. Не всегда хватало опыта, мастерства, но это компенсировалось запредельной самоотдачей, мужеством, если хотите, героизмом. Мы выстояли за счет коллективной игры. И что, пожалуй, самое главное – у нашей команды был костяк. По тому, как мы работали, по той атмосфере, что царила в коллективе, особенно после новогоднего перерыва, стало ясно, что у нас есть все основания победить. Я всегда говорю ребятам, что они должны играть достойно и стабильно. На всем протяжении сезона мы не ныряли вверх-вниз, как некоторые клубы, что лишний раз подтверждает нашу правильную подготовку. Ребята были готовы к самым серьезным испытаниям. Да, порою наша игра кому-то казалась некрасивой, незрелищной. Но ведь сам по себе красивый хоккей не приносит очков и не приводит к победам.

Отступление третье. Мне же больше запомнился пятый матч четвертьфинала, который можно назвать ключевым в походе казанцев за Кубком Гагарина. “Авангарду”, чтобы оформить выход в полуфинал, оставалось выстоять всего-то 18 секунд. Именно столько командам оставалось сыграть в третьем периоде. Но Капанен выиграл вбрасывание у Курьянова, последовал пас на Никулина, и Илья буквально вонзил шайбу в сетку ворот. А потом были “похороны” “Авангарда” в овертайме. С большой степенью уверенности считаю, что после столь фантастической победы дружина Билялетдинова не могла проиграть никому.

– У вас есть опыт работы в НХЛ, сейчас за плечами и первый сезон в КХЛ. В чем разница двух лиг, в чем схожесть?

– Я не люблю сравнивать. НХЛ – это давно запущенная в работу машина, огромный бизнес, в который вовлечены не только клубы, но и много других структур, миллионы людей. И этот механизм работает так, что любое изменение не сразу и заметно. И, создавая свою лигу, нельзя слепо копировать то, что есть за океаном. У нас свой менталитет, свой хоккей. Лично меня в нашем турнире возмутили сроки проведения плей-офф. Даже в НХЛ команды не играют четыре матча за пять дней. И профсоюзу игроков надо подумать об этом. Почему у нас много травмированных? Ведь не каждый может выдержать столь изнурительный марафон, да и для зрителей, думаю, такой формат не совсем удобен.

– В чемпионате КХЛ играло немало легионеров. Как вы считаете, нужно ли ограничивать число иностранцев в командах?

– Я бы не стал этого делать. По крайней мере, те хоккеисты, с которыми мне пришлось работать, а хоккей – это в первую очередь тяжелая, изнурительная работа, достаточно высококвалифицированные профессионалы. И их присутствие в команде подстегивает российских игроков, которые должны также добросовестно трудиться. Если ты плохо работаешь, уступи место другому, тому, кто выполнит работу лучше.

– Бывает, что тренеры-легионеры выделяют среди хоккеистов игроков-легионеров, делая им некоторые поблажки? И наоборот, российские наставники слишком жесткие предъявляют требования к игрокам-иностранцам?

– Этого ни в коем случае делать нельзя. Игроки, независимо от того, гражданами какой страны они являются, сразу реагируют на такие жесты, тонко чувствуют симпатии и антипатии.

– Было по ходу сезона такое состояние, когда становилось тошно на душе, хотелось все бросить и остаться одному?

– Было, не скрою. И сложилась такая ситуация из-за необъективности. Тренер руководит командой, и никто другой не может так же хорошо знать все о ней. Не буду раскрывать подробностей, но такая ситуация была. Я тогда сказал, что буду поступать так, как считаю нужным, принимать те решения, которые должен принимать как тренер и которые считаю правильными.

– Они в итоге пошли на пользу команде?

– Не знаю, как это скажется в дальнейшем, но все решения, которые я принимаю, идут от души, от сердца. И очень хочу, чтобы они приносили пользу.

Отступление четвертое. При всех недостатках Билла, его трудно обвинить в бесчеловечности. Неудивительно, что игроки могут встать за такого наставника горой. Как в плей-офф Кубка Гагарина, когда в строй вставали больные и травмированные, понимая, что в битве гигантов, когда на чаше весов не только победа в турнире, но и престиж клуба, нельзя отдавать ни пяди своей земли. А в награду будут любовь болельщиков, уважение к самому себе, Кубок Гагарина и первая запись в новой истории российского хоккея.

– Чемпионский сезон-2006 и нынешний сложились для “Ак барса” по-разному?

– Тогда мы как чемпионами стали? Правильно, выигрывали у всех под три ноль, лишь в первом раунде с ХК МВД позволили себе некоторую слабинку. А возьмите нынешний чемпионат. И хоккей стал другим, и соперники сильнее, круг соискателей наград расширился. И плей-офф проходит на другом уровне.

– А вклад первого звена в победу вас устроил?

– Первое звено сыграло очень серьезную роль. Они лидеры, вожаки, на их плечах основная нагрузка, ответственность за результат, соответственно и все внимание соперников – тоже на них. И с этой задачей не каждый может справиться. Это очень непросто – быть лидерами, вести за собой и при этом оставаться равноправными партнерами. Они и под руку журналистов попадают чаще других, и пишут про них, говорят зачастую совершенно не то, что происходит в действительности. Они доказали всем, что по праву являются лидерами “Ак барса” и российского хоккея.

– На ваш взгляд, кроме Морозова, Зарипова и Никулина, кто-то из игроков “Ак барса” был достоин приглашения в сборную России?

– Безусловно. Еще несколько игроков вполне могли сыграть за сборную. Пусть не на чемпионате мира, но на этапах Евротура, думаю, вполне. Они в “Ак барсе” прошли отличную школу конкуренции и борьбы за победу в самых экстремальных условиях. А такой опыт очень ценен.

– Не ошибусь, если скажу, что немало головных болей вызывала у вас и ваших коллег-тренеров вратарская позиция? Чем вам не понравился Дубелевич?

– Дубелевич – хороший парень. И поначалу он справлялся со своей ролью, но когда мы увидели, что Стас его переигрывает, поняли, что надо его менять.

– Но ведь можно было и оставить все как есть, только перераспределить роли?

– Да, Стас быстро прогрессировал, но ему пока не хватает опыта. А для плей-офф нужен был как раз голкипер, уже имеющий опыт подобных матчей.

– Слышал, что Норрена, после того как ему раздробили палец, готов был на крайние меры вплоть до частичной ампутации поврежденного пальца?

– Было такое. Норрена в той ситуации проявил мужество и характер, что придало и всей команде дополнительных сил. Рядом с Норреной и Галимов прибавил. Сами посудите, Стас восемь матчей “на ноль” сыграл. Я ему прямо и сказал, что следующий плей-офф будет его.

– После такого обещания главного тренера у него не пропадет желание работать с таким же настроем, как в нынешнем сезоне?

– Не дадим!

Отступление последнее. Об истории чемпионства “Ак барса” еще скажут и напишут немало. По крайней мере, этого бы хотелось. Чтобы на примере казанского клуба, его трудном пути к вершине КХЛ училось подрастающее поколение, будущее отечественного хоккея, в котором Татарстану отводится очень важная миссия. “Ак барс” – пример того, что никогда нельзя сдаваться, даже когда остается единственный шанс спасти игру, не опускать руки. И тогда фортуна обязательно повернется в твою сторону и сполна вознаградит тебя за все испытания и труды!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще