В 70-е годы власти Нижнекамска сильно рисковали, начав нелегальное строительство спортивной школы. Сегодня инициатор той “аферы” убежден: важно сохранить завоеванные позиции
Николая Моржина знают в Нижнекамске хорошо. Его имя связывают здесь прежде всего с физкультурой и детским спортом. По причастности к большому спорту его знают и в республике – именно на базе Нижнекамской детской спортивной школы №1, где он долгие годы работает директором, создан Республиканский центр подготовки юных гимнастов. Но мало кому известно, что он, заслуженный работник физкультуры, отличник просвещения РСФСР и СССР, депутат Верховного Совета Татарстана, чей педагогический стаж приблизился к половине века, он, награжденный медалью “80 лет спорту России”, занесенный в энциклопедию “Лучшие люди России”, при всех своих заслугах был одним из… великих обманщиков. Правда, скажем сразу, “способности” свои великий обманщик направил исключительно на достижение важной общественной цели – построил первую в городе спортивную школу для детей.
Впрочем, давайте-ка попробуем рассказать об этом человеке его же устами.
– Николай Сергеевич, насколько вы разделяете для себя понятия “физкультура” и “спорт”?
– Как педагог я на стороне прежде всего физкультуры, сколько бы меня ни обвиняли в том, что не стремлюсь растить чемпионов. Но представим, с другой стороны, бабушку, которая приходит поблагодарить за внука. Она с первого класса провожала его в нашу школу. Парнишка вырос крепким, дисциплинированным. Как говорится, не попал, не связался, не подсел… Разве это не главное наше достижение?
Спортивный результат, конечно, нужен, но он не может быть самоцелью. Меня прежде всего интересует здоровье поколения, которое подрастает. А в бытность мою педагогом подросло как минимум пять поколений (это если измерять их возраст десятилетиями).
– Тем не менее школа ваша называется спортивной и “выдает” мастеров!
– Еще раз повторяю: для нашей школы большие достижения – не самоцель. Есть школы олимпийского резерва, которые работают только на результат. Мы же работаем на массовость, ну а из массы, конечно же, время от времени выделяются и хорошие спортсмены – так и должно быть в идеале.
– А давайте сейчас вспомним те далекие времена, когда вы начинали рядовым учителем физкультуры в рабочем поселке Уруссу.
– Мне приятно, что вы вспомнили об этом, потому что для меня это было очень важным стартом. Я ведь сам серьезно занимался легкой атлетикой, коньками, спортивным ориентированием. После службы в армии пришел в школу, не имея на то время специального образования – настолько не терпелось заняться работой с детьми. Багаж знаний, педагогического опыта пополнял по ходу дела.
Хорошо помню (это было в 1961 году), как директор школы объявил, что главными предметами здесь будут физкультура и военная подготовка. Сразу раздались возмущенные голоса: “А что, разве математика больше не нужна?” Но прошло два года – и школа стала выигрывать не только все спартакиады, но и олимпиады по другим предметам. В этом, как вы понимаете, была огромная заслуга и физкультуры. Работа, конечно, в том числе и внеклассная, велась огромная. Именно тогда наша школа одна из первых в Татарии, следующая после школы №101 в Дербышках и школы в Ленино-Кокушкино, получила звание спортивного клуба. А ведь его присваивал Спорткомитет Советского Союза! Так что можно судить, какими высокими были наши результаты.
– А вас не смущало, что на уроке физкультуры вы должны ставить оценки?
– С этим я всегда был не согласен. Ну на самом деле: как можно ставить оценку за стремление к физической культуре тела? За стремление к здоровью? Но, между прочим, было и время, когда оценка по физкультуре отменялась. И это было правильно. Для меня же лично оценка никогда не играла роли. Хотя некую шкалу динамики мы всегда составляли. В начале учебного года принимали определенный результат, исходя из него, ставили перед ребятами задачу и в конце года сравнивали результаты. Это делалось исключительно в интересах здоровья детей. Тем самым мы доказывали ребятам: тот, кто добросовестно относится к физкультуре, добивается отличных сдвигов. “Заразить” идеей укрепления здоровья удавалось и родителей. Существовала целая кухня или, если угодно, целая фабрика воспитания в себе физической культуры. Надо сказать, и классный руководитель варился в этом котле: прыгал, бегал с детьми, участвовал во всех мероприятиях.
– Формально ничего в этой “кухне” не изменилось и сейчас. Тем не менее культура физического здоровья упала.
– В этом-то и беда. Если раньше были единицы ребят с ослабленным здоровьем – на всю школу 15-20 человек, но для них существовала особая система занятий, и практически не было учеников, не посещающих уроки физкультуры, то нынешние родители сами “выбивают” справки ради “освобождения от здоровья” своего чада – я это расцениваю только так.
– Насколько знаю, ваши успехи в свое время оценили настолько высоко, что предложили работу в Министерстве образования, так что вы могли бы влиять на постановку физкультурно-массовой работы с детьми всей республики.
– Может быть, с сегодняшней позиции это так и видится, только тогда я предпочел практическую работу: нравилось мне это – и весь тут сказ! По крайней мере, ни разу об этом не пожалел. К тому же в Нижнекамске, куда я переехал и привез семью, перспективы открывались просто фантастические. Это несмотря на то, что в то время здесь даже не было детской спортивной школы. Начать с чистого листа – что может быть заманчивее!
Между прочим, один из первых председателей исполкома городского Совета, с которым мне посчастливилось работать, был Фарид Бадретдинович Багаутдинов, по образованию – физкультурник! Он создавал для нас исключительные условия. В Нижнекамске возникла уникальная система подготовки и проведения спартакиад школьников и ребят из училищ профтехобразования, которая держалась на систематической работе на уроках физкультуры. Это были семидесятые годы. Как раз тогда начали строить детскую спортивную школу. Вопрос стоял на грани “быть или не быть”. Собственно, школа как таковая уже существовала, но крыши своей у нее не было. Квартировали мы с учениками везде, где только могли. О спорткомплексах в то время город только мечтал, поэтому за счастье считалось, если какая-нибудь общеобразовательная школа сжалится и пустит нас в свой спортзал. А у школ и у самих проблем невпроворот: занятия в две смены, после уроков спортивные кружки, секции, соревнования – раньше девяти часов вечера зал не освобождался. А после занятий еще требовалось время собрать свой инвентарь, сделать уборку… Но и при таких условиях не было отбоя от желающих заниматься гимнастикой и баскетболом – на этих двух направлениях мы в основном специализировались с самого начала.
– Но почему все-таки вопрос стоял “или – или”?
– Да очень просто. На такие объекты всегда не хватало финансирования. И тогда мы пошли на обман. На сознательный, продуманный обман, за который руководитель города мог серьезно поплатиться. По проекту к Дому пионеров, на месте которого уже много лет стоял “закладной” камень, полагался пристрой: какой-то крохотный зал, где едва можно было локти раздвинуть. В нем-то и планировалось разместить нашу школу. Так вот, под видом этого пристроя началось строительство отдельно стоящего полноценного здания.
-Трюк не для слабонервных!
– Подходящий проект для школы мы искали по всей России и наконец нашли в Свердловске. Строить начали без разрешительных документов. Огромный был риск. Спасибо, нашлись люди, которые умели рисковать. Но и это не все: железобетонные конструкции требовались исключительно индивидуальные. Где такие получить? Так вот, на местном заводе сборного железобетона взялись их изготавливать в сверхурочное время! Всю нашу школу, считай, строили сверх-урочно и возвели за два года. Она и сейчас хороша, хотя ей уже тридцать лет. Понятно, что и люди ей под стать: есть те, кто работает здесь со дня основания. Между прочим, примерно восемьдесят процентов тренеров и педагогов – наши выпускники. Значит, мы им привили то самое, что называется любовью к школе!
Четыре года назад у нас побывал Премьер-министр Рустам Минниханов. И сделал жест, очень важный для нас и до сегодняшнего дня. По его распоряжению на базе школы был создан Республиканский центр подготовки юных гимнастов. После этого смогли пригласить к себе высококлассных тренеров, молодых специалистов – членов сборной России по спортивной гимнастике. Их с готовностью встретила муниципальная администрация – жилищные проблемы приглашенных специалистов были оперативно решены.
– Новая когорта наших муниципальных руководителей такова, что они и сами спортивны, и способны волевым усилием в хорошем смысле насаждать физическую культуру. Дело ведь как раз не только в том, как вы сами сказали, чтобы помогать спорту больших достижений, сколько в том, чтобы развивать массовый спорт, который недалеко ушел от физкультуры. Руководители – “за”, а массовый спорт дремлет…
– Вопрос очень сложный. Взять хотя бы нашу школу: меньше тысячи учеников у нас никогда не было. Но последние два года резко подкосили массовость. Вот в мае 2007 года было объявлено о повышении зарплаты коллективу, под которое никто не заложил денег. Хочешь – не хочешь, а пришлось проводить первую “оптимизацию”: только в течение года мы сократили двенадцать преподавателей и “выставили на улицу” 225 детей. Деваться попросту было некуда. И это при том, что постатейное финансирование осталось слабое – на массовые мероприятия, поездки денег как не было, так и нет. В прямом и переносном смысле выезжаем на плечах родителей. Но слишком часто бывает, что как раз талантливые дети, которых надо продвигать, живут в очень скромно обеспеченных семьях…
Уже в сентябре 2008-го, чтобы выполнить постановление федерального Правительства по очередному повышению заработной платы, пришлось сократить еще три штатные единицы и следом распрощаться еще с семью десятками детей. Уверен, что руководство нашего города не останется безучастным к такой непростой ситуации и все-таки решит проблему. Ведь только за один последний год мы были вынуждены 300 с лишним ребят лишить возможности укреплять свое здоровье. И это в то время, когда, по официальным данным, из каждой тысячи детей всего восемь здоровы. Относительно! Искренне обидно. Тем более что я в том числе был одним из тех, кто в 1997 году форсировал открытие в Нижнекамском муниципальном институте кафедры физвоспитания. За эти годы кафедра подготовила 120 учителей физкультуры, все они в основном закрепились в городе…
Вдвойне обидно, что некоторые из школьных учителей “на пальцах” объясняют детям, какой он, тот мяч, который бросают в кольцо… Катастрофически не хватает спортивного инвентаря. Несколько лет назад было мощное финансовое вливание, и школы хорошо обеспечили инвентарем. Но время идет, он износился, это нормально. Недавно звонил один директор: дай два мата, просто не на чем заниматься!
Решилась и еще одна болезненная для нас проблема, грозившая большой потерей детей. Она была связана с введением сертификатов на занятия в системе дополнительного образования. Так вот, без сертификатов на бесплатные посещения кружков и секций оставались детские сады. А гимнастика – это тот спорт, который начинается с дошкольного возраста. Оставляя детские сады без сертификатов, мы лишали будущих первоклассников возможности прийти в спортивную гимнастику. Совсем недавно получили такие сертификаты для детских садов. Решение, не предусмотренное центральным руководством, приняла местная власть при содействии депутата Госдумы Алины Кабаевой.
Между тем касается это не только детских спортивных школ: дошкольники и подростки из системы профобучения начального звена и студенты высшей школы есть и в других сферах дополнительного образования. Значит, в кружках и секциях останутся только единицы. Не могу я ни понять, ни принять такую “оптимизацию”. Успокаивает только то, что проблема обсуждается на всех уровнях местной власти и, надо думать, решение будет найдено. В конце концов дело не только в том, что мы своими руками готовы порушить систему физкультуры и спорта и отдать олимпийское первенство тем же китайцам, которые и не скрывают, что учились у нас. В армии скоро служить станет некому!
Посмотрите, какие к нам приходят девочки, когда мы набираем “мелких”, – сутуленькие, сколиозные… А через два года? Да их и не узнать: и голову держат, и спину, и ходят по-другому. Только ради одного этого стоит поддерживать массовый детский спорт! Как бы не получилось, что в спорткомплексах, которых сегодня так много строится, через насколько лет не только некому будет работать, но и некому будет заниматься, если мы так же целенаправленно станем отбивать у молодежи вкус к физкультуре.
А тут стало известно, что руководство ОАО “Нижнекамскнефтехим” намерено прекратить финансирование детского и юношеского профессионального спорта. Понимаю: кризис диктует болезненные решения. Это так, если бы не объяснение данного решения: учитывая, что произошел резкий рост финансирования хоккейной команды “Нефтехимик”… Но ведь без финансирования остаются одни из лучших школ республики – школы олимпийского резерва! Конечно, последнее слово здесь за тем, кто держит в руках финансовые рычаги. Но даже сегодня в такое непростое время отказывать детскому спорту было бы большой ошибкой.
– В “человеческом” выражении сколько детей и подростков получат отказ?
– Так… борьба, лыжи, легкая атлетика… Тысяча, думаю, не меньше.
В руководстве города прорабатывается вариант перераспределения финансовых обязанностей на содержание детского спорта между всеми ведущими предприятиями. По крайней мере, это был бы справедливый выход из положения. Все-таки в год спорта и здорового образа жизни, который проходит сейчас в Татарстане, не хотелось бы терять завоеванных здесь позиций