Еще в 1964 году на зимних Олимпийских играх в Инсбруке уроженец Набережных Челнов Иван Утробин завоевал бронзовую медаль в лыжных гонках. Спортсмены из города на Каме в составе команды СССР, а потом России были на всех летних Олимпиадах, начиная с 1988 года. Безоговорочная победа в стипль-чезе (3000 метров с препятствиями) Гульнары Самитовой-Галкиной с новым мировым рекордом вызвала у ее земляков бурю восторгов. И, конечно, больше всего переживал и радовался за свою воспитанницу заслуженный тренер России Минулла Чинкин.
Наставника олимпийской чемпионки, который в будущем году отметит 60-летие педагогической деятельности, первым поздравил по телефону мэр города Ильдар Халиков. Он же взял на себя и обязанности “интервьюера”, встретившись на следующий день с основателем ведущей в республике легкоатлетической школы.
– Не отошел еще от вчерашних волнений, – признался, усаживаясь рядом с мэром, Минулла Низаметдинович, – хотя на девяносто девять процентов был уверен, что Гульнара выиграет. В нынешнем сезоне она неизменно показывала на соревнованиях лучшее время, чем ее соперницы. Но спорт есть спорт, без неожиданностей не обходится. Сами, наверное, видели, как во втором предварительном забеге одна бегунья, преодолевая препятствие, свалилась в яму с водой, и за ней последовали вторая, третья… Я уж не говорю о примерах недобросовестной спортивной борьбы, когда соперник как бы невзначай наступает шипами на ногу соседу.
– А о чем думает тренер, когда смотрит по телевидению забег своей ученицы? – поинтересовался Ильдар Халиков.
– В это время я то ли дышал, то ли не дышал – даже не помню, – улыбнулся Минулла Чинкин. – Лишь через два круга понял: победа за Гульнарой. А после финиша – заплакал. От радости.
– То есть даже у профессионала преобладает эмоциональное восприятие? Возможные технические, тактические огрехи бегуньи глаз не фиксирует?
– За весь мир не поручусь, но на постсоветском пространстве по технике бега с Гульнарой сегодня никто не сравнится. Это мнение коллег, спортивной общественности, назвавшей в 2003 году Гульнару татарстанской ланью. Обычно на технику бега на длинных дистанциях тренеры мало обращают внимания. Я же никогда не стеснялся подходить к специалистам по спринту, вбирать от них что-то полезное для себя.
Олимпийским чемпионом, продолжил Минулла Чинкин, может стать только всесторонне развитый спортсмен. Физическая подготовка – это одна сторона медали, нужны еще психологическая устойчивость, высокие морально-волевые качества. В прошлом году на чемпионате мира Гульнара тоже забег начала в хорошем темпе, а финиш смазала. Сказалась перетренированность. Но тренер сборной по легкой атлетике Геннадий Михайлович Суворов – замечательный специалист и человек, мы с ним дружно работаем. Чего нельзя было сказать о его предшественнике, который и мне изрядно попортил крови, и Гуля чувствовала себя в сборной неуютно.
– Ильдар Шафкатович, – взял быка за рога патриарх легкой атлетики, – нашим Челнам нужен современный стадион. Тренироваться ездим в Нижнекамск, куда это годится! Ладно директором спорткомплекса там мой ученик – пускает позаниматься в любое время дня и бесплатно. Именно отсутствие стадиона с беговыми дорожками для стипль-чеза мешает Гульнаре ликвидировать один дефект при прохождении препятствий…
Да, воистину нет предела совершенству, если даже олимпийской чемпионке надо продолжать шлифовать свое мастерство.
– Нынешнее олимпийское золото во многом результат создания еще в период строительства КамАЗа материальной базы для занятий спортом, когда-то отвечавшей лучшим образцам, но сегодня она безнадежно устарела, – согласился с тренером Ильдар Халиков. – Однако теперь появился повод попросить республику, федеральный центр помочь городу с реконструкцией существующих и строительством новых объектов. Не за горами Универсиада в Казани, и воспитанники челнинской школы легкой атлетики, если создать им условия, могли бы и дальше укреплять спортивный престиж Татарстана и России.
– Тем более что в городе много грамотных тренеров: Константин Пермитин, братья Стариковы, из молодых – Панин, – продолжил Минулла Чинкин. – Но надо подтянуть материальную базу.
– А вы помните день, когда к вам пришла Гульнара? – возвратился мэр к первоначальной теме беседы. – Почему вы взяли ее к себе?
– Знал, что из нее выйдет толк, когда она была еще школьницей, – ответил Чинкин. – Но у меня принцип: не переманивать у коллег учеников, они сами должны сделать выбор. Гульнара пришла, вернее ее привели с десятью килограммами лишнего веса. Поверила в эффективность моей системы тренировок не сразу, даже бросала заниматься. Три года прошло прежде чем она выполнила норматив мастера спорта. Ну а когда в 2002-м выиграла чемпионат России в беге на 3000 метров с препятствиями, установив мировой рекорд, ее и меня задергали: “Переходите к нам”! Гульнара несколько раз могла поменять место жительства, в том числе и в связи с замужеством, но всякий раз возвращалась в Челны – лучший, как я считаю, город на свете.
Этот рассказ существенно дополнила присутствовавшая на встрече начальник управления физкультуры и спорта исполкома города Наталья Безрукова. Она была завучем ДЮСШ, где делала первые шаги в спорте второклассница Гуля Самитова. Ее первый тренер Виктор Николаевич Аржевикин не форсировал подготовку своих подопечных в рамках узкой специализации. Гуля прыгала в высоту и длину, бегала спринт, толкала ядро. Очень часто на пороге совершеннолетия девушки перестают прогрессировать как спортсменки. Этот период надо просто переждать. Но так вышло, что Аржевикин ушел из спорта. И будущая олимпийская чемпионка практически осталась без наставника. Ее спортивная судьба висела буквально на волоске.
– В Казани, куда мы ездили согласовывать списки групп спортивного совершенствования, Гульнару даже отказывались зачислить в одну из них, – вспомнила Наталья Безрукова. – Мы выкладывали на стол “железные” аргументы: в легкой атлетике есть дисциплины, требующие выносливости, где результаты к спортсменкам приходят в зрелом возрасте, поэтому надо подождать. Убеждали так один год, второй. Потом нам сказали: “Все, последний раз идем навстречу. Не будет прогресса – больше к нам не подходите”! И мы стали думать, как быть. Решили направить Гульнару к Минулле Низаметдиновичу.
Опытному тренеру в свою очередь пришлось запастись терпением. Уметь ждать и терпеть важно и для самого спортсмена, его тренера и для тех, кто спортом руководит. Так и вырастили в Набережных Челнах олимпийскую чемпионку.
И теперь в городе праздник.