Во вторник на Олимпиаде в Пекине сборная России выиграла первые золотые медали. И принесли их два борца греко-римского стиля Исламбек Альбиев и Назыр Манкиев.
Накануне Олимпиады специалисты считали, что в греко-римской борьбе Россия может претендовать на золотые медали, но предпочтение отдавалось тяжеловесам, а шансы спортсменов в легких весовых категориях рассматривались относительно скромно. Так в выпуске “Олимпийской правды” (специальная газета для россиян, выходящая в Пекине в дни Игр) и написано. Может быть, Альбиев и Манкиев, прочитав, что думают о них специалисты, потому и завелись, выиграв у всех соперников?
У Манкиева соперниками в полуфинале и финале были старые знакомые – Парк Юн-Чулу из Кореи, которому он проиграл на чемпионате мира прошлого года в Баку, и азербайджанец Ровшан Байрамов, выигравший у Назыра уже в этом году на чемпионате Европы в Тампере. На пекинском ковре Манкиев взял реванш и у того, и у другого.
Поздно вечером в гостинице, где я живу, встретил Феликса Авакова, тренера Исламбека Альбиева. Наставник олимпийского чемпиона буквально светился от счастья: “Мы всем доказали, что россияне самые сильные, – эмоционально воскликнул Аваков. – Никто не ставил на нас, а мы всем доказали!”
Мне было интересно узнать, как борцы, ставшие олимпийскими чемпионами, собираются потратить премию в полмиллиона евро, учрежденную председателем попечительского совета Федерации спортивной борьбы России Сулейманом Керимовым. Через Феликса Авакова, отправившегося в олимпийскую деревню, получил ответ, который и предполагался: оба планируют вложить деньги в семейный бизнес, помочь своим родным и тренерам. Спортсмены, особенно борцы, проливающие за свою жизнь тонны пота на соревнованиях и тренировках, знают цену деньгам.
Во вторник главным объектом было для меня стрельбище, расположенное на окраине Пекина. Куда-то добраться на общественном транспорте в столице Китая хотя и относительно дешево, но невыгодно. Это сейчас, когда личные автомобили, номера которых оканчиваются на нечетную цифру, могут передвигаться по улицам Пекина только в нечетные дни, а четные, соответственно, по четным дням, нет пробок на дорогах. Зато проблемы возникли в метро, куда основная масса пекинцев перекочевала, ставя личные авто на прикол. Поэтому самым выгодным видом транспорта стали такси, которых в Пекине около 60 тысяч. И километр проезда на нем стоит два юаня (примерно семь рублей).
Вот только поймать такси крайне сложно, особенно после соревнований. К примеру, после открытия Олимпиады некоторые россияне добирались до своих отелей три-четыре часа, хотя дорога занимает максимум двадцать-тридцать минут. Мы с замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Халилом Шайхутдиновым после соревнований по дзюдо промокли до нитки, пока минут сорок ловили такси… Впрочем, остановив заветное авто, ты не получаешь гарантии, что тебя доставят по нужному адресу. Не всякий водитель знает, где находится тот или иной спортивный объект. Вот и до стрельбища пришлось добираться не без приключений.
На стенде во вторник выступал казанец Василий Мосин, выигравший в апреле в Пекине Кубок мира, показав результат 191 очко. Отстреляйся Василий так же, и быть бы ему олимпийским чемпионом, ведь американец Эллер, ставший победителем, разбил только 190 тарелочек. Но Мосин явно сорвал первую серию.
Конечно, обвинять его в неудаче язык не повернется – он сделал все, чтобы выступить достойно. Но, находясь с 27 августа в предсоревновательном состоянии, явно “перегорел”. Есть, конечно, и другие причины. По жребию Василий стрелял вслед за итальянцем Дельфиньо, который как будто специально затягивал свою стрельбу, а один раз, явно смазав по мишени, обратился к судье с протестом, что разрешается правилами. И арбитр засчитал ему очко.
Кому-то может показаться, что это мелочи, но в споре за олимпийские награды их просто не бывает. Любой мало-мальский сбой влияет на состояние спортсмена, особенно на его морально-волевую составляющую. В третьей серии, когда Василий на одном из “номеров” уже дал команду на вылет мишеней, прямо перед ним появился воробей. Если для стрельбы по двум мишеням необходимы считанные мгновения, то можно представить, как важна концентрация внимания. Василий, конечно, мог бы, сославшись на внезапную помеху, опротестовать ситуацию, тем более что одна мишень осталась непораженной, но…
На официальной тренировке, а стрелки как бы моделируют предстоящую на следующий день стрельбу, Василий третью серию завершил “чисто” – 50 очков из 50 возможных. И в целом, хотя был некоторый дискомфорт, настраивался на борьбу за медали. Но арбитры в день соревнований изменили полет мишеней. Максимальное расстояние до них было определено в 55 метров, а непораженные тарелочки зачастую улетали за эту отметку. Но условия для всех были одинаковые, и в финал пробились те, кто смог быстрее адаптироваться к изменениям.
Трудно разговаривать с расстроенным человеком. После соревнований Василий хотя и вышел из блока, куда посторонним нет доступа, но обсуждать только что закончившуюся стрельбу у него не было никакого желания. Да и по горячим следам этого делать не стоит, а проанализировать олимпийский турнир и выступление на нем Мосину и его наставнику Сергею Демину еще предстоит. Я даже специально отошел от них, когда они стали профессионально рассуждать о стрельбе на олимпийском стенде, хотя интересно было понять, в чем причины относительной неудачи Мосина, выбившего в квалификации 131 очко, но занявшего в итоговом протоколе четырнадцатое место. Другой россиянин – Виталий Фокеев, набравший на очко меньше, стал шестнадцатым.
Сам Василий так прокомментировал выступление в Пекине: “Мне не в чем себя упрекать. Динамика результатов из года в год растет. Готов был к Олимпиаде хорошо, жаль, что не смог завоевать медаль”.
Вчера Мосин вылетел в Москву, а сегодня на олимпийском стрельбище, поражающем своими размерами, мы будем переживать за Светлану Демину, которой предстоит бороться за награды на круглом стенде. Вчера у нее была официальная тренировка, завершившаяся в восемь утра по московскому времени. И последняя серия у Светланы получилась “чистая”. Не хотелось бы, чтобы история с Мосиным повторилась и в женском ските.
Перед сборной России по стендовой стрельбе стояла задача завоевать в Пекине три медали разного достоинства. Бронзовую награду выиграл олимпийский чемпион Афин Алексей Алипов. Осталось разыграть два вида – женский и мужской скит. Судя по всему, выполнить задачу не удастся, но шансы еще есть.