Зинэтула Билялетдинов: “Поверьте мне, ничего подобного нет нигде в мире”

Хотя в разгаре лето, хоккеисты уже готовятся к новому сезону.

Автор статьи: Александр МЕДВЕДЕВ

Хотя в разгаре лето, хоккеисты уже готовятся к новому сезону. Прошедший год удачно сложился для главной хоккейной дружины Татарстана. “Ак барс” выиграл кубок европейских чемпионов, на первом месте завершил регулярный чемпионат, завоевал серебряные медали в плей-офф суперлиги. В сборной России, ставшей бронзовым призером чемпионата мира, играло сразу шесть хоккеистов “Ак барса”. Никакой другой клуб России такими достижениями похвастаться не может.


Наш корреспондент встретился с главным тренером “Ак барса” Зинэтулой Билялетдиновым и попросил его ответить на вопросы.


– Практика показывает, что команда, одержавшая победу в финальном турнире Кубка европейских чемпионов, в чемпионате России медалей не выигрывает. До “Ак барса” в Санкт-Петербурге побеждали московское “Динамо” и омский “Авангард”, но оставались без наград. Как вам удалось сохранить игровой тонус у подопечных и даже выиграть еще серебряные медали?


– На протяжении всего сезона ребята очень серьезно работали, ведь все прекрасно понимали, какой сезон нас ждет. С учетом участия в Кубке чемпионов подготовка и строилась. После победы в Санкт-Петербурге команда оказалась, я бы сказал, в яме психологического характера, ведь сколько эмоций хоккеисты выплеснули в ходе турнира. А хоккей, я вам скажу, был на том турнире самого высокого класса. Об этом мне неоднократно говорили и коллеги-тренеры, наблюдавшие за Кубком чемпионов, да и любители хоккея могли сами убедиться.


И хотя ребята в кубковых матчах отдали немало сил, нам удалось удержаться наплаву и закончить регулярный чемпионат на первом месте, несмотря на то, что желающих сместить нас оттуда хватало.


В плей-офф на каждом этапе приходилось играть на максимуме сил, и каждый этап получился непростым. И могу сказать о хоккеистах только одно: “Молодцы!” Отдавались играм полностью, и даже когда полкоманды болело, никто не ныл, все бились за победу. В финале же нам, думаю, просто чуть-чуть не хватило удачи. Ведь в играх такого уровня мелочей не бывает, а удача – неотъемлемый спутник чемпионов.


– Зинэтула Хайдярович, раз мы заговорили о слагаемых победы, скажите, каков вклад в успехи последних лет “Ак барса” спонсоров, работников клуба, болельщиков?


– Огромный. Особенно хотелось бы сказать о значимой роли президента нашего клуба. Шафагат Фахразович Тахаутдинов, который является еще и президентом Федерации хоккея Татарстана, выбрал правильный путь развития этого вида спорта. Вы только посмотрите, сколько строится катков с искусственным льдом, сколько хоккейных коробок возводится зимой во дворах. А какая база появилась у нас! Ничего подобного нет нигде в мире, поверьте мне! Все необходимое для занятий хоккеем: лед, бассейн, игровые и тренажерные залы, интернат для детей. Это огромные инвестиции не только в наши победы, но в развитие российского хоккея. Ведь хоккеисты, которые тренируются здесь, дети, которые со временем станут мастерами, я уверен, будут выступать и за сборную России.


Ну, и конечно, вклад в наши победы сделали все те, кто работает в клубе: тренеры, врачи, массажисты, администраторы, офисные служащие, водители. А как можно представить игру “Ак барса” без наших преданных болельщиков? В Питере мы просто обязаны были побеждать, ведь сколько поклонников нашей команды разными путями добирались в город на Неве, чтобы поддержать нас! И скажу откровенно, играть при такой поддержке – огромное удовольствие. Испытываешь ни с чем не сравнимое чувство, которое даже словами-то трудно передать.


– Но в плей-офф, по словам игроков “Ак барса”, аура в “Татнефть-арене” была иной, чем в ходе регулярного чемпионата. Они говорили, что на трибунах собралось много болельщиков, которые по ходу сезона не ходили на хоккей. Играть при таких болельщиках очень сложно.


– Не исключаю, что так оно и было. И тем болельщикам, которые в течение сезона были всегда с командой, конечно, хотелось оставаться с ней и в матчах плей-офф. На мой взгляд, матчи плей-офф – это вознаграждение для них, за верность клубу и поддержку.


– Но ведь “Татнефть-арена” – не резиновая! Невозможно на финальный матч вместить на трибунах двадцать тысяч болельщиков, а желающих побывать на играх было значительно больше.


– Согласен, но очень бы хотелось самых верных поклонников команды видеть и на финальных матчах.


– Говорят, что от добра добра не ищут, а тут сразу пять игроков вашей команды – Еременко, Прошкин, Воробьев, Терещенко и Бадюков – в межсезонье решили сменить Казань на Уфу, усилив тем самым нашего географического соседа. Зная, что вы не сторонник уговаривания, не могу не спросить, пытались ли вы их удержать или расстались полюбовно?


– Мы разговаривали с игроками неоднократно, но не уговаривали, а пытались понять причины, по которым они решили уйти из “Ак барса”. Нам было интересно знать, что послужило причиной смены клуба. Могу лишь сказать, что ребята сами выбрали другой клуб, и пусть им там повезет больше, чем в “Ак барсе”.


– Но ведь не факт, что они в “Салавате Юлаеве” сыграют хотя бы на том уровне, на котором действовали в “Ак барсе”?


– Конечно. Скажу больше, мы создали в Казани такие условия, которые, могу вам заявить с уверенностью, нигде, ни в одном клубе страны, им не создадут. И это не материальная сторона вопроса. Это касается и работы, и отдыха, и восстановления, и жилья. И делается это для того, чтобы хоккеисты смогли максимально себя раскрыть, заниматься своим любимым делом с полной отдачей, реализовать себя с точки зрения профессиональной на сто процентов. То, что названные хоккеисты выбрали другой клуб, это их дело.


– Все вакансии уже заполнены или еще продолжается комплектование нового состава?


– Хотя вакансии есть, я считаю, что комплектование в основном завершено. Еще возьмем одного или двух игроков, но мы не торопимся. У нас есть еще время, не хотелось бы ошибиться с выбором.


– Для вас при выборе игрока важен человеческий фактор, или главное, чтобы игрок был мастеровит?


– Конечно, человеческий фактор, и я всегда следовал этому принципу. Игрок может быть чертовски талантлив, но если он как человек, не совсем порядочный, то нам с таким игроком не по пути. Ведь он может в любой момент подвести команду.


– Как удалось заполучить в команду Василия Кошечкина и Алексея Емелина? Ведь на них глаз положили не только российские клубы, но и НХЛ?


– Прежде всего они сами захотели, несмотря на то, какие выгодные условия предлагали в других клубах. Оба игрока должны расти, они просто требуют роста, и для этого у них в “Ак барсе” созданы все условия. Знаю, что у них в планах со временем сыграть в НХЛ, у нас они смогут получить максимум что требуется и стать полноценными игроками.


– Как растет своя молодежь?


– Хорошо подрастает. Большая группа своих воспитанников привлекается к тренировкам. Завершился двухнедельный сбор для них. Думаю, что Петров, Майоров, Селезнев уже в нынешнем сезоне будут чаще появляться на льду, они выглядят неплохо и должны прибавить. Но на этом нельзя останавливаться. Хочу подчеркнуть, что мое видение “Ак барса” такое, чтобы в команде большинство составляли свои воспитанники. Очень большая ответственность ложится на нашу школу. Важно, чтобы ребята выходили оттуда хорошо подготовленными не только физически и понимали хоккей, но чтобы и человеческими качествами обладали, и воспитанные были. Чтобы ценили то, какие условия для них созданы, чтобы честь клуба была для них не пустым словом, и они дорожили именем и флагом “Ак барса”.


– Есть ли изменения в подготовке команды к сезону?


– Да, но они незначительные. Обычно в июне мы отдыхаем, но нынче решили чуть скорректировать план. Мы разделили предсезонку на два этапа, подобное, кстати, практикуется в европейских клубах. На первом этапе работали молодые игроки, а также те, кому было рекомендовано подтянуть свои кондиции. По сути, только игроки сборной были освобождены от занятий, у них была огромная нагрузка, и им важно хорошо восстановиться. К тому же, по результатам медицинского обследования, все хоккеисты за два года проделали большой объем работы, нагрузка была огромная, и это нельзя не учитывать. В Финляндии на сборе работа будет несколько сокращена.


– Раз мы коснулись сборной, не могу не задать вопрос об игре нашей команды в целом и первой тройки в частности…


– Конечно, наше первое звено выделялось среди всех, выглядели они очень сильно. И то, что произошло с Алексеем Морозовым, существенно сказалось на игре, как тройки, так и сборной. И трудно сказать, каким был бы окончательный результат, не потеряй перед решающими матчами сборная Морозова.


Что касается сборной в целом, то я не сторонник обсуждать действия своих коллег. Ошибки? Наверняка были, это закономерно, ведь тренерского опыта наставникам сборной не хватало.


– Когда должность главного тренера была вакантной, ваша кандидатура тоже рассматривалась. Почему вы отказались?


– Мы не отказывались. У нас проходили беседы с Владиславом Александровичем Третьяком, были выдвинуты определенные условия. Для меня, я этого не скрывал, работа в клубе важна, как и то, что я в “Ак барсе” делаю. У нас впереди был Кубок европейских чемпионов и нам важно было там победить. Федерация сделала свой выбор.


– Какое состояние сейчас у Морозова, перенесшего операцию на колене?


– Несколько дней назад я с ним разговаривал, процесс реабилитации идет по плану, психологически Алексей чувствует себя нормально, думаю, что все будет хорошо и в конце июля он подключится к тренировкам.


– По ходу регулярного чемпионата СМИ буквально определили дальнейшую судьбу игроков первой тройки, отправив их в разные клубы. Как вам удалось сохранить лидирующее звено?


– У Алексея Морозова и Сергея Зиновьева были действующие контракты. Оставался только Данис Зарипов, у которого контракт с “Ак барсом” завершился, но он был нацелен играть в Казани, где многого добился. Им в нашем клубе нравится играть, потому и дальше они будут радовать болельщиков “Ак барса”.


– Наверняка важную роль в этом процессе сыграл Тахаутдинов?


– Шафагат Фахразович – ключевой человек. Все мы, игроки и тренеры, относимся к нему с огромным уважением, и то, что он делает для ребят, для команды, восхищает.


– У вас в мае истек контракт с “Ак барсом”. Новое соглашение подписали? На какой срок?


– Условия нового соглашения обговорили, но подписи в документах я еще не поставил. Но это вопрос решенный. На какой срок? (После паузы.) Придет время, скажу…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще