Она стояла, облокотившись о перила, и с улыбкой наблюдала за выступлением детей на празднике, посвященном Дню химика, в Нижнекамске. По ее лицу можно было легко прочитать, как она волнуется за ребятишек, своих воспитанников.
Имя Ирины Востриковой всегда ассоциировалось с большим спортом, борьбой, и, когда она шесть лет назад решила завершить карьеру спортсменки, многие посчитали, что зря она спешит с этим. Однако была категория нижнекамцев, которая восприняла это известие с радостью: родители начинающих легкоатлетов с восторгом встретили Ирину на тренерском поприще.
И не ошиблись, ведь Вострикова не из тех тренеров, что проведут занятие и чувствуют себя свободными. Нет, за дело свое она переживает всей душой. И неудивительно, ведь Ирина исподволь готовилась к нынешней профессии, зная, что жизнь спортсмена с участием в соревнованиях рано или поздно заканчивается, а дальше надо отвоевывать y судьбы место под солнцем. Ее педагогические наклонности с годами проявлялись все сильнее, Ирину никогда не утомляли детские голоса, громкий смех и неиссякаемые вопросы, на которые нужно отвечать незамедлительно. Поэтому сейчас она с улыбкой говорит, что за последние несколько лет в ее жизни произошли два главных события – у нее родились сыновья Марк и Саша, и она стала тренером.
– Ирина, наверное, непросто было вот так взять и поменять жизнь. С чего начали?
– Даже занимаясь спортом, я всегда думала о том, что, наверное, у меня получилось бы стать учителем. Как только вышла на работу, то собрала самых разных детей. Мой принцип – не отказывать никому из тех, кто хочет заниматься в моей секции. В прошлом году у меня был первый выпуск. Дети – замечательные. Но моя цель – вырастить не столько чемпионов, сколько просто хороших людей, приучить ребятишек к здоровому образу жизни, чтобы они понимали, как это хорошо быть здоровым, владеть культурой тела. Я веду самую младшую группу, которую затем передаю сестре, и она готовит их к вступлению в большой спорт.
– Однако наверняка среди ваших питомцев есть такие, от которых вы изначально не ждете спортивных результатов?
– Действительно, такие есть, но мы от них не отказываемся, принимаем в секцию. Например, я беру под свою опеку детей своих друзей или знакомых. У взрослых, как правило, нет времени на своих малышей. Зато, приведя их ко мне, они уверены, что их ребенок в свободное время без дела не болтается.
– Ирина, наверное, вашим ребятишкам очень интересно заниматься с таким тренером?
– (Улыбается.) Вы знаете, у них столько вопросов, они спрашивают обо всем. А если серьезно, то я поняла, что работать с детьми у меня получится. Изначально в учебно-тренировочную группу мы набираем человек двадцать с учетом ежегодного так называемого отсева. Подразумевается, что из этого числа затем останется шесть-семь человек, иногда больше. Но у нас отсева практически не происходит, ну не уходят ребятишки – видимо, им все нравится. В моей практике были случаи, когда мальчишки втягивались в хулиганские группировки. В таких ситуациях мы боролись за них совместно с родителями. А так, если у подростка все хорошо складывается, то перед ним открываются неплохие перспективы.
– Среди ваших подопечных часто попадаются такие вот перспективные?
– Есть очень хорошие дети. Например, один мальчик неожиданно для нас занял второе место на всероссийских соревнованиях в Адлере, в которых участвовали полторы сотни сильнейших спортсменов. Мы, конечно, знали, что он боец, но, похоже, недооценивали его возможности. А так ребята становились призерами первенств России, среди них могу назвать Артема Васильева, Рустема Ахметова. У девочек сложнее, но и среди них встречаются способные и интересные личности. Однако нужно учитывать, что спорт – это огромный труд.
В детском саду сыновья Ирины с гордостью говорят о себе, что они – спортсмены. Оказывается, мама приводит их иногда на тренировки в свою секцию, где они с интересом наблюдают за старшими ребятами, а затем всем рассказывают, что они тоже занимаются в секции легкой атлетики. Но Вострикова хочет обучить их вначале плаванию, хотя признает, что младший Санька уже активно играет в футбол и ни в чем не уступает старшему брату.
– Ирина, вы совмещаете тренерскую работу с общественной. Как это удается?
– Дело в том, что фонд помощи спорту существовал с 1993 года, и спорткомитет Нижнекамска был его учредителем. Но в последнее время организация практически бездействовала. А в 2001 году я провела свои первые соревнования по многоборью – генеральный директор ОАО “Нижнекамскнефтехим” издал соответствующий приказ. На тот момент сложилась такая ситуация, что я ушла из большого спорта, но сумела сохранить связи со многими тренерами. В России вообще не проводятся соревнования по многоборью, есть только первенство и чемпионат. Мы решили организовывать свои соревнования, и, вы знаете, все откликнулись, приехали спортсмены отовсюду – от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. В этом году состоялись уже пятые по счету сборы. Так вот, когда мы только задумывали организацию таких соревнований, директор спортклуба “Нефтехимик” Сергей Клипачев сказал, что есть такой фонд и нужно просто возобновить его работу. Я записалась на прием к тогдашнему главе города Ильсуру Метшину, он поддержал нас. Пока у нас все получается. Работаем со спонсорами, они помогают нам и в организации соревнований, и при поездках ребят на различные турниры.
– Работать со спонсорами – тяжелый удел?
– Не из легких. Просить тоже надо уметь, а, с другой стороны, не каждому по характеру этим заниматься. В основном все строится на личных отношениях. Одно могу сказать – огромную поддержку нам всегда оказывает ОАО “Нижнекамскнефтехим”, а имея такого надежного друга, можно не бояться сложных проблем. Вообще, “Нижнекамскнефтехим” сыграл в моей жизни значительную роль. В спортклуб “Нефтехимик” нас с сестрой привела мама, когда нам было по десять лет. До этого мы по конкурсу поступили в музыкальную школу, но вынуждены были уйти оттуда из-за отсутствия пианино – его просто негде было купить. Наш первый тренер Виктор Германович Сазонов занимался с нами в средней школе №6. Затем был спортивный класс, тренировки, соревнования. И ко всему, что связано со мной, всегда был причастен “Нижнекамскнефтехим”. Мне даже девчонки из других городов завидовали.
Однажды Ирина готовилась к серьезным соревнованиям. Ей необходимо было отработать метание копья. Она выходила и в поле, и на дорогу, но разве набегаешься вот так по разным окраинам. У спортклуба “Нефтехимик” к тому времени появилось искусственное поле с подогревом. Его оборудование, естественно, стоило недешево, а потому на него не пускали никого, кроме футболистов. Востриковой же разрешили здесь тренироваться. Когда она выходила на поле, весь состав футбольного клуба “зависал” в окнах “Нефтехимика”. Кое-кто даже выбегал и измерял глубину проникновения копья в газон – боялись, что Ирина может попортить поле.
– Когда вы поняли, что относитесь к категории перспективных спортсменок?
– Талантливой я себя никогда не считала. По крайней мере, сейчас среди моих подопечных есть дети намного талантливее меня. Роль играют два фактора – способность к труду и случай. В спорте важно оказаться в нужный момент в нужном месте, участвовать в престижных соревнованиях. С другой стороны, сейчас все переходит на коммерческую основу, и зачастую оказывается так, что у способных детей просто нет возможности заниматься. Их родители в силу финансовых затруднений не могут купить необходимую спортивную одежду, организовать поездки. А если еще и занятия станут платными, то мы, наверное, половины детей недосчитаемся.
– Ирина, почему вы сами не готовите спортсменов для большого спорта?
– Моя сестра, которая на протяжении нескольких лет была и моим тренером, прекрасно адаптировалась в этой среде. Она пережила “наезды” со стороны функционеров-мужчин, которые считают, что женщина не может быть профессиональным тренером. Перетерпела упреки на предмет, что родственные отношения в большом спорте не приветствуются, окрепла духом и прекрасно ладит с детьми, возит по сборам. А мне просто даже не хочется сейчас вспоминать все, что было связано с большим спортом. Я хочу жить нынешним днем и будущим.
– Не было желания покинуть “Нефтехимик”?
– Скажу честно, предложения поступали и поступают до сих пор. Но я считаю, что от добра добра не ищут. Кроме того, всегда довожу начатое дело до конца. Однажды я как-то решила поехать по приглашению в Польшу. Доехала до Москвы и развернулась. Многие, поселившись за границей, продлили свою жизнь в спорте. А для меня важно и престижно – жить в России. В свое время стала чемпионкой России, сестра была признана лучшим тренером по многоборью в России. Пусть это маленькая, но наша с ней победа.
Ленария ГАРИПОВА.