Для нападающего казанского “Ак барса” Даниса Зарипова нынешний сезон особенный. Он не только стал чемпионом России, но вошел в состав сборной России, которая играет сейчас на чемпионате мира в Риге. Прежние годы он находился в тени лидеров “Ак барса”, а в нынешнем сезоне вместе с Алексеем Морозовым и Сергеем Зиновьевым вошел в число лучших бомбардиров суперлиги. А пятерка, где вместе с этими нападающими играли защитники Виталий Прошкин и Раймон Жиру, по праву может называться великолепной.
С Данисом Зариповым удалось поговорить за день до его отъезда в родной Челябинск, откуда он собирался уехать на тренировочный сбор национальной команды России.
О сборной
Данис Зарипов впервые оказался в сборной страны в 2000 году. Тогда его, воспитанника челябинского “Мечела”, пригласил в молодежную сборную на чемпионат мира Петр Воробьев. Но сборная сыграла в Москве неудачно – заняла только седьмое место. Именно на том турнире и присмотрели селекционеры “Ак барса” уральского паренька, и летом следующего года он уже оказался в Казани. И, надо заметить, переход вызвал прения: в Челябинске его не хотели отпускать, но руководство казанского клуба продемонстрировало настойчивость и дипломатию. А бывший в то время главным тренером казанцев Владимир Крикунов посоветовал Данису “не дергаться”: мол, тренируйся, все утрясется.
Во взрослой сборной страны Зарипову довелось дебютировать при Владимире Плющеве в 2003 году. Но те времена Данис вспоминать не любит: не получилось тогда сыграть так, как хотелось. Закрепиться же в сборной удалось лишь в нынешнем сезоне.
На победном для сборной России “Кубке РОСНО-2005” Данису довелось сыграть в одной тройке со своими партнерами по клубу – Алексеем Морозовым и Сергеем Зиновьевым. Но, по мнению специалистов, игра звена “Ак барса” не впечатлила. И тому были объяснения: главный тренер сборной Владимир Крикунов старался выпускать “барсов” на лед в те моменты, когда приходилось играть или в меньшинстве, или против первых звеньев соперников. Когда же казанцы выходили на лед в большинстве, то это, как правило, были 30-40 секунд, после того как свое время отыгрывал Сушинский с партнерами. Создавалось впечатление, что Крикунов не верил в перспективу первой тройки “Ак барса”. Поэтому она и в Турин на зимнюю Олимпиаду не попала.
Зарипову представился еще один шанс на “Шведских хоккейных играх”. И Данис, ставший лучшим в заключительном турнире Евротура, сыграл так, что даже у самых предвзятых критиков не осталось сомнений в том, что Зарипов должен ехать на чемпионат мира.
– Данис, у вас чемпионат мира в Риге будет первым в спортивной карьере. Есть мечта?
– Конечно, есть – выиграть медаль, лучше, конечно, если будет золотая, но и от серебряной или бронзовой отказываться не буду.
– Хотелось сыграть на Олимпиаде?
– А кто откажется от такой возможности! Но это уже прошлое, и ворошить его не хотелось бы. Надо думать уже о новой Олимпиаде, хотя что будет через четыре года, загадывать трудно. Но, думаю, играть еще не брошу.
Об “Ак барсе”
– Данис, перед началом сезона ставилась перед командой задача выиграть золотые медали?
– Да нет, такого наставления не было. Конечно, стараться выигрывать в каждом матче надо было. Но это и без указаний сверху ясно. Другое дело, что желаемое не всегда становится реальностью Вот и в прошлом сезоне у нас была сильная команда, но медали выиграть не удалось.
– Раз уж зашел разговор о прошлом сезоне, то почему не получилось стать чемпионами?
– Причин немало. Не повезло, наверное…
– А если задать вопрос иначе: чем отличается “Ак барс” образца прошлого сезона от нынешнего, чемпионского?
– Год назад в команде было много звезд, а нынче много работяг.
– Если бы вам пришлось выводить формулу чемпионства, то какие слагаемые потребовались бы?
– Их много. Нельзя стать чемпионом без везения, усилий всей команды – от хоккеистов до администраторов, без нормального финансирования, внимания руководства клуба к проблемам и быстрого их решения, поддержки болельщиков и руководства региона, за который команда играет.
– По ходу плей-офф то и дело можно было слышать, что, мол, “Ак барс” – команда одной пятерки. Надеюсь, сами “барсы” так не считают?
– Конечно, нет! Ну как можно выиграть чемпионство одной пятеркой? Да, нам приходилось проводить на льду больше игрового времени, чем остальным, но каждый, кто выходил на площадку в форме “Ак барса”, внес свой вклад в победу. Да иначе и быть не могло.
– Девиз “Один – за всех, и все – за одного!” можно отнести к вашей команде?
– Конечно, ведь, если занимаешься хоккеем, футболом, баскетболом или другим игровым видом спорта, без взаимовыручки и поддержки друг друга победы не достигнешь.
– Кстати, о болельщиках. Чувствовали, находясь на льду, что за вас переживают все жители Татарстана?
– Еще как, и рад, что мы не подвели наших болельщиков, подарили им победу.
– Данис, а Кубок чемпионов, который “Ак барсу” вручили, к себе на родину, в Челябинск, повезете?
– Не разрешат, а так бы с большим удовольствием.
– Но ведь в НХЛ это в порядке вещей, и Кубок Стэнли даже в России побывал…
– Там это можно, а у нас как-то не принято пока…
О тренерах
В Казани Зарипов играл при разных тренерах – Крикунове, Моисееве, Плющеве, Вуйтеке и Билялетдинове. Каждый оставил свой след в формировании Даниса как хоккеиста и как человека. Хотя каждый из наставников отличается своими качествами, было одно, которое их объединяло: они не любили проигрывать, независимо от того, в каком клубе работали.
– Если говорить откровенно, то у меня самые яркие впечатления от совместной работы с Юрием Ивановичем Моисеевым, – говорит Данис. – Нагрузки нам он предлагал запредельные, но умел разнообразить тренировки так, что мы забывали об усталости и объемах выполняемой работы.
– Говорят, что Билялетдинов тоже вас на тренировках не жалеет?
– Так в этом нет ничего удивительного, ведь он сам был игроком “Динамо”, когда там работал Моисеев. И знает, что база, заложенная в период предсезонки, потом в играх скажется. И то, что мы так свежо сыграли в плей-офф, во многом заслуга тренерского штаба.
– В семнадцать лет у вас была возможность увидеть североамериканский хоккей.
– Да, мне удалось по протекции Сергея Макарова съездить в Канаду и там год поиграть в местной юниорской лиге. Но на драфт меня не поставили. По всей видимости, не приглянулся я тамошним тренерам-селекционерам.
– Сами не подумываете о тренерской карьере?
– Нет, что вы, какая тренерская работа, когда ты чемпион России и желание играть бьет через край!
О чемпионстве
– Данис, когда поняли, что стали чемпионами, о чем подумалось?
– Ни о чем… Как в тумане все было. Чем ближе была цель, тем больше мы старались не думать о том, что можем выиграть чемпионство. Гнали от себя мысли, что можем победить в финале “Авангард”. Тем более что в прессе чего только не говорили о нашей серии. Ведь даже после двух побед в Казани наверняка мало кто думал, что серия завершится уже после третьего матча. И когда шли последние минуты матча в Омске и уже все понимали, что мы победили, поймал себя на мысли: а что дальше? И это был, пожалуй, самый волнительный момент в моей жизни. Только спустя некоторое время пришло понимание, что мы свершили нечто большое, написали золотую страницу истории казанского клуба.
– О чем говорили в раздевалке сразу после победы тренеры, руководители клуба?
– Не помню конкретно. Были шум, веселье, все говорили одновременно. Конечно, все поздравляли друг друга.
– Какой вкус у победы?
– Знаете, даже трудно так однозначно ответить. Наверное, кисловато-солоноватый… Эдакая смесь пролитого пота и шампанского из чемпионского кубка.
– У вас полная коллекция медалей российских чемпионатов, которую вы выиграли с “Ак барсом”?
– Да, я сумел выиграть с “Ак барсом” сначала “серебро”, потом “бронзу”, а сейчас добрался до “золота”. И каждая медаль по-своему дорога и весома.
– Помните, как команду встречали в Казани?
– О, это было замечательно! Никогда в жизни ничего подобного не видел. И если бы рассказали, точно бы не поверил. В аэропорту собрались несколько тысяч болельщиков, наверное, все те, кто ходил на наши матчи в Казани. После таких встреч и понимаешь, что значит выходить на лед в форме “Ак барса”, какую ответственность на себя берешь.
– Отметили чемпионство с размахом?
– Нормально. После прилета в Казань посидели в ресторане, расслабляться больно нельзя, ведь у некоторых из нас впереди еще игры. Вот 26 мая соберемся все вместе, чтобы медали получить, тогда и отметим победу.
– Где отпуск проведете?
– Пока и не думал об этом. Сейчас вот на пару дней съезжу в Челябинск, а затем в Москву, на сбор.
О Казани
– Данис, вы единственный татарин в “Ак барсе”. Ваша национальность каким-то образом повлияла на выбор команды пять лет назад?
– Да нет. Какая разница, кто ты: татарин или хохол. Хоккей интернационален. А мои корни – челябинского происхождения, и в нескольких поколениях у меня все родственники – татары.
– Но в “Ак барсе” вам все-таки было проще адаптироваться?
– Не знаю, как на это повлияла моя национальность, но, чтобы тебя приняли в команде, надо быть самим собой и пахать как на тренировках, так и в играх. Возможно, меня тренеры считали местным, но от этого они мне не делали скидок и требовали так же, как и со всех.
– Кто привел вас в свое время в хоккейную школу?
– В хоккей меня привел отец. В детстве я бегал с клюшкой по дому, с дедушкой играл. Родители увидели, что у меня есть интерес к шайбе с клюшкой, вот и привели в хоккейную школу.
– У вас еще год контракта с “Ак барсом”. А что потом?
– Меня все в “Ак барсе” устраивает, но хотелось бы свои силы попробовать в НХЛ. Надо все в хоккее испытать.
– Почти пять лет в Казани – срок достаточно большой, чтобы познакомиться с городом. Есть ли любимые места, улочки? Где предпочитаете проводить время?
– Вот времени как раз зачастую и не хватает. То тренировочные сборы, то игры. Любимые места, конечно, есть. И Казань очень красивый город, хорошеет прямо на глазах.
О “Татнефть-арене”
– Данис, с каким чувством переезжали в “Татнефть-арену”?
– Знаете, в старом Дворце спорта все было как-то уже привычно, знакомо, как в родном доме. А менять местожительство всегда психологически сложно. Как на новом месте дела сложатся, какие будут соседи? Но нам, я считаю, повезло. Никаких проблем. И даже атмосфера на хоккее поменялась.
– Она стала лучше?
– Поменялся состав зрителей: в прежнем Дворце спорта меньше было мест на трибунах, и попасть на хоккей было крайне сложно. Соответственно, и контингент болельщиков был определенный. Теперь атмосфера стала демократичнее, да и сама арена располагает к игре раскованной, с размахом.
– Когда выходите на лед, обо всем, кроме игры, забываете или слышите выкрики с трибун?
– Конечно, стараешься полностью сосредоточиться на игре, но отдельные реплики, особенно когда сидишь на скамейке запасных или штрафников, слышны.
О себе
– Данис, вы семейный человек. Если на чаши весов положить хоккей и семью, что перевесит?
– Конечно, семья – она на первом месте, а уж потом работа.
– Тогда не ошибусь, если предположу, что свободное время стараетесь проводить в семье?
– Да, вы правы. Вот только свободного времени очень мало. С сынишкой в последнее время на каток ходили, на коньки его поставил.
– Есть какие-то увлечения?
– Не отличаюсь оригинальностью. Хотелось бы, может, поиграть в теннис или в гольф, но мне вполне хватает пока общения с семьей.
– Есть любимые фильмы, музыка?
– В поездках только фильмы и смотрим. В курсе всех новинок. А музыку предпочитаю веселую.
– Среди хоккеистов немало гурманов. В последнее время в Казани появилось много ресторанов. Какую кухню предпочитаете?
– В принципе, ем все, что жена приготовит. Я непривередливый человек. Хотя могу сказать, что люблю суши…