Тяжела тренерская ноша. И без мечты растить спортсменов просто невозможно. Сергей Ульянов в бытность, когда сам выступал в регатах, собрал солидную коллекцию наград. Большой урожай медалей и на счету его учеников, штурмовавших самые высокие вершины. Вот только незадача: нет среди них олимпийской медали. Потому и мечтает Сергей Михайлович, который отмечает 60-летие, о награде олимпийской чеканки.
Как он считает, Татарстан, имеющий богатые традиции в академической гребле, заслужил это. И выискивает сейчас заслуженный тренер страны Ульянов мальчишек и девчонок, которым в будущем было бы по силам замахнуться на олимпийский пьедестал.
Сам Сергей на Олимпиаду не попал, хотя шансы на то были. Впрочем, слово Сергею Михайловичу.
– За два года до Олимпиады в Мюнхене в стране появилась очень перспективная четверка в составе Александра Плюшкина, Геннадия Московского, Сергея Ульянова и Анатолия Фролова с рулевым Виталием Сыченковым, – рассказывает он. – Тренер Василий Трофимович Глухих рассчитывал на наши победы, и они не заставили себя ждать. Уже в 1970 году на первенстве России казанская четверка была первой, хотя на чемпионате СССР финишировала только четвертой. Но на то были весомые причины: за день до финала заболел Гена Московский, и пришлось ему срочно искать замену. А затем Толя Фролов, решив сосредоточить свои силы на учебе – ему предстояло защищать диплом в КАИ, – ушел из четверки. Ему на смену пришел Гена Жихарев. В 1971 году мы выиграли чемпионат страны и входили в сборной СССР в состав восьмерки. Готовились к Олимпийским играм 1972 года. Вот только выступить в Мюнхене мне не пришлось – сорвал спину на тренировках. И при медицинском обследовании врачи дали понять, что, если не хочу стать инвалидом, со спортом надо заканчивать.
Завершив карьеру спортсмена, Сергей Ульянов вернулся из Казани в родную Коломну, где начинал занятия греблей и где решил начать работу тренером. Но очень скоро тогдашний заместитель председателя Татсовета “Динамо” Подольский предложил Сергею тренерскую работу. Ульянов не настроен был и раньше уезжать из Казани, да жена настояла на возвращении в Коломну. Когда Сергей Михайлович заявил об этом, неожиданно услышал от Подольского, что с женой все вопросы улажены и она уже собирает чемоданы. Так и состоялось второе возвращение Ульянова в Казань.
Много всего разного произошло за тридцать с лишним лет, что работает Ульянов тренером в Татарстане. Были и победы его воспитанников на чемпионатах мира, были и неудачи. Самым талантливым в последние годы был Александр Устинов. Но трагическая смерть в автокатастрофе не позволила его ученику выиграть олимпийскую награду.
Когда в 1996 году сгорела гребная база, а с ней пеплом над Кабаном разлетелось все то, что называлось лодками, досада и бессилие душили мертвой хваткой. Смешно сказать, но даже сейчас, спустя десять лет, казанские гребцы тренируются и выступают в основном на тех лодках, которые во время пожара были свалены во дворе и подлежали списанию. Но Сергей Михайлович не теряет оптимизма и веры в своих учеников. Связывает Ульянов определенные надежды и с открывшейся в 2003 году в Казани детско-юношеской школой по академической гребле. Со своей мечтой он расставаться не намерен. Есть силы, опыт, желание и, что самое главное, – мальчишки и девчонки, которым покорять спортивные вершины.