27 золотых медалей, десять из которых россияне выиграли в течение двух последних дней Олимпиады, служат слабым утешением для страны, являвшейся некогда лидером мирового спорта.
XXVIII Олимпийские игры в Афинах, событиями которых почти три недели жил мир, завершились. Сник накал страстей, олимпийцы разъехались по домам. Кто-то радуется победе, кто-то переживает неудачу. Игры в Греции – история. И ее уже не перепишешь. Можно из нее сделать только выводы с надеждой упрочить положительный опыт и не повторить печальных ошибок.
Давайте признаемся себе, что наша страна уже перестала считаться в мире спорта великой державой и вызывать дрожь у соперников одним своим присутствием на соревнованиях.
Можно сколько хочешь планировать, сидя в кабинете на Лужнецкой набережной в Москве, но ведь спортсмены, как и функционеры, прекрасно знают, что планы – это одно, а их выполнение – совсем другое. Могу сказать уверенно, что не было в сборной России такого спортсмена, который бы ехал на Олимпиаду в Грецию с мыслью лишь посмотреть страну, купить олимпийские сувениры родственникам и друзьям, пройтись в колонне на церемонии открытия Игр. Любой атлет, даже представляющий вид спорта, где у нашей страны нет перспектив, всегда стремится выступить как можно лучше. Побороться за медаль, улучшить свое прежнее достижение, выиграть хотя бы один бой или схватку. И не повернется язык обвинить спортсменов в том, что они не хотели побеждать.
Другое дело, что в тех же игровых видах спорта, где составы комплектуются главными тренерами, не все сильнейшие попали в окончательную заявку. Ну не захотел взять главный тренер кого-то – и все тут. Невольно обращаешь свой взор к мужской волейбольной сборной. Не захотел Шипулин взять в команду Фомина и Олихвера. И дело не только в том, что эти игроки казанского “Динамо” возрастные. Играй они у него в “Локомотиве-Белогорье”, можно не сомневаться – поехали бы Дмитрий и Руслан в Афины. И как не хватало в нашей сборной игрока в полуфинальном матче с итальянцами, способного хорошо подавать. Вот где Фомин смог бы помочь.
Или другой момент. Мне со стороны показалось, а люди, побывавшие в Афинах, подтвердили: пропал в нашей сборной дух коллективизма и всеобщей поддержки. На прежние Олимпиады и чиновников разных ездило меньше, и личных тренеров спортсменов, как правило, не брали, но была ответственность главных тренеров, которые не щадя живота своего горой стояли за своих олимпийцев. На Играх в Греции, пожалуй, таким отношением к делу могут похвастаться только борцы да боксеры. Это как раз тот случай, когда вложенные усилия не пропали даром. Мастера бокса, вольной и греко-римской борьбы и дзюдо принесли в копилку сборной 21 медаль, и 8 из них – золотые. Когда в команде каждый друг за друга, когда радости и печали делят на всех, можно свернуть горы.
Татарстан в Афинах представляли десять спортсменов. Двое из них – Ирек Зиннуров и Марат Закиров – в составе ватерпольной сборной завоевали бронзовые медали. Если Зиннуров десять лет назад играл в “Синтезе”, куда вновь вернулся, то Закиров, хотя и родился в Нижнекамске, играл в Москве, а в последние годы выступал за итальянский клуб.
В остальных видах олимпийской программы, где выступали татарстанцы, мы ждали медалей в стендовой стрельбе и надеялись, что сборная шпажистов, в которой запасным был Радугин, пробьется на пьедестал почета. Увы, до медалей не дотянулись. Шпажисты проиграли в полуфинале, а затем и в поединке за третье место. Василий Мосин, завоевавший право поехать на Олимпиаду буквально за месяц до ее начала, никакой специальной подготовки к Играм не вел. Будь он удачливее в первой серии, вполне мог попасть в шестерку финалистов, но шквалистый ветер осложнил стрельбу, а во второй смене погода утихомирилась и соперники стреляли в лучших условиях. Выиграл в дубль-трапе шейх из ОАЭ Аль-Мактум, опередивший второго призера на десять мишеней. Чему удивляться, если Аль-Мактум каждый день на тренировке делает 2100 выстрелов, а наш Мосин не имеет условий и возможности его норму осилить и за месяц. Доходило до смешного: в самый ответственный период подготовки к Олимпиаде на стенде, где тренируются Демина и Мосин, несколько раз отключали подачу электроэнергии. И ответственные работники Министерства по делам молодежи и спорту РТ не в состоянии были оперативно решить проблему.
На Играх в Атланте сборная России по плаванию завоевала 8 медалей, половина которых были высшей пробы. В Сиднее в копилке нашей команды были только две награды – серебряная и бронзовая. В Афинах – только одно “серебро”. И наивно было полагать, что Алексей Зацепин и Яна Мартынова смогут подняться на пьедестал почета. Проплыви Яна дистанцию 400 метров комплексом с результатом, который позволил ей выполнить олимпийский норматив, она бы попала в финал. А так она заняла только 21-е место. У Зацепина шансов было еще меньше. В итоге он 26-й, а эстафетная команда, в которой он плыл, не пробилась в финал.
Не порадовали и легкоатлетки Екатерина Кондратьева, дающая Татарстану параллельный зачет, и Гульнара Самитова. Самитова пробежала дистанцию 5 тысяч метров в свою силу и заняла шестое место. На полуторке ей стартовать не пришлось, хотя шансы на этой дистанции у нее были предпочтительнее. Но тренеры сборной России рассудили иначе.
Еще одна спортсменка представляла в Греции нашу республику в турнире по вольной борьбе. В весовой категории до 55 кг Ольга Смирнова из Альметьевска заняла только десятое место.
Что и говорить, результат выступления татарстанских спортсменов в Греции неутешительный. Не стоит тешить себя оптимистическими надеждами, что в следующем олимпийском цикле ситуация изменится кардинальным образом. Не занимаясь серьезно развитием олимпийских видов спорта, не строя современные сооружения, не вкладывая средства в подготовку спортсменов, в стимулирование тренеров, нереально ждать победы.
Руководитель российской спортивной делегации Анатолий Колесов в ходе Игр в Афинах неоднократно повторял, что через четыре года в Пекине россиянам суждено быть статистами. Надо полагать, сборная России статистом не станет, но если в ближайшее время ничего существенного не произойдет в управлении российского спорта, то золотой олимпийский багаж нашей страны заметно полегчает.
Давайте проведем небольшое сравнение. Сборная США в 1996 году в Атланте завоевала 44 золотые медали, у России тогда было в копилке 26 наград, а сборная Китая довольствовалась 16. Через четыре года в Сиднее ситуация выглядела так: американцы выиграли 39 первых мест, у сборной России было 32 “золота”, а у Китая – 28. На Играх в Афинах американцы получили 35 медалей высшей пробы, россияне – 27, китайцы – 32. За восемь лет сборная Китая вдвое увеличила количество побед. Россияне остались примерно на том же уровне, а сборная США потеряла девять медалей. Если эта тенденция сохранится, то через четыре года сборная Китая завоюет на своих аренах 40 золотых медалей, не меньше.
Да, все специалисты сходятся во мнении, что через четыре года китайцы будут доминировать, а конкуренцию им составят спортсмены не сборных США и России, а Японии. Пожалуй, для этого есть все предпосылки. Олимпиада будет проходить в Китае, где построено уже много олимпийских объектов и у китайских спортсменов будет хорошая возможность освоиться на своих аренах. В Афинах у Китая выступало много молодых атлетов, у которых через четыре года еще не пропадет аппетит выигрывать. В области спортивной медицины китайцы сделали существенный прорыв, и можно быть уверенным, что к Играм в Пекине они придумают что-то новенькое из области допинга – такое, что не сможет распознать даже суперсовременная аппаратура. Не будем забывать и о поддержке болельщиков при населении Китая более миллиарда человек.
В самом Китае, правда, относительно будущей Олимпиады высказываются не столь оптимистично. Директор государственного Центра олимпийских исследований в Пекине, а в отличие от России в Китае есть подобное заведение, Жэнь Хай полагает, что растущее благосостояние граждан КНР постепенно превращает спорт из способа выживания для бедных в развлечение для яппи, желающих быть на виду. И это, на его взгляд, ведет к кризису: у китайских детей появились деньги на другие занятия, например, на учебу в университете или на изучение искусств. Родители хотят, чтобы дети читали книжки, а не занимались спортом. По статистике лишь двадцать процентов выпускников спортивных школ потом входят в число 17 тысяч профессиональных спортсменов, которые находятся на содержании у государства. В олимпийскую сборную, включая ближайший резерв, входит 3 тысячи 200 спортсменов, а получают они весьма скромное пособие – от 120 до 500 долларов в месяц. Это меньше, чем зарабатывает в Китае менеджер среднего звена.
И все-таки у сборной России есть шансы выступить в Пекине через четыре года вполне успешно. Китай – не Австралия. Не будем забывать, что у нас есть Дальний Восток, где можно смоделировать условия для подготовки будущих олимпийцев, близкие к тем, что будут в Пекине во время Олимпиады. Но построить там современную тренировочную базу, отвечающую самым передовым требованиям, нужно очень быстро. В противном случае, упустив время, наши спорт-смены окажутся в сложнейшей ситуации. И тогда может получиться так, что россияне, наблюдая по телевизору за Играми в Пекине, будут “поливать” наших спортсменов, совершенно не вдаваясь в подробности, почему так происходит, были ли нормальные условия для подготовки у их соотечественников.