На завершившемся недавно в Казани чемпионате Татарстана по легкой атлетике на трибуне можно было увидеть и заслуженного мастера спорта по тройному прыжку Дениса Капустина. Нет, спортсмен участия в соревнованиях не принимал, у него свой график тренировок и стартов. Он сидел на трибуне и с грустью наблюдал за перипетиями состязаний. 33-летний прыгун сегодня перед дилеммой: с одной стороны, неудовлетворенность своими результатами и желание завершить карьеру спортсмена. С другой – осознание ситуации: среди российских прыгунов нет явного лидера, а Денис, несмотря на перенесенную операцию и длительный восстановительный период, не позволивший полностью избавиться от последствий травмы, пока остается самым стабильным прыгуном в России.
– Денис, на соревнованиях Мемориала братьев Знаменских, где ты стал вторым, прыгнув на 16 метров 76 сантиметров, обнаружилось, что в протоколах ты значился как представитель двух регионов – Москвы и Саратова. Но, насколько мне известно, хотя ты формально и перебрался в Москву, параллельный зачет даешь и Татарстану?
– Да, так оно и есть, а в протокол вкралась ошибка.
– А зачем решил перебраться в Москву?
– В Казани тогда до моих проблем никому не было дела. Но жить, тренироваться здесь мне всегда было намного приятнее, чем в Москве. Не сложились тогда у меня отношения с руководством Госкомспорта, хотя и не просил для себя чего-то исключительного. Мне предлагали и раньше хорошие условия в других городах, но я оставался патриотом Татарстана. И сейчас остаюсь им, хотя, возможно, кое-кто уже поторопился списать меня со счетов.
– На Кубке Европы в Италии Капустин оказался за чертой призеров, хотя они показали и не такие уж впечатляющие результаты.
– Кому сейчас будет легче, если скажу, что на сборах перед Кубком Европы многие, кто находился на тренировочной базе, получили пищевое отравление, на фоне которого и пришлось выступать во Флоренции?..
– После Италии руководство сборной страны высказало неудовлетворенность твоими результатами.
– Что-то такое было, и теперь я готовлюсь к чемпионату страны. Может, это и к лучшему. В Казани какая-то своеобразная атмосфера, позволяющая забыть о проблемах, сосредоточиться на подготовке.
– Для тебя сейчас самый главный старт сезона – чемпионат мира в Париже?
– На чемпионат мира еще надо попасть. А для этого нужно не только выиграть чемпионат России, но и показать соответствующий результат. Международная федерация легкой атлетики установила норматив – 17 метров 10 сантиметров. Выполнив его, можешь рассчитывать на поездку во Францию.
– Кто твои главные конкуренты на место в сборной России?
– Сейчас подобралась сильная группа в московском клубе “Луч”, которую тренирует Тер-Ованесов. Зимой четверо из его подопечных прыгали в районе 16 метров 90 сантиметров. Но у них все отлажено, есть целый штат помощников и консультантов, есть база для тренировок, есть стабильное финансирование…
– А у тебя?
– Спасибо Министерству по делам молодежи и спорту Татарстана, оплатившему затраты на мою операцию и восстановительный период. Но ведь тренироваться приходится каждый день, а это требует не только физических сил, но и финансовых вложений, соответствующего медицинского обслуживания. Честно сказать, средств не всегда хватает.
– Думаю, что у вас, легкоатлетов сборной страны, денежное довольствие, конечно, не такое, как у представителей игровых видов спорта, выступающих в элитных дивизионах, но достаточное, чтобы чувствовать себя обеспеченным.
– Министерство по делам молодежи и спорту РТ платит мне стипендию – 3400 рублей. Много ли это – судите сами. Но я привык довольствоваться малым, показывая при этом достаточно высокие результаты.
– На чем же держится твой энтузиазм?
– Даже не знаю. Я ведь представитель советской школы прыгунов тройным, исповедовавшей силовую манеру прыжка. Сейчас акценты сместились. Прыгунов стали “лепить” из спринтеров. Атлетов с высокой скоростью легко учат прыгать, и они за короткий срок могут добиться приличных результатов. Вот сейчас и стою перед выбором. Впереди Олимпийские игры в Афинах и очень хотелось бы выступить на них. Но с сегодняшними моими прыжками на 16.70 рассчитывать на медаль очень сложно. И если не прибавлю, шансов попасть в Афины практически не будет. А проблема в моей ноге. Очень медленно идет ее заживление. Медицинские препараты, которыми пользуюсь, дают незначительный эффект.
– Скажи, почему сейчас так мало молодежи идет в легкую атлетику?
– Этот вид не зря зовется королевой спорта, 46 комплектов медалей разыгрывается в нем на Олимпийских играх. Но в нашей стране он на правах Золушки. Взять Казань. У нас есть Центральный стадион с отличным покрытием, с великолепным видом, который открывается с трибун. Ну что стоит провести на нем соревнования с приглашением звезд легкой атлетики, чтобы на трибунах были зрители, чтобы телевидение показало эти соревнования. А то включаешь телевизор… Вот и получается, что молодежь не идет в легкую атлетику, считая, что это дело непрестижное. Легче торить дорожку в сторону криминала.
Беседовал
Александр МЕДВЕДЕВ.
Послесловие. Пусть читателя не смущает несколько пессимистичный тон известного прыгуна. Денис не хочет быть на вторых ролях, потому что привык все делать как можно лучше. И очень переживает, что его нога медленно заживает, не давая тренироваться и прыгать в полную силу. Выработанное годами стремление быть первым, быть сильнее соперников, мы уверены, не даст пропасть Капустину в жизни. Но Денис считает, что еще не использовал полностью резерв, что отпущен ему природой в спорте – в прыжках тройным. Пожелаем ему успеха!