Никто не хотел уступать в пятом полуфинальном матче: на казанском льду сошлись достойные соперники, выигравшие по две встречи дома. Но в финал вышла только одна команда. У “Ак барса” мотивации оказались выше, да и фактор своего поля сыграл не последнюю роль: трибуны неистово поддерживали своих любимцев, желая им только одного. ПОБЕДЫ!
“Ак барс” (Казань) – “Авангард” (Омск) – 3:2 БЛ (2:0, 0:1, 0:1, 0:0, 1:0). 30 марта. Казань. Дворец спорта. 3 845 зрителей.
Судья – Бутурлин (Москва).
Штраф: 14-14.
Вратари: Царев – Вьюхин.
Шайбы забросили: Сарматин (Трофимов, Завьялов, 3, бол.), Цыплаков (Квартальнов, Бенда, 14) – у “Ак барса”; Субботин (Шаргородский, 31), Кознев (Попов, 50) – у “Авангарда”.
Буллит забил Бенда.
Буллиты не забили: Золотов, Чупин, Ждан, Трофимов (“Ак барс”); Сайфуллин, Прохазка, Патера, Субботин, Затонский (“Авангард”).
Даже оптимистично настроенные поклонники “Ак барса” скромно оценивали шансы своей команды в пятом матче. Уж слишком были расписаны все плюсы “Авангарда” в прессе и на “нет” сведены все достоинства “Ак барса”. Складывалось впечатление, что вопрос о втором финалисте лишь вопрос времени. Но хоккеисты тоже газеты читают. И пропагандистский план омичей обернулся обратным эффектом: “барсы” только завелись от подобной несправедливости.
Попасть на хоккей было делом крайне сложным, но никто по этому поводу демонстраций и голодовок не устраивал, прекрасно понимая, что у Дворца спорта в Казани стены не резиновые. Даже повышение цен на билеты осталось незамеченным. Зато появление охранников рядом с хоккеистами омской команды вызывало недоумение: даже ярые фанаты “Ак барса” не рвались брать автографы у Сушинского и компании. Так что появление крепко сбитых парней рядом с не менее физически развитыми хоккеистами выглядело неестественно. Охранники “Авангарда” исправно “пасли” своих игроков и зорко следили за дверями раздевалки хоккеистов, не дай Бог кто-нибудь посторонний туда заглянет.
Плакатов с призывами к “войне” с ястребами в зале не мелькало, но казанский болельщик настраивался поддержать команду.
Матч удался по всем законам хоккейного спектакля. Игрища НХЛ и рядом не стояли. Высокие скорости, силовые единоборства, отменные действия нападающих и защитников, надежная игра вратарей. От первой секунды до заключительного буллита публика была в наивысшем напряжении, до последней секунды не ведая, чем завершится противостояние двух великолепных команд.
Стартовый рывок хоккеистов “Ак барса”, предложивших сопернику иной хоккей, чем они привыкли видеть ранее, обескураживающе подействовал на омичей. Прийти в себя они смогли лишь к середине встречи, когда счет был 2:0 не в их пользу. Хорошо, что они нашли в себе силы и смогли выровнять, казалось, уже начисто проигранный матч. Слишком много сил было потрачено на то, чтобы сравнять счет. Когда же дело дошло до буллитов, многим хоккеистам “Авангарда” невольно вспомнились эпизоды казанского матча шестидневной давности, когда также пришлось играть в рулетку. Психологически это было сложнейшим испытанием как для хоккеистов “Авангарда”, так и “Ак барса”. Но нервы не выдержали у “пернатых”.
Два наставника – Юрий Моисеев и Геннадий Цыгуров. Хотя обоих причисляют к старшему поколению представителей тренерского цеха, большинству молодых они еще дадут фору. Вы только посмотрите за их действиями во время игры. Сколько экспрессии, эмоций!
Что и говорить, главными действующими лицами на льду были вратари. От их игры зависел не только результат в целом, но и уверенность каждого игрока в отдельности. Они же являлись и своего рода индикаторами надежности команды.
Если в ходе регулярного чемпионата у тренеров “Авангарда” не возникало больших проблем с последним оплотом обороны, то “Ак барс” от игры голкиперов не на шутку лихорадило. И лишь с приходом в конце октября Моисеева, когда начались специальные тренировки с вратарями, они стали увереннее действовать. Но и перед матчами плей-офф у Моисеева не было уверенности, кому из вратарей доверить главную роль: он не уставал повторять, что в команде два хороших вратаря и будет играть тот, кто на сегодня лучше готов. Получив травму, Ячанов тем самым дал карт-бланш своему коллеге Цареву. И, скажем откровенно, Андрей, прочувствовав ситуацию, воспользовался моментом. И его заслуга в победах “Ак барса” высока.
Но в лотерее, второй за серию, даже Царев не был застрахован от ошибки. Когда же после броска Затонского он чудом среагировал на шайбу, едва не угодившую от его спины в сетку ворот, стало ясно, что на тренировках “барсы” основательного натаскивали своего голкипера. А вот Вьюхин, один из лучших в составе “Авангарда” в заключительном матче, в последнем буллите сплоховал. Среагировав на бросок Бенды, он не смог удержать шайбу между щитков, и она медленно заползла в ворота.
Ян Бенда стал своего рода палочкой-выручалочкой “Ак барса”. Сначала он в матче в Питере, забросив в ворота СКА вторую шайбу, оформил за казанцами второе место в турнирной таблице регулярного чемпионата. А в пятом матче полуфинала как минимум сделал команду серебряным призером.
На послематчевой пресс-конференции противостояние двух тренеров, начатое в игре, продолжилось на виду у журналистов. Цыгуров заявил, что, отправляясь на встречу с прессой, он получил наказ от хоккеистов не поздравлять Моисеева с победой: игрокам “Авангарда” не понравился характерный жест тренера “Ак барса” со скамейки запасных в адрес омской команды. Цыгуров тоже был не в восторге от проделки своего коллеги, но не мог не поздравить Моисеева с закономерной победой: проигрывать надо достойно. Вожак “барсов” в свою очередь принес извинения “пострадавшей” стороне, объяснив свой поступок реакцией на судейство во втором матче в Омске: арбитр при счете 2:3 не засчитал взятие ворот “Авангарда”, когда после броска Ерофеева шайба пробила сетку ворот.
На снимке: Александр Завьялов: “Мы – в финале!”