Грядет раскол олимпийского движения?

Все, что происходило в течение трех недель в штате мормонов, долго еще будет откликаться эхом по всем закоулкам мирового олимпийского движения, по которому уже пробежали трещинки, способные привести к масштабному расколу.

Автор статьи: Александр ЛОКИС

Все, что происходило в течение трех недель в штате мормонов, долго еще будет откликаться эхом по всем закоулкам мирового олимпийского движения, по которому уже пробежали трещинки, способные привести к масштабному расколу.


Сборная Канады, выиграв хоккейный турнир, в неофициальном командном зачете обошла сборную России и заняла четвертое место. У нас тоже шесть наград высшей пробы и даже больше серебра (6 против 3), но общая сумма на одну меньше – 16. Именно столько наград завоевали россияне в Америке. Мы – пятые. А на первом месте сборная Германии – 35 медалей (12 золотых, 16 серебряных и 7 бронзовых). Новый рекорд зимних Олимпийских игр! Прежний – 29 медалей – принадлежал сборной СССР и был установлен в 1988 году в Калгари. На втором месте сборная США. Оценивая шансы своих спортсменов до начала Олимпийских игр, американские эксперты говорили, что 25 наград будет огромным успехом для команды. Собрали 34 (10,13,11). Сборная Норвегии на третьем месте – 24 медали (11,7,6). В Солт-Лейк-Сити чемпионами игр стали представители 19 стран. Впервые золотые медали зимних Игр для своих стран завоевали спортсмены Австралии, Эстонии, Хорватии и Китая. Вторую Олимпиаду подряд без “золота” остаются шведы. Всего же медали разного достоинства увезли из Америки спортсмены 25 стран.


Говоря об общекомандном зачете, не могу не вернуться к официальному сайту Игр. А точнее, на главную его страницу. Там имеется таблица пяти лучших сборных команд Олимпиады. Россиян в ней нет, а пятую позицию в ней занимает сборная Австрии, выигравшая на Играх также 16 медалей, но лишь две из них являются золотыми. Как говорится, нет слов!


Всем, даже американцам, прыгнувшим в Солт-Лейк-Сити выше головы, ясно, что МОК на XIX зимней Олимпиаде сел в лужу. Но им пока не до этого – надо с помпой отметить американский триумф и подсчитать барыши. Да и как-то не принято критиковать тех, кто плясал под твою дудку.


Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге в интервью Sydney Morning Herald сказал буквально следующее: “Масштаб Олимпийских игр угрожает их качеству. Мы рискуем стать жертвой своего успеха”. Было это сказано накануне открытия Игр в Солт-Лейк-Сити. Как в воду глядел.


Что и говорить, доходы МОК стремительно растут. Ведущие мировые корпорации стоят в очереди, желая стать спонсорами Олимпийских игр. Многомиллиардные контракты предлагают телевизионные компании, и права на трансляцию соревнований проданы уже на несколько лет вперед. А что говорить о странах, желающих принять Олимпиаду?


Но гигантские доходы МОК наносят ущерб всему олимпийскому движению и снижают имидж самих Олимпиад. Если изначально коммерциализация олимпийского движения обосновывалась благим мотивом, что это даст “деньги для спорта”, то сейчас все подчинено уже иному направлению – “деньги от спорта”.


За последние годы Олимпийские игры превратились в гигантскую бизнес-машину. Только продажа телевизионных прав на трансляцию зимних и летних Игр с 1984-го по 2008 год принесла МОК более 10 миллиардов долларов. Доходы от программы ТОР, в рамках которой компании-спонсоры получают эксклюзивное право ассоциировать свои брэнды с Олимпиадой, в период с 1985-го по 2004 год составят около 1,8 миллиарда долларов.


В перспективе эти суммы будут расти, а президенту МОК, стремящемуся перейти от бурного роста к стадии медленного, но устойчивого развития, похоже, будет не по силам остановить эту лавину. Тем более противников у Жака Рогге значительно больше, чем сторонников. А после Игр в Солт-Лейк-Сити последних стало еще меньше.


Мир убедился, что и с допинговыми скандалами Международному олимпийскому комитету не совладать. В последние дни Олимпиады заговорили о препарате под названием дарбепоэтин. За его применение были дисквалифицированы Йохан Мюллег, Лариса Лазутина и Ольга Данилова. Но он не является запрещенным! Да, его действие схоже с запрещенным препаратом под названием эритропоэтин. Но существует утвержденный Международным олимпийским комитетом список запрещенных препаратов. А как можно лишать спортсменов наград за применение лекарственных средств, в него не входящих?


Самыми заметными фигурами на Играх стали не олимпийские чемпионы, а члены Всемирного агентства по борьбе с допингом (WADA), которое было создано перед летней Олимпиадой в Сиднее. На его финансирование уже ушло более 40 миллионов долларов. Именно там некоторое время работал нынешний президент МОК Жак Рогге. А возглавляет его хорошо известный Ричард Паунд из Канады. Именно ему в 1998 году было поручено разобраться в коррупционном скандале, в котором оказались члены МОК, в том числе и бывший президент НОК России Виталий Смирнов.


У них была задача уличить в допинге с десяток спортсменов, и они с ней легко и непринужденно справились. Потому что ни для кого не секрет, а уж тем более для работников агентств, что без применения специальных препаратов невозможно добиться высоких результатов.


Опыт же соревнований показывает, что подобные антидопинговые кампании дают эффект, близкий к нулю. Зато почва для всякого рода инсинуаций получается благодатная.


Почему на Играх в Сиднее и Солт-Лейк-Сити было разрешено спортсменам, якобы больным астмой, принимать антиастматические препараты, содержащие запрещенные вещества? Данные лекарства расширяют бронхи и увеличивают содержание кислорода в крови, что дает спортсменам-астматикам значительное преимущество. Еще полтора года назад, когда стало известно, что в Сиднее около 600 таких спортсменов-астматиков принимало участие в Олимпиаде, шутили: для них надо проводить свои Игры, по типу параолимпийских.


Для многих понятно, что активность, проявленная работниками WADA, есть очередное шоу, рассчитанное на обывателя. Когда ставки на Олимпиаде столь высоки, невозможно добиться, чтобы спортсмены, тренеры, национальные олимпийские комитеты и международные федерации отказались от использования стимулирующих препаратов. Тем более, зная, что конкуренты их используют. Другими словами, применение допинга и борьба с ним – две стороны одного бизнеса. Очень высокодоходного. Антидопинговые комиссии не успевают за технологиями. Фармацевтические компании намеренно поддерживают временную фору: между выпуском допинг-препаратов и средств их контроля и диагностики проходит один-два олимпийских цикла.


Ясно, что это тупик. Презумпции невиновности более не существует. Развиваясь такими темпами, ситуация, уже вышедшая из-под контроля, может дойти до анекдотичной: спортсмены, выходя на старт, должны будут сами доказывать, что они “чистые”. А принимать их аргументы или нет, будет решать олимпийский комитет. Чем руководствуясь? Национальностью, к примеру. Или суммой спонсорских средств, вложенных в подготовку спортсмена. Или просто личными симпатиями.


Антидопинговые скандалы стимулируют создание новых, более изощренных и менее уловимых технологий. В самое ближайшее время на старты будут выходить натуральные киборги. Одной из новинок является так называемая “генная терапия”. Суть ее в том, что в человеческий организм инфицируется искусственный вирус, в который встроен специально отобранный ген. “Генетически инфицированный” организм претерпевает запрограммированные изменения в силе, реакции и выносливости. Традиционный допинг-анализ в таком случае вам ничего не даст. Но позволить подобное себе могут только спортсмены развитых стран. Следовательно, разрыв между лидерами и остальными будет еще больше, а уже лет через 15-20 соревноваться на Олимпиадах будут только продвинутые страны. Спортивных болельщиков всегда привлекали состязания людей, а не битвы фармацевтических компаний и биороботов.


Коммерциализация олимпийского движения и прогресс спортивных технологий – явления объективно обусловленные. И МОК не в состоянии коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Где найти источники финансирования? Национальные олимпийские комитеты существуют во многом на деньги МОК. Следовательно, взносы стран – членов олимпийского движения не смогут поддержать проведение Олимпиад. Не прожить самому массовому движению на земле и за счет спонсорских денег.


Какой выход? Честно признаться в том, что происходит, и, не прикрываясь олимпийскими девизами и идеалами, постараться создать максимально реальные условия для всех. Но сегодня это больше смахивает на бред, чем на реальность. Хотя на закрытии Игр Жак Рогге не заявил, что прошедшие Игры были самыми великими в истории олимпийского движения, а лишь сдержанно поблагодарил американцев за хорошо организованные соревнования. Вполне возможно, до него наконец-то стало доходить то, что стало давно ясным миллионам людей на планете. Так дальше продолжаться не может!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще