Охотница за медалями

Заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе, неоднократная чемпионка мира, Европы и страны, серебряный призер XXVII Олимпийских игр в Сиднее Светлана Демина вчера принимала поздравления с днем рождения.

Автор статьи: Александр МЕДВЕДЕВ

Светлана Демина.Заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе, неоднократная чемпионка мира, Европы и страны, серебряный призер XXVII Олимпийских игр в Сиднее Светлана Демина вчера принимала поздравления с днем рождения. За последние, по крайней мере, десять лет она впервые в этот день оказалась дома, а не за тридевять земель на тренировочном сборе. Но накануне были занятия в атлетическом зале, а потом почти обязательные на каждый день несколько десятков выстрелов на стенде. Несмотря на день рождения. Идет подготовка к чемпионату мира в Египте, который пройдет как никогда рано – в конце апреля. И хотя до Олимпийских игр в Афинах еще более трех лет, в Каире на круглом стенде уже будет разыграна олимпийская лицензия. А без нее “охота” на золотую медаль греческой чеканки будет запрещена…


Наш корреспондент накануне встретился с лучшей спортсменкой Татарстана 2000 года и попросил Светлану вспомнить некоторые эпизоды своей богатой спортивной биографии.


Высокая цена мирового рекорда

На подлете к Японии аэробус, в котором летели и российские спортсмены, попал в зону ураганного ветра. Дважды экипаж пытался посадить самолет в Токийском аэропорту, но непогода мешала это сделать, играя воздушной машиной, словно игрушкой. Все, кто летел этим рейсом, мысленно уже допускали самое худшее. Нет, паники не было, но некоторые пассажиры, отгоняя страх, накачивались виски. Все-таки экипажу удалось вывести самолет из опасной зоны и через некоторое время посадить его в Осаке. Перелет стал настоящим кошмаром, а ведь впереди была борьба на этапе Кубка мира, где разыгрывалась олимпийская лицензия. Можно понять, в каком состоянии Светлана покидала борт аэробуса.


– Самое страшное было позади. Там, в салоне самолета, наша жизнь висела на волоске. От смерти нас отделяла одна ошибка экипажа или стечение обстоятельств. К счастью, они были на нашей стороне. Тогда, мысленно прощаясь с близкими и родными, обидно было сознавать, что так много чего хотелось бы успеть сделать за жизнь…


– Через два часа снова пришлось сесть в салон самолета и продолжить путь…


– А иного выхода не было, надо было добираться до места соревнований.


– И после такого стресса ты в прекрасном стиле выиграла, завоевав не только олимпийскую лицензию, но и установив мировой рекорд. Неужели для больших побед нужна подобная встряска?


– Нет уж, не хотелось бы таким образом “настраиваться” на спортивную борьбу. Ничего подобного ранее испытывать не приходилось, хотя спортсмену зачастую как раз необходим толчок, какой-то эмоциональный порыв. Правда, у каждого свои методы подготовки, и за всех я говорить не берусь.


– Что предшествовало установлению мирового рекорда, ведь в борьбе за победу участвовали сильнейшие спортсменки?


– Стреляли мы в живописном местечке Кумамото. Стенд частный, оборудованный по последнему слову техники. Все это помогало настроиться на борьбу. Но во время тренировочной стрельбы у меня не совсем удачно пошли выстрелы на одной из площадок. И надо же было так случиться, что основные соревнования мне пришлось начинать на ней, да и финальная серия разыгрывалась там же. Думаю, мне помогла лишняя тренировка.


– Как так? Было сделано исключение?


– Нет. Представитель одной из бывших союзных республик отказался от талонов – нам давали на каждую тренировку талоны – и предложил их мне. Я посоветовалась с Сергеем, решили стрелять. Хотя определенный риск в моем поступке был. Но, как говорят, кто не рискует, тот не выигрывает.


– И часто приходится рисковать?


– В Японии больше таких ситуаций не было. Там мы стреляли в течение трех дней, после трех серий у меня было разбито 75 тарелок из 75 возможных. В финал вышли пятеро, в том числе будущая олимпийская чемпионка Сиднея Земфира Мефтахетдинова из Азербайджана. Ей, кстати, тогда принадлежал мировой рекорд – 96 очков из 100. Проигрывать я не имела права, хотя могло случиться всякое.


– В итоге 99 из 100! От стопроцентного результата отделило лишь очко…


– Для меня важнее было выиграть соревнования и олимпийскую лицензию, хотя и рекорд – факт сам по себе приятный.


– Что сказала тебе Земфира?


– Она облегченно вздохнула и сказала, что теперь ей будет легче завоевать олимпийскую лицензию…


“Серебро” Сиднея

– Получилось так, что твоя подружка, еще по сборной СССР, не только попала в Сидней без борьбы за лицензию, поскольку она была выделена НОК Азербайджана, но и выиграла там золотую медаль. Не обидно?


– Обидно. И я не скрываю этого, потому что считаю, что олимпийской чемпионкой могла стать я. По крайней мере я была хорошо готова к соревнованиям. Возможно, мне чуть не повезло. Или, может быть, больше повезло Мефтахетдиновой.


– И серебряный призер Олимпиады Светлана Демина, по сообщениям некоторых информационных агентств, сразу после соревнований назвала чемпионку своей ученицей?


– Не было такого! Отвечая на вопросы журналистов, я честно сказала, что еще в бытность сборной СССР, когда я осталась в команде на правах старшей, мне приходилось брать шефство над новичками. Одной из таких спортсменок и была Зема, которой я передавала свой опыт. Мои слова исказили, и журналисты записали меня в тренеры Мефтахетдиновой.


– Но вернемся к олимпийским соревнованиям. Они шли явно не по сценарию, тобой написанному?


– Вспоминаю Олимпиаду и не могу понять до конца, что же все-таки произошло в Сиднее, что помешало мне выиграть золотую медаль…


– Но ты ведь могла вообще остаться за пределами тройки призеров?


– Да, к сожалению…


После трех серий предварительной стрельбы – по 25 выстрелов в каждой – лидерство захватила Мефтахетдинова. У нее было 73 очка. На вторую позицию вышла Иголи из Венгрии. Еще четыре спортсменки, в том числе и Светлана Демина, начинали финальную серию с 70 очками. Причем Светлана вышла в финал последней, а следовательно, начинать заключительную серию ей предстояло первой из всех претенденток на золотую медаль. Она стреляла без промаха, но это позволило ей занять только второе место. А почему “только”? Любая из участниц Олимпийских игр была бы рада такому повороту событий. Но не Демина…


– Света, что же помешало тебе в первых трех сериях стрелять так же удачно, как и в финале?


– Наверное, все-таки психологическая усталость. Постараюсь объяснить. В сборной страны я с 1979 года, без перерывов, даже связанных с рождениями дочки и сына. Нельзя было выпадать из обоймы, поскольку это большой спорт и возвращаться туда после перерыва, пусть даже небольшого, очень сложно. Я вот общаюсь сейчас с нашими молодыми сборниками, они ждут не дождутся соревнований. У них голод до стрельбы. А мне она уже не доставляет былого наслаждения. Конечно, можно не стрелять, сократить число тренировок, но у сборной есть график сборов, соревнований, контракты с фирмами, производящими патроны, ружья, которые надо выполнять. И хочешь ты или не хочешь, а надо ехать на этапы Кубка мира, на чемпионаты и турниры.


– Вернемся к сиднейским событиям. Знаю, что после окончания предварительной стрельбы у вас с Сергеем был крутой разговор…


– Разговора как такового не было. Говорил Сергей. А я, пребывая в полной прострации, не могла понять, как золотая медаль ушла от меня. Меня ничего, кроме первого места на Олимпиаде, не устраивало.


– Но ведь впереди была еще финальная серия? И 25 выстрелов для исправления положения…


– Это только кажется. Когда выходишь на рубеж, ситуация резко меняется. Ведь и соперницы приехали в Сидней не модели спортивной формы демонстрировать. Мефтахетдинова стреляла удивительно, ей удавалось разбивать даже, казалось, ушедшую из сектора мишень. Спасибо Сергею, ему удалось вернуть меня на землю, достучаться до меня, что ведь есть еще бронзовая и серебряная медали.


– Не казни себя. Олимпиада уже позади. В сборной России лишь тебе удалось завоевать медаль, хотя тренеры обещали больший урожай наград. Не за горами новая Олимпиада, где у тебя есть шансы поправить положение.


Спорт или семья?

Я достаточно хорошо знаю семью Деминых. Знаю, что для Насти и Сергея-младшего дни пребывания родителей дома превращаются в настоящие праздники. Если Настя уже привыкла к постоянным отлучкам родителей, то для маленького Сергуньки их отъезд – чуть ли не трагедия.


– Светлана, а не было желания бросить спорт, чтобы больше времени посвятить домашнему очагу, детям?


– Еще как! Особенно близка я была к такому решению в Сиднее перед финальной серией, когда казалось, что моя спортивная биография бесславно завершилась. Но мысли о детях мне и помогли вернуться к реальности, отогнать от себя кошмары и настроиться на продолжение борьбы.


– Получается так, что, занимаясь спортом, ты обеспечиваешь благополучие своих детей. Но ради того, чтобы успешно делать это, тебе приходится жертвовать общением с ними? Равноценным ли получается подобный обмен?


– А другого выхода я пока не вижу. Ведь все мои победы – это не только доказательство самой себе, что я могу. Это мой долг детям, семье. И уйти из большого спорта я хочу красиво, победительницей!


– От кого это зависит?


– В первую очередь от меня самой. Не знаю, что будет через три года, но я силы в себе чувствую, знаю свои возможности. А возраст? У нас в сборной шутят: стрелок все равно, что хороший коньяк: чем старше, тем лучше.


– Какой способ психологической реабилитации для тебя самый лучший?


– Остаться со своей семьей без посторонних, забыть на время неприятности. Жаль, что таких дней бывает мало. Спасибо, что нам создали условия для тренировок в Казани, а то приходилось бы бывать дома только эпизодически.


Накоротке с президентами

Светлане Деминой повезло. Не каждому посчастливилось увидеть вблизи первого Президента России Бориса Ельцина, к примеру. А она не только лицезрела его, но даже имела возможность поговорить с ним, посоревноваться в стрельбе по тарелочкам и получить в награду именные часы. Правда, это произошло уже относительно давно. Тогда ей рано утром пришлось ехать на берег Волги, где ожидалось прибытие теплохода с президентской свитой. Сама Светлана не очень любит вспоминать тот эпизод. Находясь на огневом рубеже рядом с Ельциным, она невольно оказалась под прицелом снайперов из президентской охраны. Одно нерегламентированное движение – и…


– Неужели, Светлана, снайперы стали бы стрелять на поражение?


– Когда я находилась рядом с Борисом Николаевичем, я еще не знала, что снайперы получили соответствующие указания. Уже потом, когда я с ними разговаривала, они мне признались в этом. Что, мол, стоило мне не так как следует поднять ружье, как им пришлось бы выполнить приказ. Я еще их спросила: неужели бы стрелять стали? А они в ответ: а что поделаешь, такая служба. Может, разыгрывали меня, но не похоже…


– После Олимпиады в Сиднее Президент России Владимир Путин устроил в Кремле прием чемпионам и призерам Игр. На большой групповой фотографии ты стоишь во втором ряду, сразу за Путиным. Из Кремля ты привезла и другую фотографию, на которой Президент России охотно с тобой позирует перед камерой.


– Он, кстати, достаточно демократичен. И в спорте не посторонний человек. Сам был спортсменом, может, потому и наши проблемы знает лучше других. Раньше подобных приемов не устраивали. Возможно, сыграло роль то обстоятельство, что сборная выступила достаточно хорошо, а ведь злые языки пророчили нам провал.


– Будет ли Правительство, на твой взгляд, больше уделять внимания развитию спорта в стране?


– Не берусь утверждать, но спортивным единоборствам, в частности дзюдо и самбо, дана зеленая улица.


– Президент Татарстана Минтимер Шаймиев тоже устроил олимпийцам прием в Кремле, не такой пышный, как в Москве, но наверняка более памятный. Помнится, ты даже подарила ему копию серебряной олимпийской медали.


– Если бы не его поддержка, внимание к нашим проблемам, вряд ли бы Денис Капустин, Анастасия Колесникова и я смогли успешно выступить в Сиднее. Госкомспорттуризм РТ построил нам стенд, оборудовал его согласно нашим рекомендациям. И результат сказался. У нас появилась возможность тренироваться дома, а не разъезжать в поисках условий для тренировок.


– Президент дал задание создать школу Светланы Деминой, чтобы у мальчишек и девчонок была возможность постигать азы стендовой стрельбы. Дело двигается?


– Не так быстро, как хотелось бы, но раз наш Президент сказал, значит, так оно и будет. Минтимер Шарипович слово держит.


 


От автора.


– Светлана, прими поздравления с днем рождения! Желаю тебе стать олимпийской чемпионкой. Это на перспективу. А на ближайшее время – выиграть олимпийскую лицензию. Чтобы было спокойствие в вашей семье, чтобы дети чаще видели маму, росли здоровыми и вместе с нами радовались твоим победам.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще