XII Международному инвестиционному форуму «Сочи-2013» на этой неделе были посвящены сотни комментариев. Но, пожалуй, впервые за время проведения сочинских форумов его экономическое наполнение было дополнено спортивно-соревновательной составляющей. Дело в том, что в рамках форума был обстоятельно обсужден вопрос о влиянии крупных спортивных мероприятий на развитие региона. Помимо «круглого стола» здесь организовали пресс-тур по объектам столицы XXII Олимпийских и X Паралимпийских зимних игр. Участником обоих мероприятий стал и автор этих строк.
Высокая оценка комиссии МОК
Накануне проведения в Сочи форума здесь побывала очередная комиссия МОК. Впрочем, как говорить об «очередном» визите, если в Сочи постоянно находятся наблюдатели МОК, контролирующие ход работ, а также оценивающие готовность объектов и всего города к предстоящим Играм.
Можно не сомневаться в том, что все объекты будут сданы в срок и никаких проблем с их готовностью не будет. Комиссия МОК, в состав которой входили компетентные специалисты, лишь подтвердила, что Сочи практически готов к проведению Олимпийских и Паралимпийских зимних игр.
Оставшиеся до их начала четыре месяца здесь посвятят, в первую очередь, спортивному объекту, который пока окружен строительными лесами. Речь о стадионе «Фишт», на котором пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. Срок его сдачи никто пока не объявлял, но, по словам президента оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрия Чернышенко, у него не возникает сомнений в том, что и этот объект будет сдан в срок. На этом объекте, трибуны которого будут вмещать 40 тысяч зрителей, не форсируют события. Как считают в оргкомитете Олимпиады, строители вполне укладываются в отведенные им сроки.
Если говорить о стадионе «Фишт», то невольно напрашиваются сравнения с «Казань-Ареной», которую возводили к Универсиаде. У обоих объектов одно назначение: в дальнейшем они примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Правда, в Сочи трибуны стадиона претерпят после Олимпиады реконструкцию, и их емкость доведут до 45 тысяч мест. А внешне, пока стадион находится в строительных лесах, просматривается даже
Всего предусмотреть нельзя, но нужно
Одной из проверок готовности города к Олимпиаде стал и форум «Сочи-2013». Помимо комиссии МОК «проверяющими» стали и его участники. Как мне показалось, некоторые проблемы, пусть и незначительные, все-таки проявились.
Во-первых, существенные коррективы внесла погода. На город обрушился ливень, продолжавшийся почти три дня, а в районе Красной Поляны «на десерт» еще и выпал снег. Природа словно хотела убедить в том, что и в феврале проблем со снегом в Сочи не будет. А может, решила добавить испытаний оргкомитету Игр, проверить его реакцию на ситуацию.
Олимпийские объекты выдержали капризы погоды, хотя мощные потоки дождевой воды, хлынувшие к морю, кое-где нарушили бетонные ограждения.
Во-вторых, в дни форума систематически задерживались рейсы генерального партнера и главного авиаперевозчика Олимпиады компании «Аэрофлот». Вылетавшим в Сочи через Москву приходилось ждать больше положенного посадки на рейс, а вылет из Сочи в субботу вечером и вовсе стал проблематичным: ни один рейс в течение часа не мог вылететь из здешнего аэропорта.
Пришлось гендиректору ООО «Базэл Аэро» (сочинский аэропорт входит в этот авиационный холдинг) Леониду Сергееву выйти к пассажирам, многие из которых опаздывали на транзитные рейсы, и успокаивать их. Дескать, это первый случай в истории аэропорта – самолеты не успели дозаправиться до вылета из Сочи борта «номер 2» Премьер-министра Дмитрия Медведева.
И если российские пассажиры восприняли эту информацию с пониманием, то иностранные участники форума не скрывали недоумения: они не привыкли к подобным привилегиям для самолетов руководителей своих государств.
Предстоит «отшлифовать» порядок движения на автотрассах Сочи и Адлера. Да, дорожная инфраструктура значительно улучшена, но и пробки, и ДТП пока случаются. Уже ближе к полуночи, следуя по дороге в Адлер, где расположена половина олимпийских объектов, журналисты нашей группы стали очевидцами ДТП с участием легковых авто, а на следующий день, спускаясь со стартовой эстакады санно-бобслейной трассы, увидели перевернувшийся на обочине большегруз.
Сочи не узнать
Те, кто давно не бывал в Сочи, сейчас смогут оценить, насколько разительно изменился курортный город. Теперь он может похвастаться экологичными постройками – при возведении объектов здесь внедрялся первый национальный «зеленый» стандарт. Кроме того, Сочи стал своего рода столицей безбарьерной среды – люди с ограниченными возможностями чувствуют себя здесь очень комфортно. В Сочи построено более 200 объектов транспортной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры и спорта, более 1500 километров новых инженерных сетей, линий передачи и коммуникаций, более 360 километров дорог и мостов, 42 новые гостиницы на 27 тысяч номеров.
Возведенные здесь спортивные объекты мирового уровня образуют первый в России многофункциональный центр зимнего спорта. Впервые у российских спортсменов появились тренировочные базы по всем зимним видам спорта. В состав Центра олимпийской подготовки сборных команд России войдут такие объекты, как ледовые дворцы «Большой», «Шайба», «Айсберг», центры фигурного катания, санного спорта, санно-бобслейная трасса и комплекс лыжного двоеборья.
Объекты, которые не войдут в состав Центра олимпийской подготовки (в первую очередь горнолыжный центр «Роза Хутор»), будут использоваться для развития спорта, а также станут местом досуга и отдыха, привлекая гостей со всего мира. Число иностранных туристов в Сочи за 2011–2012 годы возросло более чем в 2,5 раза. А общий поток туристов, посетивших Сочи во время зимнего курортного сезона 2013 года, увеличился на 13 процентов по сравнению с прошлым годом и достиг 500 тысяч человек.
Масштабному обновлению подверглась инфраструктура не только Сочи, но и всего региона. Юг России получит более 367 километров дорог и мостов, более 200 километров железнодорожного полотна, 22 тоннеля, в шесть раз увеличенные энергетические мощности, удлиненные газопроводы и ЛЭП, новые очистные сооружения, заново построенные и обновленные гостиницы, дополнительную социальную инфраструктуру.
Все это наследие Олимпийских игр останется в Краснодарском крае после их окончания.
Президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко соглашается, что без недостатков не обходится ни один более-менее крупный проект. Да, сейчас в Сочи некоторые видят только строительство и пугаются этого. Но давайте вспомним Казань в период подготовки к Универсиаде. Было то же самое настроение. Наследие Игр нельзя увидеть сразу, считает Чернышенко. Например, сейчас создается волонтерское движение, люди получают новый опыт проведения таких крупных мероприятий, как Олимпиада. И это, и сугубо материальное наследие нам еще послужит.
Олимпийский опыт пригодится
Более 25 тысяч волонтеров будет задействовано в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Эти соревнования станут самыми «компактными» в истории олимпийского движения, ведь ни на одной другой зимней Олимпиаде спортивные объекты и необходимая инфраструктура не объединялись в двух кластерах – Горном и Прибрежном, как это сделано в столице Игр 2014 года.
В Прибрежном, где находятся ледовые дворцы, пройдут соревнования по хоккею с шайбой, керлингу, фигурному катанию, шорт-треку, конькобежному спорту. В Горном кластере, куда протянуты две новые транспортные артерии – железнодорожная и автомобильная ветки, позволяющие добраться до Красной Поляны менее чем за полчаса, – находятся горнолыжные и санно-бобслейные трассы, лыжно-биатлонный комплекс, а также будут соревноваться представители остальных видов программы Олимпийских игр.
Федеральные чиновники и раньше не отрицали, а в ходе форума это еще раз подтвердили, что заявка на проведение в Сочи Олимпийских игр подавалась не только ради самих соревнований. По словам первого заместителя Председателя Госдумы и президента Олимпийского комитета России Александра Жукова, делая заявку, оргкомитет исходил из целесообразности придания Сочи нового качества. «Мы хотели сделать город круглогодичным курортом. В России до этого крупных горнолыжных курортов не было, – отметил в своем выступлении Александр Жуков. – Сейчас здесь появилась хорошая инфраструктура, а без проведения Олимпийских игр на это понадобились бы десятки лет».
Надо признать, что опыт подготовки Сочи к Олимпийским играм станет общим достоянием, включающим, кстати, и достижения Казани как столицы Всемирных студенческих летних игр. Конечно, в Сочи иные масштабы, чем в Казани. Но столица Татарстана, как показала Универсиада, отлично справилась с поставленной задачей. Гораздо сложнее в России будет проходить подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но, как заметил в своем выступлении на «круглом столе» в рамках сочинского форума министр спорта РФ Виталий Мутко, Казань, на его взгляд, уже сегодня готова принять у себя матчи этого чемпионата.