«Куркульская прижимистая» – к такой экзотической породе местные острословы относят теперь своих буренок. И неслучайно: дойное стадо сельхозпредприятия «Ясная Поляна» (инвестор ОАО «Вамин-Татарстан») сегодня известно самыми низкими надоями в республике. Чуть более пяти литров молока в сутки дает одна корова согласно оперативным данным Минсельхозпрода. Что это – животные саботируют, чтобы оправдать название своего села Куркуль, или на то есть причины вполне серьезные?
Начальник Алексеевского райсельхозуправления Газинур Мусин так объяснил критическую ситуацию с надоями в «Ясной Поляне»:
– В хозяйстве были приписки и сокрытие падежа. Вместо 4700 коров в «Ясной Поляне» имеется лишь 3260. Отчетность пока не приведена в порядок, расчет средних надоев ведется с учетом числящего на бумаге поголовья, отсюда и низкий среднесуточный показатель.
В то же время Газинур Мусин не отрицает, что хозяйство испытывает проблемы с кормами, в связи с чем рацион стада сокращен до предельно допустимого минимума. А какое молоко от голодной коровы? Затянули пояса и работники предприятия, которым задерживали выплату заработной платы, что, по мнению главы сельхозуправления, не могло не повлиять на их отношение к своим обязанностям.
В головном предприятии «Вамин-Татарстан» подтвердили факт несоответствия реальной численности коров отчетным данным и сообщили, что в ближайшее время статистика будет приведена в порядок, соответственно улучшатся и показатели «Ясной Поляны». Правда, данные о численности стада, представленные начальником отдела животноводства ОАО «Вамин-Татарстан» Иреком Ибатуллиным, уже теперь разнятся с информацией начальника райсельхозуправления. По словам Ирека Ибатуллина, реальная численность дойного стада в «Ясной Поляне» составляет 3800 голов, а не 3260, как утверждал Газинур Мусин. Что же касается кормления животных, то, как пояснил Ирек Ибатуллин, объем «меню» дойных коров молочного холдинга находится в прямой зависимости от количества даваемого ими молока.
Получается: дала полуголодная корова мало молока (или ее вовсе забыла подоить оставшаяся без зарплаты доярка) – получает усеченную норму корма. Интересно – после такой воспитательной меры много ли молока даст корова на следующий день? И вообще, долго ли она протянет при такой жизни?
Впрочем, может, оно и к лучшему для руководства предприятия. Ведь так появляется законное основание для перевода истощенной коровы, пока она «не откинула копыта», из молочной в мясную категорию. А мясо можно продать куда дороже, чем молоко – ведь так?
Похоже, эта версия не беспочвенна. Вот и руководитель ООО «Ясная Поляна» Фанис Батдалов признался, что не видит перспектив у молочного производства из-за низкой рентабельности, что предприятие намерено активнее работать в мясном направлении. Уже теперь, по его словам, потомством, получаемым от коров, пополняют мясное поголовье, не обновляя молочное стадо.
И еще. Как мы уже сообщали, главы ряда районов просили министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова разрешить им сократить численность дойного стада за счет перевода коров в мясную категорию. Разрешения не получили… Так что, возможно, некоторые нашли другой выход из ситуации: повиниться в приписках (возможно, даже мнимых), но пополнить мясное стадо КРС за счет молочных коров, улучшив тем самым показатели района и в молочном, и в мясном животноводстве?