«Человек-оркестр» актюбинской закваски

В детстве Володя Соколов (на снимке) мечтал стать летчиком, как и большинство его сверстников в шестидесятые годы прошлого века. Парень он был боевой, решительный, хорошо учился. Казалось, ему прямая дорога в авиацию. Но… Решение медкомиссии стало для него ударом. О летной карьере пришлось забыть. Последующая служба в армии, успешные занятия спортом привели Соколова в Альметьевский техникум физической культуры. А в 1971 году в школе №1 поселка нефтяников Актюбинский Азнакаевского района появился новый учитель физкультуры. Он до сих пор здесь работает.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

information_items_72297

В детстве Володя Соколов (на снимке) мечтал стать летчиком, как и большинство его сверстников в шестидесятые годы прошлого века. Парень он был боевой, решительный, хорошо учился. Казалось, ему прямая дорога в авиацию. Но… Решение медкомиссии стало для него ударом. О летной карьере пришлось забыть. Последующая служба в армии, успешные занятия спортом привели Соколова в Альметьевский техникум физической культуры. А в 1971 году в школе №1 поселка нефтяников Актюбинский Азнакаевского района появился новый учитель физкультуры. Он до сих пор здесь работает.

Силы черпай у природы

Молодой, общительный, мобильный «физкультурник» быстро стал любимцем школы. А после того как Владимир Антонович организовал турпоход по родному краю, ребята стали ходить за ним как привязанные. И все допытывались: когда будет следующий поход, кто станет его участниками? Учитель строго отвечал, что спортивная подготовка – главный критерий отбора. Как же старались мальчишки и девчонки на уроках физкультуры, как стремились достойно отстоять честь школы на районных соревнованиях!

Начавшая работать при школе секция туризма быстро пополнялась.

Как-то, проверяя походное снаряжение и размышляя о будущем, ребята задумали махнуть на Урал, увидеть его красоты своими глазами. Владимир Антонович предупредил, что поход будет сложным, готовиться к нему предстоит тщательно.

Вместе с учителем ребята решили, что деньги на поход заработают сами. Тут же придумали девиз: «Ни рубля у родителей», и едва наступило лето, стали помогать колхозникам: пололи сорняки на полях, участвовали в уборке урожая, работали на ферме.

Урал произвел на них неизгладимое впечатление склонами, поросшими лесами, множеством рек и речушек, спокойными и чистыми озерами. А главное – поход сдружил ребят, заставил по-новому взглянуть друг на друга, по достоинству оценить взаимовыручку. Сидели по вечерам у костра, пели песни под гитару, любовались природой, вели задушевные разговоры. «Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя», – так говорил писатель, большой знаток и ценитель родной природы Михаил Пришвин. Его словами учил ребят ценить красоту Владимир Соколов.

После того как путешественники, обветренные, загорелые и немного одичавшие, вернулись домой и повесили в школьном коридоре стенд, рассказывающий о походе, в секцию туризма стали приходить целыми классами.

Так родилась традиция – каждый год лучшие воспитанники Владимира Соколова, нередко вместе с родителями, отправляются в дальние походы. Иногда прокладывают маршруты пешком, иногда – сплавляются на лодках. Всего на нынешний день совершено уже 59 походов, в юбилейный 60-й школьники вместе с учителем отправятся нынешней весной, причем на Северный Кавказ, а летом по традиции их ждет Урал. В общей сложности уже более тысячи учеников Владимира Соколова стали участниками возглавляемых им турпоходов.

  • Уроки физкультуры в Актюбинской школе №1 не случайно пользуются популярностью. Ведь чтобы ходить в турпоходы, нужно иметь хорошую спортивную подготовку

– Последний раз на Урале мы были в октябре 2012 года, – рассказывает Владимир Антонович. – Поднимались на гору Большой Иремель – символ южноуральской природы. С башкир­ского «иремель» переводится как «стог». Если приглядеться, гора Большой Иремель в самом деле похожа на ги­гантский стог сена.

Уроки физкультуры в Актюбинской школе №1 не случайно пользуются популярностью. Ведь чтобы ходить в походы, нужно иметь хорошую спортивную подготовку, быть сильным и выносливым. Некоторые ученики, в том числе освобожденные от физкультуры, высказывают Владимиру Антоновичу обиду: мол, почему кто-то постоянно ходит в походы, а я еще ни разу. На что учитель резонно замечает: походы – это не только романтика, но еще и большой труд. И если у тебя нет навыков, соответ­ствующей подготовки – ты к этому труду не готов.

Еще одно слагаемое популярности уроков физкультуры в школе №1 – богатая материальная база. Одна из лучших в республике – к такому выводу пришли члены работавшей здесь недавно министерской комиссии. Только лыж здесь насчитывается 250 пар, гимнастических снарядов – два десятка, есть все необходимое для игры в баскетбол, волейбол, футбол. И это тоже заслуга учителя физкультуры.

Мы беседовали с Владимиром Антоновичем в спорт­зале, куда то и дело заглядывали любопытные мальчишки и девчонки. А потом к нам подошел рослый юноша, крепко пожал учителю руку.

– Это мой сын Сергей, – с гордостью представил молодого человека Владимир Антонович. – Моя смена, учитель физкультуры, он так же, как и я, окончил Казанский педагогический институт. С детства ходил со мной в походы, а теперь сам водит ребят. Кстати, вся моя семья туризмом увлечена.

Когда охота пуще неволи

Администрацию поселка Актюбинский вот уже два года возглавляет Роза Галиева, педагог с двадцатидвухлетним стажем, бывший директор школы №1. Это она порекомендовала встретиться с Владимиром Соколовым, которого знает много лет не только как талантливого учителя, но и увлеченного человека. Причем его пристрастия настолько разнообразны и успешны, что Соколова впору назвать «человеком-оркестром».

Начнем с того, что благодаря энтузиазму Владимира Антоновича в школе работает музей, слава о котором вышла уже за пределы республики. Главные экспонаты здесь – чучела животных, умело выполненные таксидермистом Владимиром Соколовым. Их так много, что разместить все это богатство в надлежащем порядке просто негде. Поэтому рыси, зайцы, лисы, куницы выстроились на антресолях в раздевалке. Дети к ним привыкли, и только новички с опаской поглядывают на чучела. Выглядят они как живые…

Отсек, ведущий в школьный спортзал, тоже занят экспонатами. Вот голова лося с ветвистыми рогами, вот оскаливший крепкие зубы бобер, а рядом – медведь… Как-то участ­никам педагогической конференции в Мамадыше представили выставку таксидермических работ Владимира Соколова. Сколько было восторженных отзывов от коллег! Один отметил, сколько труда и стараний вложено в экспонаты. Другой, воздав должное мастерству автора, засомневался: неужели такие чучела сделаны в условиях школы? Владимир Антонович тут же пригласил его в Актюбинский за опытом.

Своими руками он построил и оборудовал всем необходимым мастерскую, примыкающую к спортзалу. Здесь в свободное время и занимается изготовлением чучел.

 – Уже много лет увлекаюсь охотой, – рассказывал Владимир Соколов, поглаживая по загривку эстон­скую гончую по кличке Чапа – верного друга и помощника на лесных тропинках. – В пору моей юности охотники шили шапки, тулупы из шкур добытых зверей. Я поначалу тоже занимался этим «рукоделием», а позже пристрастился к таксидермии. Помню, лет 15 назад вернулся с охоты с волчицей. Вознамерился сохранить ее облик. Поспрашивал знающих людей, как делать чучела, почитал литературу. И первый опыт удался на славу. С тех пор и увлекся.

Материал для чучел добывал и сам, и друзья-охотники поставляли. Нередко люди приносили сбитых машинами животных. Вот змея – большой полоз. Мы его с ребятами нашли на Кавказе во время одного из походов – кто-то бросил в рептилию камень. Эту сову тоже подобрали уже мертвой. Медведя притащил знакомый охотник – сделай, говорит, из него что-нибудь , а то пропадает. Сейчас работаю над косулей – охотники принесли.

Кстати, ребята тоже интересуются, помогают. Были у меня ученики, два друга Ирек и Радик – очень любопытные мальчики. Часто в мастерскую заглядывали, смотрели, как я тружусь над чучелами, а потом как-то преподнесли в подарок чучела двух сусликов, которые сами изготовили. Эти ребята и профессии выбрали, если можно так выразиться, с биологическим уклоном – один стал ветеринаром, а другой – врачом.

О чем ведают камни

Коллекции камней разных цветов и размеров – еще одна достопримечательность школьного музея. Их более пятисот, и у каждого своя история.

– Как-то на Урале я нашел небольшую кристаллическую щеточку горного хрусталя, – рассказывает Владимир Антонович. – Эта бесцветная разновидность кварца используется в ювелирных украшениях. С тех пор началось увлечение минералами, ребятам оно тоже понравилось. В первые годы путешествий мы только фотографировали минералы. А потом появилась традиция: каждый участник похода должен был принести в рюкзаке камушек для музея. Мы прошли – где пешком, а где на машинах – по знаменитому Яшмовому поясу Южного Урала, который протянулся от Магнитогорска до Миасса. Вот эти яшмы в коллекции оттуда.

А этот зеленоватый камень с характерным рисунком – змеевик. Очень интересный минерал, его еще называют аптекарским камнем. Считается, что змеевик — талисман спортсменов, деловых людей и юристов. Он подчеркивает их профессиональные качества и помогает достичь наивысших результатов…

  • Благодаря энтузиазму учителя физкультуры Владимира Соколова в школе создан уникальный музей. Главные экспонаты в нем – чучела животных

Есть в музейной коллекции аметисты, бирюза, малахиты, лазурит, цетрин, гелит, флюорит. С последним, связана интересная история. Как-то, путешествуя по Кавказу, мы набрели на рудник. Ребята с любопытством наблюдали за работой занятых на нем людей, рассматривали прозрачные камни со стеклянным блеском. «Это флюорит, – рассказал мастер, – он применяется в ракетостроении для повышения прочности металла». Узнав о том, что у нас есть музей и мы изучаем минералы, мастер разрешил взять флюорит с собой. Да щедро разрешил взять – сколько захотим. Ну мы и взяли, как потом выяснилось, на 50 тысяч рублей.

– А не боитесь, что музей обворуют? – спросила я Соколова. Он засмеялся и ответил, что краж не боится. Правда, заметил, что в 90-е годы воры в музее побывали, но унесли только радиоаппаратуру, не позарившись на другие богатства. Хотя один только кабанчик стоит 100 тысяч, голова лося – 20 тысяч.

И все же хотелось бы, чтобы у такого уникального музея была более надежная крыша. Директор школы Лариса Базгетдинова призналась, что уже обратилась в администрацию Азнакаевского района с просьбой выделить музею достойное помещение.

– Было бы замечательно, чтобы не только школьники, но и все жители поселка, наши гости смогли бы знакомиться с этой красотой, – сказала Лариса Фандасовна.

Цветы для Людмилы

Идешь по школьному коридору, как по оранжерее – кругом цветы, цветы. Наверное, уборщицы за ними ухаживают или сами ученики вместе с учителями, предположила я. И каково же было удивление, когда Владимир Антонович, скромно улыбнувшись, признался, что и цветы – тоже его рук дело.

Спортсмен, турист, охотник, геолог, садовник… Последнее как бы совсем не мужское хобби – оно-то откуда?

– Да все просто, – сказал Соколов, – моя супруга Людмила очень любит цветы. И вот, чтобы сделать ей приятное, попробовал вырастить их сам. Это было еще в молодости. Каково же было мое восхищение, когда цветы буйно зацвели, и я преподнес любимой женщине первый в жизни собственноручно выращенный букет. Ну а коль есть успех, появилось желание и дальше продолжать дело. Сейчас наш сад-огород занимает девять соток, две из них отданы под цветы, и каких только там нет! Только весна начинается – на участке уже крокусы цветут. И так далее, у каждого времени года – свое растение.

Предполагаю, что жена помогает их выращивать. Ведь это так красиво. Но Владимир Антонович лишь покачал головой:

– Она больше по огурцам да помидорам специализируется, а цветы выращивать, так уж повелось, – моя забота. Но букеты в подарок принимать, как и любая другая женщина, она по-прежнему любит.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще