Чудеса Старого Куклюка

Лошемобиль, баня на колесах, этнический туризм… Все это и еще много чего интересного есть в Старом Куклюке – единственном в Елабужском районе марийском селе.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_72180

Лошемобиль, баня на колесах, этнический туризм… Все это и еще много чего интересного есть в Старом Куклюке – единственном в Елабужском районе марийском селе.

ОДНА ЛОШАДИНАЯ СИЛА

Генератором идей в селе является Иван Мельников. Когда был мальчишкой – мастерил из тракторных запчастей самокаты и коляски. Вырос – стал создавать механизмы посерьезнее. В 80-х годах прошлого столетия, будучи школьным учителем, Иван Николаевич вместе со своими учениками из подручных средств сделал снегоход. Машина получилась хорошая, скоростная. Но вскоре началось строительство в селе нового здания школы, стало не до гонок по снегам. В 1995 году Мельникова назначили директором школы, он руководит ею по сей день. 

И дед, и отец, и сам Иван Николаевич держали лошадей. Часто приходилось ездить на телеге. Но не слишком комфортное это средство передвижения. Пришла мысль: а если приспособить под эти нужды кузов автомобиля?

В ход пошел старый «Москвич-412». Изобретатель убрал нос автомобиля, двигатель и другие ставшие лишними детали, чтобы максимально облегчить конструкцию. В общем, оставил только салон, на лонжерон закрепил гусеничный палец, на него – оглобли.

Назвал сельчанин свое произведение лошемобилем. Вожжами, как оказалось, удобнее управлять с правой стороны, так что получилась «праворульная иномарка», смеется Мельников. И ездить на такой никто не запретит – закон для лошемобиля пока не писан.

Односельчане поначалу смеялись над странным транспортным средством – что за чудо-юдо едет? Однажды Мельниковы собрались на свадьбу в соседнюю деревню. На машине ехать – значит, водителю не брать в рот ни капли спиртного. Ну, и поехали на лошемобиле. Жена стеснялась – люди же засмеют. Решили привязать свой «лимузин» где-нибудь в сторонке, чтобы никто не видел. Но не тут-то было, нарвались прямо на свадебную процессию. Что тут началось! После всех удивлений и восторгов лошемобилю отвели почетное первое место в свадебном кортеже, «Мерседесы» – позади, гармошка играет, все фотографируются. Это был первый выезд изобретения в свет. И обратно потихоньку добрались – ГАИ-то нипочем…

Фурор Иван Николаевич произвел и когда приехал на районное спортивное меро-
приятие в первый раз на лошемобиле. Оставил его на общей стоянке. Народ был в недоумении: лошадь в одном ряду с иномарками «припаркована»! 

Но вскоре пришла известность, в деревню стали приезжать журналисты. Мельникова начали приглашать на Сабантуй и другие праздники, и везде люди с большим интересом обступали повозку, фотографировались.

Сельчане смеяться перестали, появились даже подражатели. За опытом приезжали и из соседней Удмуртии. Еще бы: ведь лошемобиль весьма экономичен. 

– Самое дальнее расстояние, которое я преодолевал на этой повозке, – 12 километров в один конец, – рассказывает Иван Николаевич. – Но если бензин сильно подорожает, то и в Елабугу буду ездить. Напрямую меньше чем за два часа можно уложиться. Тихонько, рысцой, с правой стороны дороги, соблюдая правила. Только сзади надо катафоты поставить от велосипеда… Чтобы съездить в Елабугу на машине, на топливо нужно рублей 300 минимум, а лошади достаточно двух ведер воды и охапки сена!

Кстати, «двигатель» для такой повозки должен быть очень умным и непугливым. Как-то раз Иван Николаевич с трудом разъехался с грузовиком – лошадь испугалась техники и встала как вкопанная. Сейчас в лошемобиль впрягают Ночку – бегает хорошо, к машинам относится спокойно. 

Только вот печкой лошемобиль не снабжен, да и магнитолы нет. Впрочем, при желании можно и отопление наладить, и с музыкой проехаться.

Немного позднее в коллекции мастера появились и лошесани. Помогали в переделке и работники школы, и ученики. Лошесани – это кабина от фургона «Москвича» на полозьях. В сильные заносы проехать по проселочным дорогам можно было только на них. 

АЛЛО, БАНЯ ВЫЕХАЛА!

В СМИ нередко встречаются сообщения об изобретателях разного рода. Вот, например, американец сконструировал жилой веломобиль. А европейские архитекторы – дом, который сам ходит. В ряду этих любителей экспериментов наш герой выглядит более чем достойно. Очередным его проектом стала баня… на колесах. О ней Иван Николаевич мечтал давно, только не было подходящих материалов. Потом подыскал списанный автобус, на раму от него установили деревянный сруб 3х3 метра. Под печь приспособили диск от трактора К-700 – сделали трубу, наложили камней. Емкостями для воды служат переделанные под эти цели два старых газовых баллона – 100 литров воды хватает на помывку трех-четырех человек. Освещение – керосиновая лампа. В общем, конструкция полностью автономна. Баня получилась очень жаркой, можно попариться от души, причем прямо на ходу: конструкцию цепляют к трактору и – поехали! Для лучшей маневренности есть и руль.

– В городе такси вызывают, а у нас можно баню вызвать, – смеются изобретатели. – Передвижную баню можно использовать во время летней страды – выезжать к работникам на поля. Пока же ее задействуют для туристов. В Старом Куклюке взялись за развитие этнического туризма. Не случайно вход в баню украшает полотенце с традиционной марийской вышивкой.

СОЛОМЕННЫЙ ТЮФЯК И ПИРОГИ ИЗ ПЕЧИ

Передвижная баня припаркована недалеко от школы. Рядом – целая усадьба, копирующая старинное марийское подворье. Это тоже идея директора, воплощенная в жизнь работниками школы. Экскурсии проводит Николай Мельников, сын Ивана Николаевича, учитель истории. У Мельниковых – целая педагогическая династия: в общей сложности ее представители отдали делу просвещения более 300 лет.

Идем по территории усадьбы и продолжаем удивляться чудесам технической мысли. Вот мобильный лошетуалет, он используется на выездных сельских мероприятиях. А неподалеку – передвижная елка. Новогоднее дерево в канун праздника устанавливают на специальную подставку и везут по отдаленным деревням, престарелые жители которых уже не могут посещать клубы.  

– Бабушки в деревнях плакали от радости и благодарности, что их не забывают, – рассказывает Николай. – Они уже много лет не были на елке, а тут вокруг нее походили, песни спели.

Еще одно приспособление ждет своего часа – сани с железной печкой. На Масленицу сельчане собираются также ездить по деревням, только уже с самоваром и блинами. 

В их планах – мельница на лошадиной тяге.

На территории подворья построена баня по-черному, в которой непременно купают туристов и рассказывают, что если постоянно париться в ней, то не страшны будут легочные хвори. Туристов пока не так много, но в минувшем году установлен своеобразный рекорд – марийское подворье посетили свыше тысячи человек. Со времени старта проекта в 2009 году здесь побывали гости из Германии, Турции, Китая, Финляндии, Казахстана. Сотни человек приезжали в Старый Куклюк летом, на марийский праздник Семык.

Центральное место подворья занимает, конечно, изба. Бревенчатая, крытая соломой, она дает представление о том, как жили прежде марийцы. Одна комната средних размеров, где умещаются печь, нехитрая мебель, сундук, люлька, прялка, маслобойка. Здесь жили 10-12 человек – семьи у марийцев были большие. Зимой в дом заносили и новорожденных ягнят или телят, весной гусыни высиживали здесь яйца. Рано утром они начинали гоготать, будя всю семью.

  • Желающим предлагают заняться типичными сельскими делами: плести корзины, пилить или колоть дрова – ведь многие городские люди ни разу этого не делали, приходится даже давать мастер-­классы.

Старинную утварь для дома-музея собирали всей деревней – у кого что сохранилось. В общем-то, здесь есть все, чтобы жить: действующая печь, прихваты и кочерги, на кровати – тюфяк, набитый соломой, спать на таком полезно для спины. Но пока туристы остаются в доме ненадолго – слушают песни национального ансамбля «Марийские зори», угощаются пирогами. Желающим предлагают заняться типичными сельскими делами: плести корзины, пилить или колоть дрова – ведь многие городские люди ни разу этого не делали, приходится даже давать мастер-классы.

В планах сельчан – построить еще одну такую же избу, чтобы желающие могли в ней пожить пару дней, готовить в печи, попробовать плести лапти, прясть или просто отдохнуть от городской суеты, от компьютера. Такой деревенский отдых пользуется сейчас большой популярностью во всем мире.

Еще один пункт в туристическом маршруте – краеведческий музей. Он тоже создан благодаря энтузиазму местных жителей. Здесь можно узнать, как образовалось компактное поселение марийцев. Когда Иван Грозный взял Казань и началась массовая христианизация, часть язычников-марийцев перекочевала в эти края. Тут были непроходимые леса. Само название Куклюк означает в переводе край, угол, болото. Так и остались здесь жить марийцы, перемешавшись за долгие годы с другими народностями.

В музее собраны предметы быта русских, татар, марийцев – в общем, дружба народов. Как в музее, так и на куклюкской земле.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще