«С натяжкой удовлетворительно», – так оценил деятельность потребительских обществ вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия, председатель совета Татпотребсоюза Марат Ахметов. Кооператоры не возражали, признав, что оснований для такой оценки у Марата Ахметова достаточно.
Как сообщил в своем докладе председатель правления Татпотребсоюза Махмут Фаттахов, в отчетном году совокупный объем деятельности организаций потребкооперации составил 12 869 миллионов рублей. По сравнению с предшествующим годом цифра неплохая, ведь рост объемов составил 10 процентов. Но Марата Ахметова такой итог не устраивает, ведь выросший объем наработан за счет основного костяка эффективных райпо. В то же время потенциал Татпотребсоюза, по мнению председателя его совета, позволяет довести показатели до 30 миллиардов рублей.
До сих пор в 900 татарстанских деревнях и селах нет ни одного магазина. В рамках своей социальной миссии потребкооператоры доставляют жизненно необходимые товары и продукты в такие бесперспективные населенные пункты, но при этом несут издержки. Между тем потребительская кооперация – не благотворительная структура. Обеспечение населения социально значимыми товарами, подчеркнул Марат Ахметов, должно стать заботой глав соответствующих территорий. При этом от муниципалитетов не требуется многого, например, строительства новых или открытия закрытых ранее магазинов. Достаточно покрывать кооператорам транспортные расходы на доставку товаров в отдаленные деревни, как это делается в Алексеевском районе. Там на эти цели в прошлом году было выделено 7,5 миллиона рублей.
Очень востребованы фармацевтическими компаниями лекарственные растения, сбор которых дает возможность сельским безработным, школьникам, пенсионерам получить дополнительные доходы. Как сообщил Махмут Фаттахов, фармацевтические компании готовы закупить большие объемы лекарственных растений. «В республике 176 тысяч учащихся пятых – одиннадцатых классов, и, если бы местные отделы образования подключились к организации сбора лекарственных трав, только на одном пустырнике школьники могли бы заработать более 140 миллионов рублей, подсчитал председатель правления Татпотребсоюза. – Надеемся, что в текущем году в решении данного вопроса будет ощутимый сдвиг».
В прошлом году потребкооператоры закупили сельхозпродуктов и сырья на 4 308 миллионов рублей, на 14 процентов больше, чем в 2011 году, а объем производства и реализации собственной продукции составил 1 209 миллионов рублей (рост 9 процентов). Но и здесь картина неоднозначная. Если заготовители Буинского и Мамадышского потребительских обществ прямо с подворий вывозят и мясо, и молоко, своевременно расплачиваясь с сельчанами за сданную продукцию, то представители Тетюшского райпо – редкие гости в крестьянских дворах.
В производственной сфере лидируют мамадышцы и буинцы, обеспечившие выпуск собственной продукции более чем на 100 миллионов рублей, в аутсайдерах – Апастовское, Муслюмовское и Елабужское потребительские общества, которым не удалось сохранить даже уровень 2011 года. В этой связи вполне убедительно прозвучал вывод Махмута Фаттахова: неэффективно работают те райпо, где отсутствует контроль со стороны управленческого звена за производственным процессом, начиная с закупки сырья и заканчивая реализацией готовой продукции.
Первопричину многих проблем председатель совета Татпотребсоюза видит в недавнем прошлом.
«В 90-х и начале 2000-х годов в ряде районов наиболее ценные и ликвидные активы потребительских обществ – универмаги, крупные оптовые и производственные базы – были проданы, и не без участия местных властей. Но поезд ушел, и нужно двигаться вперед», – резюмировал Марат Ахметов. Ориентиры для потребкооперации на ближайшую перспективу – расширение производства собственной продукции, доведение доли товарооборота райпо в общем объеме розничного товарооборота территорий до 30 процентов.