Псевдофермеры с… городской пропиской

Верхнеуслонский район в республике – один из самых отсталых в вопросах фермерства.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Верхнеуслонский район в республике – один из самых отсталых в вопросах фермерства. До последнего времени здесь не было ни одной высокотехнологичной фермы, район практически не участвовал в госпрограммах по развитию аграрного бизнеса. Да и в целом деловая активность населения не внушает оптимизма: в прошлом году лишь 15 верхнеуслонцев получили господдержку на открытие своего бизнеса, и по количеству взятых населением кредитов для ведения хозяйства верхнеуслонцы традиционно отстают.

В чем дело? Нет желающих заниматься сельским хозяйством? Не осталось сельхозземель или новое руководство района не стремится развивать аграрный бизнес?

«Чем коров кормить будете?»

– Муниципальной земли в районе осталось 330 гектаров, преимущественно в глубинке, а желающих получить ее много – чуть ли не каждую неделю ко мне приходят с бизнес-проектами, – рассказывает начальник райсельхозуправления Рашит Губайдуллин. – Но многих мы заворачиваем… А потом они жалуются в разные инстанции – зажимают, мол, в Верхнеуслонском районе фермерское движение… Приехали как-то ребята из Казани. «Хотим, – говорят, – в вашем районе построить высокотехнологичную ферму на две тысячи коров». Принесли бизнес-план на 92 страницах мелким шрифтом. Я у них спрашиваю – чем коров кормить будете, ведь на такое поголовье не один грузовик корма в сутки нужно. «Корма будут покупные», – отвечают. «А как с зелеными кормами – важной составной частью рациона животных?» «Здесь, в районе найдем», – отвечают. Да кто же им продаст – все в округе запасают витаминный корм для себя. Хорошо, задаю им еще один вопрос: «Куда навоз девать будете?» Они пошушукались и отвечают: «Будем дачникам продавать: грузовик за 300 рублей!» Вот так на! Да им при таких объемах, чтобы не утонуть в навозной жиже, дачникам еще доплачивать придется, чтобы те навоз у них забирали! Не сдали тогда ребятки экзамен, пообещали подготовиться и через неделю опять прийти на прием. Пришли, прихватили с собой кандидата сельскохозяйственных наук, но так и не смогли ответить на основные вопросы… Сам же я в течение недели навел справки: эти «крупные инвесторы» под офис снимают маленькую комнатку в Казани, не имеют даже стационарного телефона…

Были желающие заняться и пчеловодством – просили тысячу гектаров земли непременно у берега Волги, а на предложение взять землю поглубже, у леса, категорически отказались. А ведь район действительно благодатное место для развития пчеловодства. Здесь только зарегистрированных 5300 пчелосемей и 35 пасек, плюс неучтенные частники. Но, похоже, бизнесмены собирались разводить каких-то особенных пчел, которые мед из воды добывают…

Пришла как-то в райсельхозуправление женщина: буду, говорит, с дочерью село поднимать. «Ферму построим, продукты в Казани будем продавать». Просила администрацию помочь ей в покупке дома за 50 тысяч рублей,  непременно на берегу Волги.  В дальние деревни, где ей подыскали за такие деньги дома, ехать отказалась: как, говорит, произведенную сельхозпродукцию на казанские рынки в такую даль возить буду – транспорта-то нет… Вот такие фермерши.

– Обращался к нам и местный депутат, – рассказывает далее Рашит Губайдуллин. – Решил козоводством заняться – диетическим молоком население снабжать. Просил сразу дать ему денег в рамках программы господдержки сельского бизнеса. Но на его ничем не подкрепленное «хочу» мы, конечно, ничего не дали. Пообещал, что все равно добьется своего…

Роберт СибгатовДругие предприниматели из Казани согласны были купить сельхозземли в глубинке, у леса. Правда, собирались под видом фермерского охотничье хозяйство открыть – кабанов в тех краях видимо-невидимо. 

Псевдофермеров, которые под видом КФХ хотят на береговой линии приобрести сельхозземли в собственность или в аренду сроком на 49 лет, немало. Кто-то из них, как признался начальник райсельхозуправления, предлагает взятки, кто-то угрожает, кто-то обещает «обеспечить проблемы» (завалить жалобами, пригласить журналистов и т.д.). Кстати, бизнесмены, которым экс-глава района Александр Тимофеев за взятку обещал предоставить три участка земли сельскохозяйственного назначения, по словам Рашита Губайдуллина, сначала обращались к нему, а после отказа со словами «все равно своего добьемся» пошли к Тимофееву… На нового главу Марата Зиатдинова руководство республики возлагает большие надежды, и сам он пообещал сделать все, чтобы Верхнеуслонский район был в числе лучших в Татарстане.

Нам тоже хочется надеяться, что опыт работы Марата Зиатдинова поможет ему наладить порядок, особенно в актуальнейшем для Верхнеуслонского района вопросе эффективного использования сельскохозяйственных земель.

Помощь только тем, кто проявил себя

По данным татарстанского Управления Росреестра, бесхозных, простаивающих земель в республике – около 63 тысяч гектаров, и больше всего таких участков в Верхнеуслонском районе. «Наш сотрудник совместно с представителями Росреестра, Россельхознадзора и земельного комитета объехал все поля. Выявлено 10 тысяч гектаров необрабатываемых сельхозземель. Около восьми тысяч из них находятся в управлении «АС Менеджмент», остальные – в руках у мелких частников.  Когда из Росреестра получим данные по владельцам участков, начнем работать персонально с хозяевами – штрафовать, заставлять их вводить земли в оборот, изымать участки, в конце концов», – говорит начальник райсельхозуправления.

С целью отсечения псевдофермеров госземля для ведения фермерского хозяйства выделяется в аренду на два года с перспективой передачи в собственность, но только тем, кто проявил себя, вложил в хозяйство собственные средства. «Глава поддерживает тех, кто доказал, что действительно может работать на земле, – говорит Рашит Губайдуллин. – А таких не очень много. В прибрежных деревнях и селах сельчан сменили дачники. Так, есть населенные  пункты, где за дачниками – 90 процентов домохозяйств. Так что на активность жителей в плане фермерства тут рассчитывать не приходится».

Но вот если проехать глубже в район – там быт по-настоящему сельский. В частном секторе содержится 600 дойных коров (в среднем 30 коров на одну деревню или село), и в основном – в глубинке. «Мы обошли буквально все населенные пункты, разговаривали с сельчанами, агитировали их взяться за большое дело – построить семейную ферму. Рассказывали о госпрограммах, о том, как Правительство поддерживает сельчан. Убедили 27 человек, семерых из них, тех, кто уже занимается молочным животноводством, включили в план. Все кандидатуры были согласованы с главами сельских поселений, которые лучше знают своих людей, точно скажут, трудяги ли они», – поясняет Рашит Губайдуллин.

Роберт Сибгатов из села Маматкозино – один из таких. За него глава сельского поселения Валентина Матвеева поручилась, простите за каламбур, головой.

Если к проблеме подойти творчески

Но где муниципалитету взять деньги на реализацию программы поддержки семейных ферм? «Мы проработали схему субсидирования, когда собрали пакет документов на выделение денег, отдали их на согласование прокуратуре, Регистрационной палате, казначейству. Против были все, ведь в муниципальном бюджете денег на это не заложено, – вспоминает Рашит Губайдуллин. – Стену, казалось, пробить было невозможно. Я выступал перед депутатами на сессии, убеждал. И только во второй раз, когда на сессии присутствовал Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, дело сдвинулось».

Сергей ПашковА схема, в частности, такая.Строительная фирма задолжала районному бюджету 7 миллионов рублей. Часть долга район трансформировал в стройматериалы для Роберта Сибгатова. И весной фермер сполна получил их, причем по фиксированным, февральским ценам. В начале мая приступил к строительству, а в первых числах июня нашему взору уже предстала красавица ферма. Сейчас здесь трудятся жена, дочери, несколько жителей села. Трое из них хотят на постоянной основе работать на ферме после ввода ее в эксплуатацию. И землю для Роберта нашли – администрация не продлила договор аренды с нерадивыми пользователями и передала участок новому хозяину.

По такой же схеме деньги в рамках программы поддержки семейных ферм получили еще два хозяйства. Одно из них – в селе Кильдеево. Это хозяйство Сергея Пашкова по производству свинины по поточной технологии. Созданная три года назад свиноферма в хорошем смысле удивляет: цеха воспроизводства стада, выращивания поросят и откорма свиней оснащены самым современным оборудованием.

Побольше бы, согласитесь, таких вот фермеров на селе. И поменьше прожектеров или откровенных пройдох, для которых земля – просто средство наживы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще