В Бирюлях не до бирюлек

«Играть в бирюльки» – это известное выражение невольно приходит на память тем, кто в первый раз слышит название поселения Бирюли. Однако этот населенный пункт, находящийся неподалеку от райцентра Высокая Гора, ничего общего с «бирюльками» не имеет.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

«Играть в бирюльки» – это известное выражение невольно приходит на память тем, кто в первый раз слышит название поселения Бирюли. Однако этот населенный пункт, находящийся неподалеку от райцентра Высокая Гора, ничего общего с «бирюльками» не имеет. А официально он сегодня называется – поселок Бирюлинского зверосовхоза.

С разной степенью неуспеха

Действительно, почти вся история этого поселка связана с деятельностью звероводческого хозяйства, которое возникло еще в 1930 году как ферма по разведению кроликов.

До того времени здесь с 1918 года на базе имения бывшего казанского купца Юнусова с разной степенью успеха, а точнее сказать, неуспеха пытались хозяйствовать разные предприятия и учреждения – начиная одним из казанских заводов и заканчивая ветеринарным управлением. Но всякий раз хозяйство получалось убыточным, не имеющим перспективы. Стабильно работала здесь лишь старая мельница, зерно на которую свозили крестьяне со всей округи. Она и кормила немногочисленное местное население.

От кроликов к лисам и песцам

Все изменилось в 1930 году, когда сюда приехали первые рабочие будущего звероводческого хозяйства и управленцы. В Москву на обучение премудростям разведения кроликов было направлено несколько человек. Первое время стройка требовала много рабочих, и из-за их острой нехватки здесь трудились даже заключенные. Первые 140 зверьков уже обосновались в вольерах, а строительство продолжалось еще два года. Сначала совхозу присвоили наименование «Кроликовод-1», только с 1936 года он стал зваться «Бирюлинским». Помимо разведения кроликов население выращивало скот, птицу, засевало поля зерновыми.

В 1933 году сюда же были завезены 150 уссурийских енотов, однако в зверохозяйстве они не прижились. Зато здесь начали разводить лисиц и песцов.

Лихолетье войны нанесло совхозу существенные потери – к 1945 году хозяйство влачило жалкое существование, здесь насчитывалось лишь около трехсот лисиц. Но пушнина была нужна стране, и на восстановление совхоза средств не жалели. В послевоенное время «Бирюлинский» был практически заново отстроен. Обновился и его машинный парк, здесь появились детский сад, школа, клуб.

В последующие годы производство постоянно расширялось и модернизировалось. Здесь занялись разведением соболя и норки, норководство стало основной отраслью предприятия. Сегодня зверохозяйство ЗАО «Бирюли» является крупнейшим в республике производителем пушнины.

А дорога к той мельнице одна была…

ЗАО «Бирюли» и сегодня занимает в жизни поселения ведущее, но далеко не единственное место. Сегодня здесь существует и развитая сеть социальных объектов. Один из них – поселковая библиотека, расположенная в Доме культуры и располагающая весьма солидным книжным фондом. Хранительница этого книжного хозяйства Люция Малюгина хоть и приехала в свое время из Средней Азии, но уже хорошо знает историю этих мест, в том числе топонимику.

– Не вы первый задали вопрос о происхождении названия «Бирюли», – говорит Люция Шамильевна. – Меня многие об этом спрашивали. Доподлинно мне почти ничего не известно, но есть весьма правдоподобная версия. Согласно ей к мельнице, издавна здесь построенной, вела одна дорога, то есть по-татарски «бер юл». Отсюда и несколько измененное название – Бирюли… Всего у нас проживает более 2700 человек, поселение довольно большое. Люди здесь добрые и приветливые, почти все друг друга знают.

Не было бы счастья, да семинар помог

Рассказывая о сегодняшней жизни Бирюлинского сельского поселения, его глава Эльмира Мустакимова вспомнила и проходивший здесь в феврале прошлого года республиканский семинар по сельскому хозяйству. Он не только помог четче определиться с чисто производственными приоритетами, но и сдвинул с мертвой точки решение ряда социальных вопросов. На средства республиканского бюджета в поселке удалось отремонтировать Дом культуры, школьные столовую и спортзал.

– Сегодня, – не без гордости поведала руководитель поселения, – наш Дом культуры стал главной точкой притяжения для жителей, особенно для ребятни. Здесь и в шахматы можно поиграть, и в настольный теннис, и тренажерный зал работает. А еще есть хореографический зал, библиотека, действует свой вокально-инструментальный ансамбль, надеемся скоро открыть и музыкальную школу.

Как водится, хватает в поселении и проблем.

– Парадокс, но близость к городу оборачивается для нас не очень приятными последствиями, – призналась Эльмира Мустакимова. – Многие сельчане ездят на работу в Казань, так как и зарплата, и условия труда там привлекательнее. А здесь порой не хватает рабочих рук.

О гидротехнике и бродячих собаках

На плечах этой молодой, уверенной в себе женщины, как и большинства глав поселений, – груз разнообразных проблем. Это и назревший ремонт гидротехнического сооружения на местном пруду, ставший главной головной болью для Мустакимовой, и даже… борьба с бродячими собаками. Собак сейчас запрещено отстреливать, что, безусловно, правильно. Вот только собрать их в одну дружную стаю аккурат к приезду специальной бригады из Казани не очень-то получается. А животные как будто чувствуют приезд гостей – улицы поселения во время визита казанской бригады буквально вымирают, ни одной бродячей души…

С гидротехническим сооружением другая беда – требуется поставить защитную арматуру на три колодца, но один из них никак не могут найти, хотя поиски вели даже специалисты. Никаких планов размещения колодцев не сохранилось. К тому же ремонт потребует миллионы рублей, которых в казне поселения никогда и не было. Но если совсем ничего не делать, рискуешь быть оштрафованным если не на миллионы, то на многие тысячи рублей. Выбор, как говорится, небогатый.

Нет земли – не будет кредита

– Особенностью поселения стало еще и малоземелье, – заметила в беседе с нами заместитель главы Высокогорского района Раушан Хайруллина. – В районе насчитывается 29 поселений, среди них по численности населения Бирюли находятся на третьей строчке сверху, а по количеству земли – на третьей снизу. На одного жителя в среднем приходится очень мало земли – в поселке 41 многоквартирный дом, что для населенных пунктов такого типа очень много.

– Это тоже влечет за собой некоторые проблемы, – добавляет Мустакимова. – Большинство банков дают ссуды под залог земли, и многие наши жители лишены возможности брать кредиты.

Быть или не быть, решают кадры

Однако глава поселения оптимизма не теряет. Приняв бразды правления два года назад, Эльмира Мустакимова чувствует себя уверенно как за рулем своей «девятки», так и в разговоре с журналистами, в общении с начальством. От ее взгляда не ускользает ничего – сопровождая нас по населенному пункту, она подмечает и участки нескошенной травы (газонокосилки только две, а зелень нынче резко пошла в рост), и то, за чем выстроилась очередь у автолавки, и сокрушается по поводу елей, погибших в засушливый 2010 год, и успевает отметить благоустроенность территории местного
детсада, который по всем критериям можно назвать образцовым.

Сегодня положение дел с сельскими поселениями таково, что проблем у их руководителей предостаточно. Основная сложность – обилие обязанностей при крайне скудном местном бюджете. Порой главы поселений работают лишь на энтузиазме – дескать, кто же, если не я? Однако приход к руководству малыми территориями молодых и перспективных людей, желающих работать и знающих свое дело, свидетельствует: у сел и деревень республики есть будущее. Есть оно и у поселка Бирюлинского зверосовхоза.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще