«Скотину нельзя выгнать на выпас. Вокруг села не осталось общей земли. Всю скупили. Теперь, чтобы по «чужой» земле прогнать корову, новые хозяева плату просят. А какая она чужая, если по ней мы всю жизнь ходили?» Такие разговоры сегодня можно услышать во многих поселениях Зеленодольского района. Кроме тех деревень, конечно, где сельского жителя фактически не осталось, а всеми делами заправляют горожане.
Земельный вопрос по-зеленодольски
Земли в этом районе в свое время скупали массово – в основном крупные инвесторы. Зеленодольцы до сих пор поражаются, как это заезжие молодцы сумели многим из них заморочить головы и убедить продать земельные паи. Но по тем полудепрессивным временам скупщики участков платили большие деньги, притом сразу и наличными. Редко кто из крестьян тогда устоял перед таким соблазном…
Конечно, их никто не заставлял продавать свои паи. Однако владей они в те годы информацией, доступной ограниченному кругу лиц, о масштабном развитии пригородных районов, строительстве объездной трассы и о том, как вследствие этого вырастут цены на их земельные участки, разве расстались бы со своими «зелеными бумажками»?
А тут еще местные власти и средства массовой информации расписывали в красках прекрасное будущее, которое ожидает местных жителей с приходом в их края крупных инвесторов, – новые рабочие места, высокая, на уровне городской, заработная плата…
Лет пять назад государство поддерживало в основном лишь крупные сельскохозяйственные предприятия, такие как «Красный Восток», «Вамин-Татарстан» и другие. Успешное будущее сельского хозяйства в республике главным образом связывалось именно с их приходом. «Радует, что все больше появляется хозяев земли», – писали в 2005 году татарстанские СМИ. «Например, в Спасском и Алексеевском районах уже более половины земель находится в руках инвесторов. В целом же по республике они пришли уже на 1 миллион 200 тысяч гектаров. Так что в ближайшие пять лет вся земля может оказаться в руках инвесторов – это реальная задача», – цитировались слова специалистов.
Когда жирное не во вред
Что ж, время пришло. Действительно, нынче в руках крупных инвесторов – 60 процентов пашни Татарстана. В том числе самые «жирные» куски сельскохозяйственных земель в ближайших к столице районах.
И вот какая ситуация сложилась в Зеленодольском районе с одним из них – «Красным Востоком».
Местные жители не очень довольны его присутствием на своей территории. Даже те, кто получил на предприятии работу. Почему?
Частично ответ можно получить из заметки «Татар-информа» за 2007 год: «Более 150 исковых заявлений о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы работникам холдинга «Красный Восток-Агро» направлено в суд в ходе прокурорской проверки в Зеленодольском районе. Картина в каждом из около десяти предприятий, входящих в холдинг, примерно одинаковая: заработную плату задерживают, ее выплата производится лишь раз в месяц, что является нарушением Трудового кодекса РФ».
Деятельность крупных сельхозпредприятий представляет порой и экологическую угрозу. Так, в 2009 году, как сообщает то же агентство со ссылкой на помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора Раята Зайнуллина, были выявлены нарушения ветеринарно-санитарного законодательства в деревне Татарские Наратлы на животноводческой ферме комплекса «Азелеево» (Зеленодольский филиал холдинга «Красный Восток-Агро»): «Продукты убоя и трупы павших животных работники попросту выбрасывали в овраг в 50-60 метрах от фермы, в то время как ветеринарно-санитарные правила требуют захоронения трупов животных в земляные ямы лишь в исключительных случаях и только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики… Также были нарушены нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона о ветеринарии. По мнению специалистов, преступная халатность при обращении с биологическими отходами могла иметь серьезные последствия – вплоть до подрыва экологической безопасности на территории сельского поселения, а также возникновения эпизоотии».
Дело дошло до арбитража
Но самая, пожалуй, болевая точка разногласий инвестора и местного населения – земельный вопрос. Если верить данным Минземимущества, количество граждан, имевших право, но не получивших земельную долю в Зеленодольском районе, равно… нулю. С этим некоторые зеленодольцы не согласны. Вот уже несколько лет длится тяжба между жителями села Кугеево и «Красным Востоком». Вот выдержки из выступления представителя СХПК «Кугеевский» Вариса Адиятуллина на Всероссийском земельном конгрессе: «С приходом в село инвестора был совершен захват земель юридически неподкованных селян со всеми присущими атрибутами – подделкой протоколов общего собрания, хищением имущества, избиением местных жителей и порчей их посевов гербицидами… В 2003 году жителям села Кугеево предлагалось работать совместно с компанией «Красный Восток». Объявили, что она будет инвестором, преобразует село, люди будут работать в иных условиях, получать высокие заработные платы… Местные были категорически против работы с «Красным Востоком». Решение не было принято. Руководство компании такой ход событий не устраивал. Отдел ценных бумаг подготовил протокол о положительном решении, о котором жители села узнали, только получив в налоговой инспекции копии этого документа»…
- По данным Минземимущества, в Зеленодольском районе стоимость одного гектара земли сельхозназначения является одной из самых высоких в республике – до 127,2 тысячи рублей
С заявлениями по факту незаконных сделок, проведенных с земельными долями, жители села Кугеево обращались в УВД Зеленодольска, которое отказало в возбуждении дела. Но сельчане не отчаивались, обращались в суды. Ответчиком уже выступало ЗАО «Восток Зернопродукт» (филиал «Красного Востока»). Нынче дело дошло до Арбитражного суда, только ответчиками теперь, помимо аграрного предприятия, выступают Министерство земельных и имущественных отношений и Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РТ. Дело в том, что земельные участки некоторых жителей села были проданы на торгах ЗАО «Восток Зернопродукт», как констатировали судебные органы, с нарушением правил, установленных законом. В решении Арбитражного суда РТ (дело №А65-14269/2007) сказано, что эти торги «могут быть признаны судом недействительными…»
Почему снизились надои
А может, зря кугеевцы хотят забрать землю у инвестора? Мешают, понимаешь ли, ему поднимать экономику и благосостояние района, а значит, и его жителей? Ведь в «Красном Востоке» – второе в республике по численности поголовье КРС, дающее более 250 тонн молока в сутки. Правда, в прошлом году, если судить по данным Минсельхозпрода, дойное стадо в одном только Зеленодольском районе сократилось более чем на две тысячи, и этот регион вкупе с Алькеевским и Алексеевским районами, где «Красный Восток» также имеет свои мегафермы, стал показывать отрицательную динамику по надоям. Всего в прошлом году численность КРС на предприятии снизилась на семь тысяч голов. Что случилось со знаменитыми голштинками? Подкосили болезни? Их пустили на мясо? Или, может, перегнали в Воронежскую область, где татарстанский агрохолдинг строит крупный молочный комплекс?
Начальник зеленодольского райсельхозуправления Тагир Зиганшин сообщил, что часть поголовья на предприятии, действительно, пущена под нож, часть, возможно, вывезена в другой регион из-за того, что в агрохолдинге испытывают недостаток средств. Желание журналистов съездить на предприятие он остудил: «Вас туда не пустят – и имеют право, частная собственность все-таки…»
Член Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Альберт Бикмуллин на майской пресс-конференции, посвященной проблемам сельхозтоваропроизводителей и путям их решения, выдвинул свою версию снижения численности поголовья в агрохолдинге. По его словам, на мегафермах «Красного Востока» практикуется технология стойлового содержания животных, которая приводит к быстрой «изнашиваемости» коров и, как следствие, к их гибели. В то же время, по его словам, предприятие не особо заинтересовано в сохранности скота, так как животные застрахованы и в случае падежа выплачивается страховая компенсация.
«Мы инвесторам помогаем»
Вот как комментирует ситуацию в агрохолдинге заместитель генерального директора «Красного Востока» Г.Фатихова:
«В результате двух засушливых сезонов и аномально холодной зимы потери агрохолдинга «Красный Восток» составили 2,8 млрд. рублей. Кроме того, необходимо было оплачивать электричество, выдавать заработную плату, закупать ветпрепараты.
По состоянию на 1 мая 2012 года из бюджета РТ компанией недополучено субсидий на 2 млрд. рублей, в том числе за 2010 год – 580 млн. руб., за 2011 год –301 млн. и за 4 месяца 2012 года – 139 млн. За ноябрь, декабрь 2011 года и январь, февраль 2012 года субсидии не поступали вообще, а проценты банкам уплачивались ежемесячно. Не получено ни копейки из положенных 74 млн. рублей субсидий по страхованию озимых 2011 года.
Чтобы не остановить сложнейший процесс производства молока, компания была вынуждена сокращать поголовье и отправлять коров на мясо. Также из-за аномальных погодных условий увеличилось технологическое выбытие скота. Ежемесячно компания теряла 500-2000 голов высокопродуктивного скота. Руководство Минсельхозпрода РТ неоднократно было информировано о последствиях неполучения субсидий».
Однако глава аграрного ведомства Марат Ахметов опроверг информацию о задолженности министерства перед агрохолдингом:
– Если подсчитать пропорционально к денежной выручке инвесторов на реализованную ими продукцию, мы им помогаем кратно больше, чем простым сельхозпредприятиям. И никакой задолженности перед холдингом «Красный Восток» у нас нет. Мы свои обязательства выполняем.
Главная причина тяжелого финансового положения на предприятии – двухлетняя засуха. Плюс подошли сроки выплаты кредитов, которые были отсрочены в связи с засухой. Как мне пояснил совладелец холдинга Айрат Хайруллин, коровы «пошли» на выплату зарплаты. Да, безусловно, если ты нанял работников, за их работу надо платить.
Что касается перегона части скота в другие регионы… Если там нашли более эффективное ему применение, почему бы и нет? Но республика, конечно, заинтересована в том, чтобы поголовье, которое однажды уже прибыло к нам или здесь появилось на свет, у нас же и давало свою продукцию. Но агрохолдинг обещает восстановить поголовье, – заключил министр.
Не поменяли бы прописку…
Несмотря на закредитованность и большие долги, агрохолдинг действительно начал обновлять свое стадо. Так, в апреле текущего года, как сообщили в Управлении Россельхознадзора по РТ, на мегафермы агрохолдинга «Чувашский Брод» и «Каргополь» в Алькеевском районе из-за рубежа завезено 1089 голов импортного крупного рогатого скота. Хотелось бы надеяться, что племенное стадо останется в пределах республики, тем более что предприятие получит из бюджета компенсацию части затрат по его приобретению. Более того, у руководителей крупных агрохолдингов появилась надежда, что их долги просто-напросто спишут. По словам депутата Госсовета Альберта Бикмуллина, в последнее время депутаты Госдумы от Татарстана весьма активно, и, похоже, небезуспешно, лоббируют эту идею. Частично подтвердил эту информацию и побывавший в Казани в рамках мероприятий АТЭС министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров. На пресс-конференции он сообщил журналистам, что Правительство РФ разрабатывает программы и механизмы пролонгации кредитов предприятий АПК, и даже рассматривается возможность «совершенствования» действующего законодательства с учетом интересов сельхозпредприятий, оказавшихся «в тяжелом положении в условиях мировой конъюнктуры и финансовых потрясений». «Мы не имеем права их оставлять. Вопрос будет рассматриваться персонально по каждому конкретному проекту, но общие правила поддержки, инструментария мы будем корректировать», – сообщил он.
По всему видно, дальнейшая политика аграрных инвесторов будет напрямую зависеть от отношения к ним государства. А пока они придерживаются выжидательной позиции, надеясь на лучшее будущее.
Что ж, возможно, лед тронется и действительно настанет время, когда на смену конфликтам между местным населением и инвесторами придут конструктивное сотрудничество и взаимопонимание. По крайней мере, хотелось бы в это верить. Земля-то у нас одна…