Верхнеуслонский фермер Мурат Сиразин в целях экономии средств собирается перевести свой бизнес… в подполье. По его собственному признанию, около 300 породистых сиразинских кур уже на «подпольном» положении.
Сиразин – фермер в республике известный.
Фермерством его семья начала заниматься года три назад: на четырех гектарах земли в селе Шеланга разместили крольчатники, птичники, вольеры и загоны для птиц, засеяли пастбища многолетними травами, на месте заброшенного карьера создали искусственное озеро.
Сейчас семейное крестьянско-фермерское хозяйство Сиразиных занимается разведением и продажей породистых кур, уток, гусей и другой живности. Одних пород кур – пятнадцать, уток – десять, гусей – две! Для них построены высокие крытые сеткой вольеры и просторные светлые птичники с керамогранитными полами с подогревом. В будущем на зиму их станут переселять в землянки. Уже теперь в таких «подпольных» условиях живут три сотни кур: под своим домом фермер обустроил глубокий неотапливаемый подвал, где в течение всей зимы держится постоянная плюсовая температура. Здесь, в раздельных «квартирках», птица сама себе обогревает помещение и несет яйца круглый год, даже в самые сильные холода.
С приходом тепла питомцев выпускают на волю: они «тусуются» вокруг озера, пасутся на холмистых лугах, в оврагах и в лесах в радиусе нескольких километров. Даже курица, которая не птица, вкусив однажды прелесть свободы, может почувствовать себя вольной и запросто пропасть в соседнем лесу. Взять хотя бы представительницу средиземноморских пород – андалузскую голубую, большую любительницу лазать по деревьям – как взлетит на ветку – не сыщешь. Птицы также могут погибнуть от нападения домашних и диких животных или просто разбежаться. Так что как ни крути, без пастуха не обойтись. А ведь, чтобы сохранить чистоту крови, каждую породу следует пасти раздельно, по графику. Кто способен приглядеть за такой капризной птичьей стаей?
Кто?
Подумал-подумал Мурат Сиразин и купил за границей… щенка породы бордер колли, которая выведена специально для пастьбы. Заводчики продают таких щенков только при условии, что у хозяина есть для них работа – коровы, овцы, бараны. На щенка Сиразин возлагает большие надежды. И переименовал-то его именно в Пастуха (имя по родословной – «импортное» и труднопроизносимое).
«Бордеры считаются породой с высоким уровнем интеллекта. Это независимые животные, при пастьбе действуют в соответствии с ситуацией, способны справляться с необычными обстоятельствами по собственному усмотрению, без помощи людей. Это единственная порода, которая может пасти кур, гусей, уток, индюков… – рассказывает Сиразин. – Сейчас воспитанием щенка вместе со мной занимается другая овчарка. Пытается научить его злости, но бордер колли по природе не агрессивные, так что вряд ли что у нее получится. Да и нам не нужна агрессия: на экскурсию на ферму приходят школьники и туристы, приезжают покупатели. Зачем их пугать?»
Уже к лету Сиразин надеется воспитать пса и доверить ему птичью стаю, а в дальнейшем планирует заняться разведением собак этой породы для других фермеров.
В подчинении Пастуха окажутся и статные индийские куры породы брама, и мохнатоногие кохинхины, и представители знаменитой павловской породы, признанной в 1899 году национальной и ставшей визитной карточкой России. Петух этой породы стал прототипом сказочного Золотого петушка.
В прошлом году Сиразин обменял нескольких павловских особей у ульяновского коллеги на юрловскую голосистую. Так теперь петуха-юрловца в Шеланге никто не может перепеть. Даже собаки порой улепетывают, испуганно поджав хвосты, услышав его басистое, длительное, переходящее в рычание пение. Говорят, в старые времена за одного такого певца давали барана, а то и теленка.
Есть в хозяйстве и очень редкие нынче черные бородатые галаны, прозванные «барскими» из-за того, что в старину барин дарил пару бородачей крепостным крестьянам-молодоженам.
Планы у фермера грандиозные. «Чиновники в последние годы повернулись к сельским товаропроизводителям лицом, всячески помогают. Это политика нашего Президента Рустама Нургалеевича Минниханова, – говорит глава хозяйства Мурат Сиразин. – Меня, в частности, власти здорово поддержали – дали льготный кредит, землю. Глава района Марат Зиатдинов, специалисты и начальник сельхозуправления Рашит Губайдуллин, главный районный ветеринарный врач Рамиль Насыбуллин, каждую неделю объезжая район, заезжают в наше хозяйство с одним вопросом: «Чем помочь?». В этом году обещают дать бесплатно материалы на строительство птичников. Минсельхозпрод включил нас в республиканскую программу поддержки семейного фермерского хозяйства».
При поддержке Ассоциации фермеров Татарстана на базе сиразинского КФХ предполагается открыть школу начинающих семейных фермеров и лагерь деревенского туризма. В птицеводстве Сиразин ставку намерен делать на породы птиц, которые в спартанских условиях Татарстана размножаются и дают здоровое потомство без вакцинации и биостимуляторов. Думает заняться свиноводством – присмотрел животных породы мангалица из Венгрии. «Это пастбищная особь, способна круглый год находиться на улице, жить в землянке и сама себе находить корм, – рассказывает фермер. – Хочу использовать их для вспахивания огорода и лугов: если перед посевом на землю разбросать горох и кукурузу, смешанные с маслом, свиньи, чтобы добыть лакомую еду, своими пятачками всю почву перероют, взрыхлят…»
Сиразин не изобретает велосипед. Он идет по стопам известного австралийского фермера Зеппа Хольцера, который на своих 43 гектарах земли на высоте 1500 метров над уровнем моря, где даже в июне иногда выпадает снег, выращивает тропические фрукты и овощи. В этом году Сиразин планирует создать по методу Хольцера новые озера для водоплавающей птицы, заняться садоводством, выращивать бахчевые культуры.
Что ж, нам остается только пожелать ему успехов на фермерском поприще.