Государство инвестировало в сельский бизнес немало средств, однако отдача пока неадекватна вложениям
Как мы уже сообщали, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин провел 22 и 23 ноября в Пестречинском и Алексеевском районах зональные семинары-совещания по вопросам повышения деловой активности сельского населения и развития малых форм хозяйствования. В семинарах приняли участие главы муниципальных районов и образований, а также руководители ряда структур АПК.
В своем основном докладе вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов сделал глубокий сравнительный анализ ситуации дел как в разрезе районов, так и на уровне поселений, напомнил, какие меры поддержки на региональном и на федеральном уровнях оказывает государство малым формам хозяйствования на селе.
В сельской местности проживает четверть населения республики, а активная ее часть – 318 тысяч частных подворий, свыше 12 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств – производит половину валового объема сельхозпродукции. Во многом благодаря мерам поддержки, которые оказываются селу федеральной и республиканской властями, объем продукции сельского хозяйства в целом по нынешнему году в сравнении с прошлым увеличился на 35 процентов.
«Однако богаче от этого мы не стали, – признался министр. – Финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей остается сложным, их долги в три раза превышают всю их годовую денежную выручку. К тому же закупочные цены на сельхозпродукцию в текущем году снизились на 20 и более процентов при одновременном росте затрат на ее производство. АПК несет миллиардные убытки». Задачу министерства Марат Ахметов видит в возможной минимизации влияния последствий различных рисков, старании сработать на опережение, эффективном использовании бюджетных средств, внутрихозяйственных резервов.
Но любая хорошая инициатива сверху, даже материально подкрепленная, обречена на провал, если не встретит понимания и поддержки местных властей на уровне районов и поселений. Взять, к примеру, программу развития семейных ферм, согласно которой через пару-тройку лет в республике должно быть построено около тысячи ферм. В ходе ее реализации уже построено 350 ферм, и до конца 2011 года их количество предполагается довести до 500. Но это произойдет в том случае, если в каждом муниципальном районе выявят по 12 семей, готовых серьезно заняться бизнесом. С этой задачей на сегодня справились лишь в Кукморском, Мензелинском и Тюлячинском районах, где построено по 12 высокотехнологичных семейных ферм. Одиннадцать новых ферм появились в Сармановском районе, по десять – в Алексеевском, Буинском, Заинском и Ютазинском.
В ходе практической части семинара участники совещания побывали на некоторых из ферм и сами убедились, что сельчанам по силам создание практически с нуля высокотехнологичных производств. А вот в Менделеевском, Лениногорском, Апастовском и Азнакаевском районах построено лишь по три новые фермы.
«Мы и не ожидаем, что во всех районах будет все одинаково, – отметил Фарид Мухаметшин. – Однако резкое ухудшение или явно слабая работа отдельных глав поселений должны быть подвергнуты критике. Им надо серьезно задуматься и активизировать работу по поддержке инициативных людей на селе».
Ситуация на сегодня складывается неоднозначная, и при ее оценке в каждом отдельном случае нужно подходить индивидуально. Так, если судить по отчетным данным, самым отстающим в плане развития семейных ферм является Атнинский район: на открытие нового бизнеса здесь подвиглась одна-единственная семья. Но именно в этом районе во всех поселениях наблюдается рост поголовья коров. А в том же Дрожжановском районе, где построено шесть новых ферм, нет ни одного поселения, где бы численность коров не сократилась. Но если учесть, что создание ферм – дело весьма дорогостоящее, требует огромных вложений на этапе строительства, то, возможно, через два-три года последует и отдача…
Сегодня назрела большая государственная проблема, которая касается всех районов без исключения. Марат Ахметов с горечью констатирует, что в деревне меняется философия жизни: «Начиная с девяностых годов сильно изменился нрав сельского населения. По разным причинам – и объективным, и субъективным – увеличилась категория неработающего населения. Часть таких людей занимается так называемой «шабашкой», не выплачивая налогов, в промежутках ведут далеко не примерный образ жизни. Другие считают нецелесообразным содержать в хозяйстве скот, особенно те, у кого есть стабильный заработок. Есть и такие, кто в принципе не желает работать, живет на пенсии и пособия родителей. Нам очень важно любыми путями изменить на селе деловой и моральный климат».
«Мы переживаем за такое положение, – поддержал министра Председатель Госсовета. – Если ситуация не изменится, то в ближайшее десятилетие мы потеряем сельское население. А значит, потеряем наши нации – русскую, татарскую, чуваш-
скую, мордовскую и другие, потому что в основном на селе, в деревне сохраняются многонациональная, многоязычная, многокультурная ментальность, обычаи, традиции наших народов. Наша задача – сохранить все это, закрепить крестьянина на земле через собственность. Ходите по дворам, ищите инициативных людей, сумейте донести до них задачи, которые мы с вами обсудили», – эмоционально обратился руководитель парламента к главам муниципальных образований.
Фарид Мухаметшин сообщил, что районным и городским Советам будет рекомендовано рассмотреть вопрос поддержки развития малых форм собственности и деловой активности населения на поселенческом уровне.