Веселое разноголосье на собственном дворе порой тяжело воспринимается соседями
«Как достать соседа веселой фермой» – это не попурри из детских компьютерных игр, а обратная сторона вполне толковых государственных программ, нацеленных на поддержку частного сельского бизнеса.
Почти полмиллиона татарстанцев трудоспособного возраста проживают в сельской местности, однако на сельхозпредприятиях их ждут не более 100 тысяч рабочих мест. В этих условиях местом приложения сил и источником дохода для многих являются 20-30 соток приусадебных участков и паевые земли. Отношение к сельскому труженику в Татарстане всегда было особенным, а в последние годы сельский бизнес поддерживается еще и материально. В результате около 20 тысяч фермерских и свыше 300 тысяч личных подсобных хозяйств производят более половины сельхозпродукции республики.
Но в мире, как известно, нет гармонии. Личные подсобные хозяйства теперь зачастую не втискиваются в рамки привычных подворий. И если сельчанина, создавшего на заднем дворе целую семейную ферму, одни похвалят за трудолюбие, то другие, прежде всего соседи, на долю которых приходятся все издержки производства, скорее всего, предъявят ему претензии.
Заглянем к соседям одной из таких ферм. Пожилая чета – Николай и Тамара Дурницины из села Сокуры Лаишевского района – получила свою порцию проблем после того, как в 2009 году соседний с ними участок на улице Садовой, 23, выкупили приезжие и сразу предупредили, что будут выращивать здесь перепелок.
Осмотреть хозяйство самого птицевода – Гирфанова – нам не удалось: двор охраняется кавказской овчаркой, а сами владельцы участка бывают в Сокурах лишь наездами. Убедиться же в наличии производственных помещений, возведенных впритык к жилому дому соседей, мы смогли воочию.
Не только Дурницины, еще полтора десятка семей, проживающих в Сокурах, возмущены. «У нас же есть немало пустующих ферм, где можно было бы развивать бизнес, не причиняя нам неудобств».
Республиканские власти всемерно поддерживают идею передачи пустующих зданий и сооружений сельским бизнесменам. Как говорит замминистра сельхозпрода Николай Якушкин, до глав районов доведен порядок передачи пустующих помещений тем, кто желает организовать сельскохозяйственный бизнес. Плюс к этому республика готова компенсировать из бюджета часть затрат на частичную реконструкцию данных помещений.
Гирфанову между тем разрешили открыть бизнес на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Возводя птичью ферму под окнами соседского дома, он нарушил строительные нормы и правила, согласно которым сараи для птицы следует сооружать минимум за 15 метров от окон жилых помещений, и органы местного самоуправления почему-то закрывали глаза на действия застройщика и не реагировали на жалобы коренных сельчан…
Гирфанов оборудовал свой питомник промышленной вытяжкой, и воздух в округе приобрел весьма специфический аромат. Помещения построил из шпал, поэтому к запахам органики примешиваются пары креозота, которые оказывают токсическое воздействие на человека. Креозот относится к потенциальным канцерогенам, то есть веществам, которые могут способствовать развитию раковых клеток в организме.
В итоге от всех этих испарений у Тамары Дурнициной обострилась бронхиальная астма, а что происходит с Николаем – инвалидом второй группы, состоящем на учете в онкодиспансере, – без анализов и не узнаешь. «Раньше на лекарства мы тратили три тысячи рублей в месяц, а теперь никакой пенсии не хватает», – жалуются они.
Третий год продолжаются мытарства жителей Сокур. С просьбой оказать содействие в вынесении птицефермы за пределы жилой зоны они обращались к тогдашнему главе Лаишевского района, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ, в прокуратуру.
Что в итоге? Исполком Лаишевского района подтвердил, что при строительстве хозяйственных построек допущены нарушения, и выдал Гирфановым предписание об их устранении. Прокуратура района инициировала лабораторные исследования атмосферы и воздуха в помещениях на содержание аммиака. «Не соответствуют нормам», – резюмировал зампрокурора Шарафутдинов и выдал предписание устранить нарушения. Подобное предписание выдали специалисты, заглянувшие даже в выгребные ямы, в которые, как оказалось, птицеводы сваливали не только помет, но и уже мертвых его производителей – перепелок.
Часть нарушений предприниматель устранил, во всяком случае отчитался перед контролирующими органами, переселил птиц на зиму в другое помещение, но постройки у стен соседей так и не снес. Дурницины все еще пытаются решить свою проблему, надеясь, что отношения с соседями не перерастут в открытое противостояние. Но впереди лето, а значит, вновь придется им жить в смраде?
К тому же, как стало известно, Гирфановы намерены расширять бизнес и внести свой посильный вклад не только в развитие птицеводческой, но и животноводческой отрасли… Поэтому, на всякий случай, напоминаем, что в здании, расположенном впритык к дому
Дурнициных, нельзя содержать не только перепелов, но и свиней, коров, собак, лошадей, пушных зверей… Заниматься промышленным производством… Согласно этим же санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам хозяйства, содержащие до 100 голов животных, относятся к четвертому классу, для которого устанавливается санитарно-защитная зона в 100 метров.
Мы бы не стали уделять столько внимания ситуации, сложившейся в отдельно взятом селе, но в последнее время подобные противоречия проявляются все чаще, обретая системный характер. Будем надеяться, что в конфликте Дурнициных и Гирфановых компромисс все-таки будет найден, хотя бы при содействии судебных органов. Но ведь сейчас, когда в республике повсеместно создаются семейные фермы, проблемы их соседства с жильем сельчан будут только обостряться. Представьте, что у вас в соседях оказались сразу два коровника голов на 50! Это уже не «сельский уклад», а целое производство со всеми вытекающими издержками в виде неприятного запаха, навоза, шума…
Моральный климат на селе пытаются держать на контроле и Минсельхозпрод, и депутаты парламента РТ. В частности, глава Комитета Госсовета по экологии, природопользованию и аграрным вопросам Валерий Васильев считает, что с учетом возросших масштабов среднего сельского предпринимательства необходимо пересмотреть санитарные нормы и правила в сторону увеличения расстояния от помещений для содержания и разведения скота до объектов жилой застройки. Пока же чиновники вправе только рекомендовать собственникам и пользователям земельных участков вести хозяйство так, чтобы соседи ощущали как можно меньше неудобств.