К роботу на дойку, в очередь

Не по себе становится, когда наблюдаешь эту картину: металлическая пятипальцевая “рука”, подсоединенная шлангами к каким-то датчикам, тянется к вымени коровы.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Не по себе становится, когда наблюдаешь эту картину: металлическая пятипальцевая “рука”, подсоединенная шлангами к каким-то датчикам, тянется к вымени коровы. Буренка, готовая стать придатком огромного механизма, уже стоит в металлическом отсеке,равнодушно жует корм. В это время металлические пальцы-стаканы, вспыхнув огоньками лазерных прицелов, точно ловят вымя, промывают его и сцеживают молозиво. Корова продолжает жевать. Переключение программы – и вот уже молоко побежало по шлангам, на мониторе замелькали литры.

СХП им. Рахимова, что в Апастовском районе, с прошлого года стало единственным в Поволжье, где весь цикл работ выполняют 16 компьютерных “дояров”, обслуживая около полутора тысяч коров. Работает на современной ферме не более десяти человек, включая руководство и техперсонал.

Свобода с чипом в ухе

Условия жизни стада здесь весьма либеральные. Коровы сами решают, когда им питаться, спать, пить или доиться. Они свободно перемещаются и в зону отдыха, и к кормовому столу, и в доильный зал. Интересно, что, когда подходит время дойки, к роботу выстраивается очередь. Как правило, это спокойная, “интеллигентная” очередь. Но попадают в нее и нахалки, норовящие оттеснить своих стеснительных товарок и прорваться раньше других.

Между прочим, многие предпочитают ходить на дойку три-четыре раза в день. Однако встречаются среди коров ленивые, которых не прельщает даже премия в отсеке доения – вкусный кормовой концентрат. И тогда, как в любом демократическом обществе, к добровольному порядку добавляется элемент принудиловки. Поскольку все коровы снабжены электронным чипом, информация с которого передается в центральный компьютер, “забывчивых” легко вычисляют и подгоняют.

Правда, “менеджер по коровам” делает это, сидя в отдельном кабинете. С помощью компьютера, обнаружив ленивицу, он запускает в действие систему закрывающихся и открывающихся калиток, “подсказывая” корове маршрут в доильную зону.

Кстати, есть среди коров и “отличницы”, которые то ли из амбиций, то ли из-за добавки к базовой порции силоса норовят доиться по шесть-семь раз на дню. Таких к роботу-дояру не подпускают. Зато направляют в зону отдыха – подумать о смысле жизни, привести себя в порядок. Здесь к их услугам щетки-чесалки, напоминающие гигантские ершики для мытья бутылок. Коровы их обожают: подойдут, ткнутся боком, и агрегат завертится, только бока подставляй. Это и для циркуляции крови хорошо, и для чистоты. Гиподинамия животным не грозит: после еды хочется пить, а поилки-то находятся в другой зоне! Вот и бредет коровушка на водопой, отшагивая необходимые ей для моциона расстояния.

Меньше людей – больше порядка

Робот-дояр следит и за качеством молока. Если в нем обнаружены признаки какой-нибудь болезни, сырье направляется не в общий чан, а в отдельную емкость, и становится объектом изучения ветеринаров.

За чистоту на ферме отвечает еще один робот, действующий в центре коровника. Навоз сгребается металлическими лопастями в накопитель, расположенный в подземной части строения, а после обработки используется в качестве удобрения. Но это пока. В планах предприятия закупка специальной установки для производства из навоза биогаза. А это шаг к обеспечению своей электроэнергией всего молочного комплекса. Благодаря несложной системе вентиляции в коровнике всегда поддерживается оптимальная температура, нет и специфического запаха, животным не досаждают насекомые.

Неудивительно, что рахимовское дойное стадо сегодня является самым продуктивным в Татарстане. 870 дойных коров выдают в сутки 21,8 тонны молока самого высокого качества – не менее 25 килограммов каждая. Руководство предприятия считает, что высокому качеству продукции во многом способствует… отсутствие человеческого фактора.

“А поцеловать?”

Не сразу эти коровы привыкли к роботизированной системе ухода, отсутствию в их жизни пресловутого человеческого фактора и настоящих живых быков. Привезли их в Татарстан из далекой Австралии, где животные привыкли к необозримым просторам пастбищ, солнцу и свободе. Целый месяц заместитель директора ООО “СХП им. Рахимова” Назип Гатауллин колесил по дорогам Зеленого континента, отбирая на местных фермах лучших представительниц голштино-фризской породы молочных коров.

После карантина большую часть нетелей переправили к нам пятью авиарейсами,а остальных – морским путем. 43-дневный круиз по морям-океанам перенесли практически все. На новом месте жительства, в селе Булым-Булыхчи Апастовского района, коров-иностранок ждали с распростертыми объятиями и специалисты, и просто любопытствующие. Десять дней ушло на акклиматизацию, чуть больше – на адаптацию к новым условиям содержания, к ограниченному пространству. Но ничего, привыкли и даже повысили производительность. Кстати, уже этой осенью от них ожидается приплод – постарались мастера искусственного осеменения.

Теперь, когда наши животноводы освоили все тонкости работы с иностранной породой,они планируют закупить еще 10 роботов-дояров и пополнить стадо несколькими сотнями коров из той же Австралии. Тогда, по словам Назипа Гатауллина, их автоматизированный молочный комплекс станет самым крупным в Европе.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще