Вот уже двадцать два года Анна Захарова из села Шапши Высокогорского района возглавляет хозяйство с патриотическим названием “Серп и молот”. За многолетний труд и высокие результаты на профессиональном поприще в прошлом году она удостоена высшей награды республики – ордена “За заслуги перед Республикой Татарстан”.
Дедовский характер
…Вместе с Анной Андреевной идем по селу. Эмоциональная и разговорчивая, она очень скоро создает у меня впечатление человека прямолинейного, принципиального и в то же время доброжелательного, приветливого. И впечатление это по мере общения с ней только крепнет.
– Выбрали меня в 1988 году председателем колхоза простым голосованием жители села, – неспешно рассказывает Анна Андреевна. – Для меня это было неожиданно. Помню, люди тогда похлопывали по плечу и утешали: “Если не сможешь, поработаешь год и уйдешь”. Но вот только характер у меня не такой, чтобы взять и уйти, ничего не сделав. Чтобы набраться опыта, училась на курсах повышения квалификации, много ездила по образцовым колхозам, общалась с людьми, которые знали толк в сельском хозяйстве. Первое время казалось, что не смогу, ведь это такая большая ответственность – руководить людьми. Но, как вспомню своих родителей, все, чему они меня учили, тут же хочется упрямо ногой топнуть – нет, смогу!..
Родом Анна Андреевна из деревни Большой Починок Высокогорского района. В семье было четверо детей, Анна – старшая, поэтому присмотр за младшими лежал на ней, поскольку мать с отцом с утра до вечера трудились в колхозе.
– Характер у меня дедовский, настырный, – продолжает Анна Андреевна. – Я его, правда, не застала, Егор Игнатьевич умер еще в 1937 году в возрасте 45 лет. Но говорят – я на него похожа и внешне, и внутренне…
В детстве Аня мечтала быть учительницей, как и многие деревенские девочки в ту пору. Окончив среднюю школу, попробовала поступить на биофак Казанского педагогического института, но завалила физику. И пошла работать воспитательницей в один из детских садов райцентра Высокая Гора.
– Поработала там несколько месяцев, а тут набор в Казанский сельскохозяйственный институт, ну я и решила подать документы туда, – признается Анна Андреевна, – на экономический факультет. Сдала экзамены, стала учиться заочно. На третьем курсе начала работать главным бухгалтером в колхозе “Красная заря”.
Сделать село краше – задача наша
– Город – это суета, – философствует Анна Захарова. – От него быстро устаешь, а у нас спокойно – ни трамвая, ни автобуса ждать не нужно, мы по своей земле пешком ходим. Идешь, любуешься – все свое, все знакомое. И люди вокруг, как одна большая семья.
Теперь село Шапши имеет такое крепкое фермерское хозяйство – ООО “Серп и молот”, каких не только в районе, но и во всей республике еще поискать.
…К началу тридцатых годов прошлого века Шапшинский сельсовет объединял восемь населенных пунктов – Шапши, Тимошкино, Сидорова Пустошь, Петрова Белка, Дубровка, Николаевка, Новый Ключ и Красный Восток. После коллективизации в каждой деревне был основан свой колхоз. В послевоенные годы, пытаясь решить проблемы обезлюдевших сел, партийное руководство принимает решение об укрупнении коллективных хозяйств. Так в Шапшах появляется колхоз “Серп и молот”, к которому отошли земли данных поселений. В конце шестидесятых годов в окрестностях Шапшей в связи с решением создать здесь показательный животноводческий комплекс развернулось строительство поселка городского типа, в новые двух-этажные дома постепенно переселились жители мелких деревушек. Новоселы из одной деревни, как правило, занимали целую улицу. Вот почему наряду с официальными названиями улицы имеют своего рода прозвища – Никольская, Сидоровская, Ключинская.
Возглавив колхоз, Анна Захарова первым делом составила программу, определив основные для себя цели: проложить в селе хорошие дороги, газифицировать дома, построить добротные животноводческие фермы, возвести для односельчан жилые дома. Ох как непросто далось воплощение задуманного!
В те нелегкие перестроечные годы в хозяйстве ощущалась острая нехватка всего: денег, техники, работников. Анна Андреевна начала с того, что создала крепкую команду единомышленников.
– Мы, конечно, могли начать модернизацию села с производства, а не с самого села, его инфраструктуры, – делится она пережитым. – Но мне было жалко людей, сердце рвалось на части при виде их бытовой неустроенности. Эта неустроенность могла обернуться оттоком сельчан. Неказистые домишки стояли в нашем селе, топили дровами или углем, о газе и не мечтали.
Первый дом для колхозников был сдан в 1989 году, и с этого времени начали подводить газ, закупили газовые плиты, постепенно перевели село на автономное отопление. А вскоре у людей и горячая вода в домах появилась. Все делали своими силами: Захарова много раз ездила в Лениногорск и Альметьевск “выбивать” трубы. И к 1991 году Шапши были полностью газифицированы.
– Помнится, на одном из собраний один молодой человек запальчиво посоветовал мне осторожнее быть с обещаниями, поскольку-де у них есть свойство чаще оставаться только на словах, – улыбается моя собеседница. – Но, когда в 1991 году мы сдали 12-квартирный жилой дом и этому парню выделили двухкомнатную квартиру, как же он радовался и благодарил меня! Наверное, тогда люди и поверили мне окончательно.
Когда трудности закаляют
Со временем чувство уверенности в своих силах росло. Соответственно, увеличивалось и количество добрых дел. Сегодня Анна Захарова успешно руководит хозяйством, отстаивая интересы коллектива в сложных условиях рынка. Подтверждение тому – ведущее место в районе по производственным показателям. Так, от каждой коровы в сутки на ферме получают более 18 литров молока, а всего на территории животноводческого комплекса содержится свыше 2400 голов крупного рогатого скота. Здесь чисто и уютно – летом глаз радуют цветущие клумбы, асфальтовые дорожки ведут к фермам. У буренок теплые сытные стойла, у людей – уютные раздевалки, комнаты отдыха, душевые.
С внедрением современного оборудования ручной труд доярок на ферме сведен к минимуму. Им не приходится перетаскивать бидоны и вручную раскидывать корма для животных – все делает техника, вплоть до доильных установок.
– Три года назад наше предприятие получило статус племенного завода федерального уровня, – говорит Анна Андреевна. – Поэтому мы обязаны десять процентов голов скота продавать. Получаем из Москвы субсидии – на каждую голову пять тысяч рублей, из республики – одну тысячу. Это большое подспорье для нас, поэтому стараемся соответствовать высокому статусу. Мы не покупаем скот, а выращиваем и воспроизводим его сами. Все фермы у нас газифицированы, на каждой есть своя котельная. Молоко продаем в среднем по шесть рублей за литр, но в некоторых случаях торгуем по своей цене. Каждое утро около 700 литров молока на двух машинах везем на казанские рынки.
Знакомясь с хозяйством ООО “Серп и молот”, невольно делаешь вывод – это уникальный островок стабильности. Реконструированные коровники и телятники, а также существенно обновленный машинный парк, состоящий из немецких, белорусских, польских и отечественных комбайнов, – все помогает работе, да так, что она всегда в охотку. А работать шапшинские механизаторы и доярки умеют.
Всего в хозяйстве трудится около трехсот человек, то есть каждый четвертый житель села стабильно обеспечен работой со средней заработной платой в восемь тысяч рублей и полноценным обедом. Технолог по производству Ирина Родина, например, переехала в Шапши несколько лет назад из Казани. И ничуть не жалеет о своем поступке. Познакомилась здесь со своим будущим мужем, получила двухкомнатную квартиру, родила двоих детей. По ее сло-
вам, хорошим, благоустроенным жильем (с ванной, туалетом, холодной и горячей водой) обеспечены все жители села. В поселке есть детский сад, работает клуб.
Впрочем, сама Анна Захарова считает, что сделать предстоит еще очень много и трудностей впереди немало.
– Конечно, в перестроечные 90-годы строить жилье для сельчан было непросто. А думаете, сейчас легче? – рассуждает она. – Дизельное топливо тогда стоило не 17 рублей, как сегодня, а намного дешевле – где-то около рубля. Электроэнергия и газ шли по 16 копеек. Зерно в 1992 году мы продавали по два рубля, нынче цена на этот продукт такая же, хотя затраты дорожают с каждым годом. Даже в неплатеже-способные 1995-1997 годы мы хоть и не получали деньги за молоко, но применяли бартер и стройку не прекращали. Молоко сдавали по пять рублей, а сегодня при жуткой дороговизне коммунальных услуг оно оценивается всего в шесть. Как дальше будем жить – вопрос…
Слушаю Анну Андреевну и удивляюсь – нет в ее словах ни злости, ни безысходности. Такое впечатление, что она вообще воспринимает трудности как некий барьер, который нужно преодолеть. А там – новые планы, новые барьеры.
– Недавно переделали телятник под свиноферму – хотим обеспечить мясом свое население, – говорит она. – Еще хотим заняться выращиванием картофеля, уже пробуем – посадили несколько гектаров, но убирать трудно. Вручную, сами понимаете, дело не пойдет, а закупить нужную технику пока не получается. Но что-нибудь придумаем. Мы, шапшинские, – сметливые.
…Иногда утром перед работой Анна Андреевна любит пройтись по селу. Хорошо вокруг, тихо. Летом и весной, когда во дворах цветут вишни и яблони, Шапши окутываются бело-розовой вуалью. Неспешным шагом Анна Андреевна идет в рабочий кабинет, который находится на территории фермы. Сделано это не случайно. У рабочих всегда есть те или иные вопросы, и они могут быстро их решить вместе со своим руководителем.
– А вот дома, – со смехом признается Анна Андреевна, – я как квартирант. Увы, не семейный человек, для меня главное – работа. Каждому свое в этой жизни. Хорошо, что близкие это понимают.