Поборам с сельчан зажигают красный свет

В условиях рынка важно не только вырастить хороший урожай, но и продать сельскохозяйственную продукцию.

В условиях рынка важно не только вырастить хороший урожай, но и продать сельскохозяйственную продукцию. Однако попасть на прилавки торговых сетей средние и мелкие сельхозтоваропроизводители не могут из-за большого аппетита ритейлеров.

Проблемой озабочены на самом высоком уровне. Недавно Президент Дмитрий Медведев на правительственном совещании по проблемам Агропрома напомнил: “Еще работая в Правительстве, я неоднократно говорил по поводу так называемых бонусов за вхождение в торговую сеть. На самом деле мы понимаем, что за этим красивым словом, по сути, скрывается элементарный хамский побор с сельского производителя, который не может конкурировать с торговой сетью на равных. Поэтому для того, чтобы очутиться на красивых прилавках, с него дерут эти деньги”.

Татарстанские фермеры о торговых сетях не мечтают. Даже далеко не слабые. В фермерском хозяйстве “София-1” (Арский район) Мудариса Миннулина производится высококачественный, долгохранящийся картофель. У фермера есть договор (он выиграл тендер) с правительством Москвы на поставку 6000 тонн корнеплодов.

– С торговыми сетями я не работаю, так как они предлагают кабальные, невыполнимые условия, – объясняет свою позицию руководитель фермерского хозяйства, которая, кстати, совпадает с позицией его коллег.

Частников и фермеров пускают в свою торговую сеть лишь районные потребительские общества. Как нам сообщила начальник отдела торговли Татпотребсоюза Сания Яковлева, двери райповских магазинов открыты как для крупных, так для мелких и средних производителей сельхозтоваров. При этом с них не берется никакой платы за согласие реализовать продукцию.

Не только мелкие, но и крупные сельхозтоваропроизводители, такие как “Вамин-Татарстан”, лаишевская и казанская птицефабрики, да и многие другие недовольны условиями супермаркетов. Судите сами. Договор между торговыми сетями и поставщиками товаров может включать в себя массу прямых или косвенных поборов.

За место в торговых сетях ритейлеры требуют с поставщиков так называемую “входную плату”. Помимо ее, поставщикам предлагают оплатить facing (лучшие места на полках, около кассы), годовые “премии” магазинам и их рекламные расходы, многое другое. В прошлом году ряд татарстанских производителей социально значимых продуктов питания не выдержали и пожаловались в антимонопольную службу на торговые сети “Пятерочка”, “Магнит”, “Патэрсон”, “Перекресток” и “Оптовик”. Федеральная антимонопольная служба наказала этих ритейлеров за нарушение закона о конкуренции, обнаружив в их действиях признаки сговора: договоры, предлагаемые поставщикам, были во многом идентичны. Ритейлеры брали дополнительную плату за внедрение в продажу новой продукции (от 900 рублей до 60 тысяч рублей), товар принимался “под реализацию” с отсрочкой платежа до одного месяца, устанавливались 10-процентные скидки на продукцию за проведение рекламных акций торговых сетей…

Победа была, но временная. Сейчас ритейлеры вновь предлагают обременительные условия взаимодействия с поставщиками, на которые идут, хоть и с трудом, лишь крупные производители.

В Государственной Думе готовится новая редакция закона “О торговле”, упрощающего доступ отечественных сельхозпроизводителей к торговым сетям. Будущий закон запрещает сбор платы за вход и ограничивает торговые наценки. Работа над законопроектом началась в прошлом году, но до сих пор не завершена. Как сообщает ИТАР-ТАСС, 12 ноября Президент Дмитрий Медведев предупредил соответствующие министерства и ведомства о недопустимости проволочек: “Хватит заниматься ерундой. Необходимо, чтобы в течение месяца все предложения были внесены”.

В ожидании нового закона ритейлеры сами проявили инициативу. Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей разработали положение “О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети”.

Члены ассоциации обязались не взимать с производителей отечественной сельхозпродукции “входные” бонусы, плату “за полку”, за открытие новых магазинов и ряд других платежей. Присоединиться к положению пригласили всех производителей сельхозпродукции и торговые компании. Около тридцати из них уже согласились с нововведением. Союз независимых торговых сетей России, объединяющий 32 такие сети, в том числе две набережночелнинские, всем составом подписался под документом. Положение осталось согласовать с Федеральной антимонопольной службой, которая, скорее всего, тоже дождется подписания нового закона “О торговле”, а потом примет окончательное решение.

Следует отдать должное торговым сетям, которые, не ожидая, пока власти отобьют у них аппетит более жесткими мерами, решили добровольно сесть на облегченную диету. Возможно, тем самым они облегчат участь не только производителей, но и потребителей продуктов.

Фарида АБИТОВА.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще