Как выжить “Родине” на родной земле?

Одними из первых открыли нынче жатву в Закамье и отправили зерно в закрома хлеборобы алексеевского колхоза “Родина”, взявшие дружный старт с первых дней уборочной страды.

Автор статьи: Геннадий АБРАМОВ

Одними из первых открыли нынче жатву в Закамье и отправили зерно в закрома хлеборобы алексеевского колхоза “Родина”, взявшие дружный старт с первых дней уборочной страды. Наша встреча с его председателем Ильгизаром Ахметовым состоялась на Чистопольском элеваторе, куда он прибыл с первым хлебным обозом.

– По данным лаборатории, большинство зерна поступает сейчас повышенной влажности. Не спешат ли на местах с началом жатвы?- интересуюсь у опытного руководителя.
– За всех не отвечаю, но у моей отборной пшеницы влажность всего 15 процентов, – ответил он. – Приезжайте в наше хозяйство. Есть что сказать о секретах ранней уборки урожая, других новинках и проблемах.

…На машинном дворе колхоза, куда я приехал ранним утром, Ахметов на ходу утрясал проблемы не только по уборке зерновых, но и заготовке кормов, обработке почвы.

– В конторе сейчас делать нечего, сразу отправимся на жатву, где все и увидите, – сказал Ильгизар Муртазович, пригласив в свой внедорожник.

Сразу за околицей деревни Мокрые Курнали по обе стороны дороги раскинулись тучные, созревающие поля хлебной нивы. Чуть поодаль, во второй бригаде, перед глазами предстали уже обмолоченные участки с убранной и заскирдованной соломой, с зерновыми, уложенными в валки.

Первые комбайны вывели здесь на обмолот третикале и пшеницы ульяновской селекции сорта “волжская-100”. Высоко-урожайная, морозоустойчивая культура, созревает на неделю раньше сортов пшеницы казан-ской селекции, на каждом гектаре дает более 56 центнеров зерна. Почти 50 центнеров составила урожайность третикале, также высокопродуктивной зерновой культуры, полученной от скрещивания ржи и пшеницы.

– Заслуга в этом не только селекционеров, – говорит Ахметов. – Мы постарались своевременно и качественно провести весь комплекс агротехнических мероприятий – подготовку почвы, сев, подкормку удобрениями, борьбу против сорняков, вредителей и болезней.

Полновесным колосом наливаются здесь и дружные посевы яровой пшеницы районированных перспективных сортов “тулайковская-10”, “мис”, “амир”. В настоящее время на своем сортовом участке для испытания и дальнейшего размножения посеяны новые ее сорта “симбирцит”, “маргарита” и другие.

– Мы находимся в составе ассоциации “Элитные семена Татарстана”, – объясняет мой собеседник, – и имеем лицензию на продажу первоклассного семенного материала, для постоянного размножения и внедрения которого ежегодно закупаем оригинальные семена. Так что на своих полях мы сеем только элитные семена высшей репродукции и в последние годы с каждого гектара получаем более 40 центнеров зерна.

Высокопрофессиональные пояснения невольно вызвали у меня вопрос, какой же он окончил сельскохозяйственный вуз?

– Химико-технологический по военной специальности, – улыбается он.- А с селом, его заботами связан кровными узами с детства. Трудовую закалку проходил у знатного председателя алексеевского колхоза им. Вахитова Нургазиза Киямова, затем был директором совхоза “Игенче”. Шесть лет возглавлял в районе управление сельского хозяйства, теперь вот шестую жатву встречаю председателем колхоза.

Приняв его у опытного и уважаемого руководителя Камиля Сафина, старается рачительно развивать хозяйство. Убежденно считает, что название “колхоз”, в котором материальные ценности, земля находятся в коллективной собственности, наиболее точно отражает суть хозяйственных взаимоотношений и имеет полное право на жизнь.

В свое время на заседании правления было решено уборочный комплекс укомплектовать отечественными комбайнами “Дон-1500”, не закупая дорогостоящих импортных агрегатов, работающих всего два месяца в году. Сегодня все восемь комбайнов, отработавших не один сезон, отлично подготовлены и успешно ведут жатву. В то же время не побоялись пойти на большие затраты при покупке современных посевных, почвообрабатывающих, кормодобывающих комплексов, действующих почти все лето и быстро окупающих себя.

Здесь разработали и приняли программу повышения продуктивности полей и ферм, производства зерна, кормов, мяса и молока с тем, чтобы хозяйство прочно встало на путь саморазвития, социального и экономического благополучия. Ежегодно с каждого гектара стали получать не менее 40 центнеров зерна, запасать свыше 35 кормовых единиц на каждую условную голову КРС, более 6 тысяч килограммов молока в год от каждой из 600 коров. Рентабельно работает и свиноферма. Это позволило ежегодно реализовывать около 3 тысяч тонн молока, свыше 500 тонн свинины и говядины, реконструировать фермы с установкой молокопроводов и охладителей молока, укрепить техническую базу.

В таких условиях, как говорится, жить бы на земле да радоваться. Но мало, увы, радости и оптимизма у руководителя хозяйства. С горечью поведал он о том, что высокая продуктивность полей и ферм далеко не гарантирует сегодня их труженикам высокую зарплату и достойную жизнь, все труднее удерживать в колхозе опытных механизаторов и специалистов при ежемесячной зарплате в 6 тысяч рублей.
 
Да и как пополнить казну, поднять фонд заработной платы, если все доходы съедают разорительные, запредельные цены на горючее, энергоносители, материалы? Если в прошлом году каждый литр дизтоплива обошелся хозяйству в 16 рублей, что также немало, то нынче его цена возросла до 28! Вдвое, с 4 до 8 рублей, поднялась она за килограмм аммиачной селитры, других удобрений. Закупочные же цены на сельхозпродукцию остались почти на прежнем уровне. До сих пор они не определены на зерно, реализация которого идет сейчас вслепую и ценообразование вновь отдано на милость монополистов.

Можно бы положить зерно на хранение в хозяйстве и ждать, когда цены на него станут более-менее приличными. Но сегодня, в разгар полевых работ, деньги нужны на ежедневные затраты как воздух, и только реализацией молока их не добудешь. За сдаваемый же хлеб платить никто не собирается, отделываясь лишь обещаниями.

– Вначале в Минсельхозпроде РТ нас информировали, – делится Ильгизар Муртазович, – что рожь и третикале будут принимать по пять тысяч рублей за тонну, сейчас уже говорят о четырех тысячах. Если из этой суммы вычесть расходы по доставке зерна на элеватор, его приемку, сушку, хранение, отгрузку потребителям, то производителю остаются, как говорится, рожки да ножки. Видно, по воле всемогущих монополистов, аппетит которых, похоже, некому обуздать, солярка стоит сегодня дороже бензина, и за каждый ее литр нужно сдать 7 килограммов хлеба!

Не лучше ситуация и с реализацией молока, закупочная цена которого не превышает 8 рублей за литр. При учете того, что хозяйство отправляет его охлажденным, высокой жирности и качества, доход предприятий переработки и торговли от каждого литра молочной продукции составляет более 30 рублей. То есть сельский труженик не получает и четверти выручки от своей продукции.

В такие же грабительские и бесправные условия поставлены молокосдатчики частного сектора, которые вынуждены сдавать молоко по 6-7 рублей за литр. В настоящее время даже не минеральная, а простая газированная вода в два и более раза дороже молока, производство которого требует большого труда. Все это подрывает моральную и материальную основу развития села, наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Так что вопрос, вынесенный в заголовок этих заметок, отнюдь не надуманный!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще