Такая благодать в деревне Благодатной!

 Хоть поверьте, а хоть и проверьте, но, оказавшись в деревне Благодатной, расположенной на стыке четырех районов: Новошешминского, Нижнекамского, Заинского и Альметьевского, – то и дело начинаешь произносить слово “благодать”.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

 Хоть поверьте, а хоть и проверьте, но, оказавшись в деревне Благодатной, расположенной на стыке четырех районов: Новошешминского, Нижнекамского, Заинского и Альметьевского, – то и дело начинаешь произносить слово “благодать”…

Екатерина II была в восторге

За один только вечер (мы приехали в Благодатную, когда уже село солнце) на произношении слова “благодать” я поймала себя, по крайней мере, раз десять. Первый, когда только въехали в деревню, укрытую голубоватыми, похожими на песцовые воротники, сугробами и от этого казавшуюся удивительно светлой и чистой. Воротники помассивнее и побогаче, поблескивая в лунном свете, украшали и волнистую череду холмов (в народе их называют Тавельскими горами), протянувшихся вдоль селения и защищающих его от ветров и непогоды. Невольно представилось, как здорово было бы скатиться с одной из таких горок на лыжах, отталкиваясь и легко пробивая острием лыжной палки хрустящую снежную корочку, оставляя за собой в полете белое крупичатое облако, вдыхая свежий морозный воздух. Благодать!

А уж летом здесь и вовсе благодать. Бархатно-зеленые склоны холмов у деревни щедро усыпаны ароматной луговой клубникой, недаром эти места называют ягодной стороной. Однажды народу на холмах собралось видимо-невидимо, кто-то не поленился, посчитал сборщиков ягод, их оказалась целая тысяча!

– У нас есть все, – с гордостью говорят жители Благодатной, – и леса, и горы, и луга, и родники, и пруды, и реки. Природа вокруг богатая, а дары ее необычайно щедры.

Пологие вершины Тавельских гор покрыты лесами, в основном дубовыми, березовыми, осиновыми, слегка разбавленными хвойными породами. В лесу полно орехов, разных грибов здесь тоже немерено – от весенних сморчков до зимних опят. Только не зевай, знай собирай. Ну не благодать ли? Склоны Тавельских гор представлены редкими для Татарстана каменистыми степными почвами, на которых хорошо растут кормовые культуры, поэтому в этих местах люди издавна занимались животноводством, причем с преимуществом мясного направления.

Мимо деревни протекает река Кичуй, которая впадает в Шешму, а та затем – в Каму. Пойма Кичуя густо заросла кудрявым ольховником. Ольха по-татарски – “зирек”, и одно из близлежащих сел так и называется – Зиреклы, в честь ольхи. Признаюсь, во многих уголках республики приходилось бывать, но столь благодатного края, как деревня Благодатная, не встречала.

…Наконец, слово “благодать” невольно вырвалось у меня в уютной и жаркой деревенской бане, напоенной крепким березовым духом и целым букетом травяных ароматов. Между прочим, эта банька стоит аккурат там, где некогда располагалась помещичья усадьба. Местные жители уверяют, что именно здесь останавливалась на ночлег Екатерина II. Оглядев привольные места и, может, также посетивши баньку чудным морозным вечерком, разомлев от пара и березового веника, Екатерина произнесла: “Благодать!”. И назвали деревню Благодатной.

Между прочим, у деревни было другое название – Малая Сосновка, которое долгие годы, даже еще при советской власти, считалось официальным. Испокон века это было небольшое селеньице в несколько домов. В конце пятидесятых прошлого века в Благодатной насчитывалось 35 дворов. А сейчас их 163 и пятьсот с лишним жителей.

 Прямо посредине деревни тянется знаменитый Екатерининский тракт. Теперь, правда, он спрятан под толстым слоем асфальта, но фрагменты старинной, мощенной булыжником дороги можно обнаружить за деревней, на пути к поселку Троицкому. Неподалеку от Благодатной сохранился и старинный каменный мост времен Екатерины через овраг, который в народе прозвали Сухой Ложок. Возможно, когда-то тут протекала небольшая речка, которая со временем высохла. Мост этот совершенно бесполезен, но жителям деревни Благодатной и других окрестных селений он дорог как реликвия, как памятник прошлому.

 Наташа-апа

На кухне пыхтел пузатый самовар – ароматный чаек, сдобренный травами, после бани оказался очень кстати. Хозяйка дома – статная черноглазая Наталья Бурчина, метала на стол разносолы собственного приготовления: грибы жареные и соленые, варенья из ягод и фруктов, дымящуюся горой на блюде гусятину и свое коронное блюдо – треугольники с начинкой из нежнейшего гусиного мяса. Стоит их попробовать, и можно, как говорят, тут же ум отъесть… Наталья Петровна готовит треугольники по собственноручно изобретенному рецепту. Обычно тесто для них берется дрожжевое. У Натальи оно рассыпчатое, как будто слоеное, с особым пикантным вкусом. Аромат этих треугольников невольно напомнил мне детство, когда бабушка доставала из печи вкусные, словно халва, рассыпающиеся во рту лепешки. Наталья тут же закивала головой: да-да, она делает для своих треугольников именно такое тесто, из которого в былые времена деревенские женщины пекли лепешки, и этот рецепт она позаимствовала у своей бабушки. Теперь вот слава про Натальины треугольники идет по всей деревне, да и за ее пределами многие не понаслышке знают, как знатно готовит Наталья Петровна Бурчина. Или Наташа-апа, как уважительно называют ее местные жители.

Весь дом на ней держится, муж Натальи Федор Бурчин – председатель исполкома Новошешеминского муниципального района, с утра как уедет на работу, так только поздно вечером возвращается. И когда успевает – ведь хоть и бабушка по рангу (четверо внуков), и по возрасту уже в пенсионных летах пребывает, но энергией на пятерых заряжена. На ней не только дом, хозяйство, дети и внуки – Наталья Петровна Бурчина более двадцати лет возглавляет Сосновский сельсовет Нижнекамского района. Так что заботиться приходится и о своих близких, и об огромном хозяйстве, в котором пять населенных пунктов с общим числом жителей около тысячи человек.

В уже весьма зрелом возрасте Наталья Бурчина поступила в Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет, успешно его окончила в 2004 году, получив диплом о высшем образовании и специальность менеджера государственного муниципального управления. Свои курсовые и дипломные работы она посвятила проблемам местного самоуправления на селе. Ее любимая поговорка – “Век живи – век учись”. И сейчас бы пошла учиться, потому что это интересно, заставляет быть в форме, идти вперед, ну а возрастные комплексы ее мало волнуют. Как там мудрецы говорят: возраст – это состояние души, а она у Натальи еще ох как молода!

В жизни этой женщине многое пришлось испытать. Она родилась в небольшой деревеньке, которой сейчас уже нет на карте, неподалеку от Благодатной. Рано осталась без родителей, а так как была старшей среди пятерых братьев и сестер, то заменила им мать, они ее до сих пор мамой зовут… И вязала, и пряла, и хлеб пекла – никакой работы не чуралась, она буквально горела у нее в руках. За работой Наташу и приметил ее будущий муж Федор Бурчин. Учились в одной школе, и как-то на уборке картофеля оказались на пару в машине – принимали на борт ведра с картошкой. Шустрая сильная девчонка с зажигательными черными глазами и острым язычком наповал сразила юного Федора. В 1971 году он привел в свой родной дом в деревне Благодатной молодую жену. Поджав губы, прохладно встретила невестку свекровь Вера Тихоновна. Она, крещеная татарка, говорила только по-татарски, а Наталья языка не знала. Но первое слово, которое произнесла молодая, обратившись к свекрови, было “мама”…. У той глаза сразу повлажнели. Через месяц Наталья уже потихонечку начала говорить по-татарски, а вскоре так освоила этот язык, будто родилась с ним. Ей даже доверили преподавать в местной школе русский язык в татарских классах. И этот предмет ей особенно удавался. Со свекровью же своей, до самой ее смерти, Наталья Петровна жила очень дружно, многому у нее научилась и искренне любила эту мудрую татарскую женщину, как родную мать.

В 1980 году Наталью Петровну пригласили поработать бухгалтером в Сосновском сельсовете. Она там прижилась, была избрана депутатом. А в августе 1987 года народ избрал Наталью Бурчину председателем сельсовета. Но, чтобы утвердить ее на этом посту, пришлось обращаться за разрешением в обком партии…

Дело в том, что местный совхоз “Рассвет” в ту пору возглавлял муж Натальи Петровны Федор Тимофеевич Бурчин. А занимать близким родственникам две столь ответственные должности в одном населенном пункте не полагалось. Но люди желали видеть в должности председателя исполкома только Наташу. И для нее было сделано исключение.

– Я очень благодарна руководству республики, а Татарский обком партии в ту пору возглавлял нынешний Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, всем нашим односельчанам, которые доверили мне большое и важное дело, – говорит Наталья Петровна. – Благодарна я и своему мужу Федору – он, тогда уже опытный руководитель, председатель передового хозяйства, хорошо разбирающийся в сельском хозяйстве, умеющий ладить с людьми, по сути, стал моим наставником. Многие вопросы решали вместе.

Вскоре поступило новое указание – включить совхоз “Рассвет” в состав “Нижнекамскнефтехима” в качестве подсобного хозяйства. Были, конечно, сомнения по этому поводу. Но шаг оказался правильным, и у “Рассвета” с 1986 до 2000 года получился настоящий расцвет, за 14 лет хозяйство буквально преобразилось. Здесь было 2000 голов крупного рогатого скота, 3600 овец, 3 пасеки, 210 лошадей – чистокровные рысаки, скакуны, полукровки, привезенные из Карачаево-Черкесии. Не раз благодатненские лошади занимали в скачках призовые места по республике. Специально держали дойных конематок для производства кумыса, который возили в нижнекамский профилакторий “Корабельная роща”. Работал в Благодатной собственный молочный цех, где пакетировали молоко. Была построена мельница для переработки выращенного зерна. Благодатная обеспечивала мукой все столовые и пекарни “Нижнекамскнефтехима”, в 1996 году урожайность зерновых составила в хозяйстве 40 центнеров с гектара. В этом же году Федор Бурчин был удостоен звания заслуженного работника сельского хозяйства. Спустя четыре года его пригласили в Новошешминск на должность заместителя главы администрации по социальным вопросам, с 2006 года Бурчин возглавляет исполком Новошешминского муниципального района.

Мы живем в Югославии…

Несколько часов кряду, до полуночи, мы общались с Натальей Бурчиной на большой уютной кухне. То и дело сюда заходили ее дети, внуки, соседи. Наталья всех потчевала, поила чаем, по ходу решала спорные вопросы, давала советы. Отчитала внучку Дашку за то, что одевается не по сезону и вот простудилась. Тут же побежала за таблетками, за медом к чаю.

Дашка – красивая синеглазая девчонка с копной волнистых темно-русых волос, получившая не так давно прозвище “вертолет” (потому что упала с лошади и ходила в гипсе с высоко поднятой, как пропеллер у вертолета, рукой), тут же уселась за стол, стала слушать нашу беседу, время от времени внося в нее свои поправки и реплики. Несколько раз в Дашкиных речах мелькало слово “Югославия”, а потом она и вовсе заявила, что живет в Югославии и пора бы уже собираться домой… Весьма заинтересовавшись этим фактом, стала расспрашивать, а где же, собственно, Дарья живет – в Сербии или Хорватии, Словении или Черногории?

– Да нет, в Югославии, – перебила Дашка, – тут рядом, могу и пешком дойти, если дед не сможет на морозе завести машину.

Оказывается, Югославией называют новый микрорайон деревни Благодатной – поселок из нескольких десятков аккуратных домов коттеджного типа. Весьма интересна его история. В ту пору, когда совхоз “Рассвет” перешел под крыло “Нижнекамскнефтехима”, его генеральный директор Гаяз Сахапов загорелся идеей построить современный жилой поселок, в первую очередь для сельской интеллигенции, молодых специалистов, приезжающих на работу в село после окончания высших и средних учебных заведений. Возводить этот поселок в 1990 году были приглашены югославские строители. За пять лет, которые они пробыли в деревне Благодатной, успели построить 88 жилых домов. Хотели больше, планировались и Дом культуры, и детсад, и школа, и новые животноводческие фермы, и клуб – под него даже сваи вбили. Но начались перебои с финансированием строительства, а тут случился революционный переворот в Югославии, в результате чего эта страна перестала существовать как единое целое, распавшись на ряд мелких государств. Обеспокоенные югославские строители заторопились домой, так и не успев завершить намеченное. Уезжая, они просили жителей Благодатной заботиться о памятнике их товарищу, хорвату, мусульманину Ибрагиму Биху Юсичу, трагически погибшему на чужой для него татарстанской земле. Наказ этот благодатненцы выполняют свято, одна из улиц нового поселка носит имя югославского строителя.

Ну а Наталья Петровна Бурчина, скрепя сердце простившись с югославскими строителями, до сих пор не может успокоиться, что многие объекты остались недостроенными, хотя люди в них очень нуждаются. В деревне около ста детей, а детсада нет. Нет собственного помещения и у администрации сельского поселения – приходится арендовать его. Но самой большой бедой деревни Благодатной ее хозяйка считает отсутствие клуба. Всевозможные праздники, сельские сходы и прочие мероприятия приходится проводить в школьном спортивном зале, где и тесно, и неудобно. Деревенскую школу строили когда-то под восьмилетку, но сейчас она имеет статус средней, здесь учатся и дети из других близлежащих населенных пунктов – так что нужна или новая школа, или капитальная реконструкция старой.

Когда-то деревня Благодатная славилась отменной художественной самодеятельностью, особенно хорош был фольклорный ансамбль “Благодатные вечера”, которым руководил талантливый организатор и большой знаток русского народного творчества Василий Иванович Самойлов. Оба Бурчины, и Федор и Наталья, обладающие хорошими голосами, были активными участниками этого ансамбля. Но вот уже несколько лет как распался ансамбль, а его главный закоперщик Самойлов в настоящее время работает в администрации Альметьевского района. Наталья Петровна больше всего жалеет о “потере” Самойлова, сетует, что если бы был в деревне хороший Дом культуры, имелись условия для репетиций, глядишь, не уехал бы от них такой ценный кадр…

Словно клятву дает себя Наталья Бурчина, произнося: “Костьми лягу, но клуб построю…” И тяжело вздыхает при этом, признается, что ох как непросто сегодня вести в деревне какое-либо строительство. В первую очередь потому, что Благодатная, несмотря на все ее благодати, – медвежий угол, слишком далеко расположенный и от райцентра, и от других городов республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще