На редкость погожим и солнечным выдался последний день ушедшего лета. На пасеку ООО “Серп и молот” Высокогорского района мы прибыли ясным полднем. Над выстроившимися в три ряда под развесистыми яблонями разноцветными кубиками пчелиных ульев стоял монотонный гул.
Лучшего места для пасеки не найти: поляна, окруженная лесом, рядом, в двух шагах, – родничок-журчалочка. Ни тебе вредных автомобильных выхлопов, ни шума, доносящегося с оживленных автотрасс, – всего этого пчелы не переносят напрочь.
– Вы лучше близко к улью не подходите, – говорит пчеловод хозяйства Антонида Николаева. – Пчелы в это время особо агрессивны – ужалить могут…
Антонида Степановна работает на пасеке уже десять лет, и все нравы и повадки перепончатокрылых подопечных ей хорошо известны. Конец августа, начало сентября – время откачки меда. Для пчеловодов – самая горячая пора. Накинув на лицо защитную сетку, Антонида Степановна извлекает из раскрытого улья, над которым, грозно гудя, роятся пчелы, прямоугольную рамку с сотами. Симметричные шестигранники ячеек заполнены вязкой золотистой массой – кажется, что в них застыли капли волшебного солнечного дождя, пролившегося на землю минувшим летом…
Пасека ООО “Серп и молот” небольшая – всего семьдесят пчелосемей. В среднем с каждого улья здесь получают до 20-22 килограммов меда. Зато какого! Мед в этом году – отменный, в чем нам удалось убедиться, продегустировав волшебный бальзам летнего луга.
– Нынешний год нельзя назвать особо медоносным, – говорит хозяйка. – Повлияли весенние холода в период развития матки. Тем не менее за нынешний сезон ожидаем получить до полутора тонн меда. И это далеко не предел. При грамотном подходе к делу выгоду можно получить немалую. Главное – это близость медоносных культур. Года четыре назад, когда на соседнем поле цвела гречиха, медосбор за сезон превысил две тонны.
Антонида осторожно извлекает из раскрытого улья очередную рамку и передает ее своей помощнице Татьяне Костратовой. Рамки относят на склад, где помещают в блестящий цилиндр центрифуги для откачки. Освобожденные от меда рамки аккуратно складируют – до будущей весны.
– В былые годы, – говорит руководитель хозяйства Анна Андреевна Захарова, – спрос на “пчелиную продукцию” был огромный: мы сдавали мед магазинам и ресторанам, получая немалую прибыль от его реализации. Сейчас производим мед в основном для собственных нужд – недавно, например, отмечали День колхозника, каждый из ветеранов хозяйства получил в подарок по трехлитровой банке.
Сегодня “медовый” рынок заполонили пчеловоды-частники и фермеры. Именно они стали основными участниками ярмарки-распродажи “Медовые берега”, организованной по инициативе Государственного управления по пчеловодству РТ и прошедшей в Казани в последние дни августа. В течение трех дней жители столицы республики имели возможность запастись на зиму “сладкой” продукцией татарстанских пчеловодов – всего было продано 10 тонн меда. В широком ассортименте на выставке была представлена и другая продукция пчеловодческой отрасли, в том числе перга и известный своими целебными свойствами прополис.
– С каждым годом интерес к пчеловодству в республике растет, – говорит заместитель генерального директора Государственного управления по пчеловодству республики Анатолий Ганзов. – Об этом красноречиво свидетельствуют цифры: если в 2002 году во всех категориях хозяйств, включая частные и фермерские подворья, насчитывалось до 168 тысяч пчелосемей, то за последние пять лет их количество увеличилось на 20 процентов. В минувшем году валовой объем меда, полученного на пасеках Татарстана, превысил 6220 тонн, из них товарного меда произведено 2757 тонн. И хотя в этом году ожидаемые объемы медосбора несколько меньше – сказались сложные погодные условия прошедшего лета – все равно без меда республика не останется. Тем более что это такой продукт, который может храниться и не портиться годами.
В селе Шапши Высокогорского района пчел держит почти каждый второй житель. Наблюдать за жизнью тружениц летнего луга можно часами.
– У меня на своем огороде шесть ульев, – говорит главный экономист местного хозяйства Анна Степановна Батыева. – Каждый раз, когда прихожу проведать своих пчелок, забываю про все на свете…
И в самом деле, пчелиный улей – уникальный биологический социум, своего рода маленькое сообщество крылатых тружеников, где у каждой особи строго определен круг обязанностей. Есть среди жильцов улья рабочие пчелы, которые занимаются исключительно медосбором, есть и пчелы-воспитатели, присматривающие за “подрастающим поколением”, и даже пчелы-охранники, оберегающие жилище от чужаков – ос и филанта, прозванного за хищный норов “пчелиным волком”… Словом, почти все как у людей.
Вокруг двухъярусного, выкрашенного в синий цвет нарядного улья с грозным жужжанием вьются пчелы. О чем гудит пчелиный улей? Наверное, о том, что уже совсем скоро наступят холода и его маленьким трудолюбивым обитателям надо готовиться к зимовке…
Уезжали мы с пасеки ранним погожим вечером. За окнами машины медленно догорал малиновый закат, а в воздухе стоял непрерывный гул неутомимых тружениц летнего луга.