Благо это или зло?
Конкуренция на мировом рынке и столкновение национальных интересов в международной торговле побудили развитые государства в 1947 году заключить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в рамках которого в 1948 г. были установлены правила организации торговли. Они были направлены на сокращение государственной поддержки сельхозпроизводства всеми участниками соглашения с целью обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках. В начале 1995 г. была образована Всемирная торговая организация как преемник ГАТТ, устанавливающая правила торговли между странами и определяющая их поведение на мировых рынках. Сегодня около 95% мировой торговли приходится на страны, входящие в состав ВТО.
Развернувшиеся в Татарстане дискуссии относительно вступления в ВТО отражают многополярность точек зрения: от полного отрицания до полной поддержки. Даже беглый предварительный анализ показывает, что если для промышленности, строительства, транспорта и связи вступление в ВТО может пройти относительно безболезненно, то для сельского хозяйства оно может оказаться губительным. Без тщательно проведенных аналитических процедур и многоступенчатых переговорных процессов оно может поставить нашу республику и Российскую Федерацию перед фактом потери продовольственной безопасности.
Что даст Татарстану вступление России в ВТО? Каковы ожидаемые плюсы? Это, прежде всего, более совершенные системы стандартизации и сертификации, доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам, облегчение выхода отечественной продукции на иностранные рынки, возможность более широкого применения инновационных технологий, оживление на селе деятельности инвесторов и, в конечном итоге, повышение эффективности производства.
Можно не сомневаться, что согласование отечественных стандартов с мировыми принесет явную пользу перерабатывающим и пищевым отраслям АПК Республики Татарстан, создаст возможности для их выхода на зарубежные рынки, что будет стимулировать дальнейшее развитие внутреннего спроса. В конечном счете вступление в ВТО позволит решить проблемы конкурентоспособности товаров и сырья на внутреннем и внешнем рынках, расширить ассортимент товаров и услуг отечественного и зарубежного производства, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и, как следствие всего, – уменьшить стоимость жизни.
А какими минусами чревато вступление в ВТО? Обострением конкуренции отечественной продукции с зарубежной, сокращением рабочих мест, проблемами государственной защиты отечественных товаропроизводителей, перестройки сфер производства, переработки и инфраструктуры АПК, необходимостью перестройки кадровой политики с целью повышения квалификации работников и производительности труда… Будут и другие минусы, которые трудно предвидеть. Опыт многих стран – членов ВТО показывает, что процесс их вступления в ВТО проходил непросто и сопровождался длительным переговорным процессом, в ходе которого для защиты внутренних интересов согласовывались принципиальные позиции и осуществлялась структурная перестройка экономики.
Сельское хозяйство, являясь специфической отраслью производства, в силу многих причин требует дотаций и государственной поддержки. На практике многие страны применяют меры явно нерыночного характера по поддержанию своих товаропроизводителей. Это обусловило установление специальных правил торговли, затрагивающих применение мер на таможенной границе и на производстве. Принципы регулирования этих мер определены в Соглашении ВТО по сельскому хозяйству – обязательном для всех членов ВТО и устанавливающем многосторонние правила торговли сельхозпродукцией в отношении доступа на рынок и субсидирования.
Зеленая, голубая и желтая корзины
Развитые страны в целях защиты своего сельского хозяйства основной упор делают на так называемую зеленую корзину. Зеленая корзина – это меры, направленные не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные меры, страхование урожая, содействие структурной перестройке аграрного сектора и т.д. Зеленая корзина не связывается обязательствами по ее уменьшению. Характерно, что в последние годы затраты на нее и в США, и в ЕС заметно увеличились, а в России, напротив, сократились почти вдвое.
Отличительной особенностью мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в Республике Татарстан является то, что все они могут быть включены в состав зеленой корзины.
При вступлении в ВТО страны СНГ избрали разную стратегию. Так, Грузия и Киргизия выбрали стратегию, в наибольшей степени соответствующую мерам зеленой и голубой корзины. Появление последней было вызвано компромиссом между США и Европейским Союзом, который стремился сохранить право на существенную поддержку своего аграрного сектора. К этой корзине отнесены выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства.
А в Молдавии больше внимания уделялось желтой корзине – мерам поддержки, которые напрямую стимулируют производство и тем самым искажают условия внешней торговли. К ним относят затраты государства, не включенные в зеленую и голубую корзины. Эти затраты находят обобщенное выражение в специальном показателе, который называется совокупной мерой поддержки (СМП). Государства, ставшие членами ВТО, берут обязательства о сокращении в течение определенного периода СМП по сравнению с ее исходным уровнем. По некоторым сведениям, уровень СМП, предъявленный Россией в настоящее время как основа для переговоров, составляет 10-12 млрд. долларов при 89 млрд. в конце 90-х годов.
Что нужно сделать до вступления в ВТО?
В краткосрочной перспективе в результате вступления в ВТО потери рабочих мест из-за конкуренции отечественных товаропроизводителей с иностранными практически неизбежны. Для решения этой проблемы предлагается рациональное применение государством защитных мер и эффективной схемы перераспределения дополнительного государственного дохода.
Но ряд неотложных мер по укреплению экономики АПК, повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей необходимо предпринять до вступления в ВТО.
Особое значение должно придаваться развитию отраслей промышленности, обеспечивающих аграрное производство, поскольку техническое и технологическое отставание при вступлении в ВТО может обернуться развалом и полной их остановкой. Такое отставание невозможно преодолеть без инвестиций и протекционистских мер для отечественных производителей, поэтому должна быть создана государственная программа по стимулированию развития новых видов техники, отвечающих мировым стандартам.
Мировые тенденции развития рынка продовольствия показывают, что возрастает спрос на экологически чистую, высокого качества продукцию. Для этого необходимо использовать современные технологии и оборудование, экологически чистое сырье и соответствующую мировым стандартам упаковку. Россия и Татарстан в этом отношении обладают значительными конкурентными преимуществами исходя из основного национального ресурса – площади сельскохозяйственных угодий, которые составляют около 221 млн. и 4,5 млн. гектаров соответственно.
Внедрение общепринятых в мире стандартов для российских производителей – неотложная задача. В настоящее время в России действуют ГОСТы с низкими требованиями к параметрам качества по сравнению с европейскими стандартами.
Достижение мировых стандартов качества продукции откроет Татарстану и другим регионам России двери всех продовольственных рынков. В этих целях должна быть создана разветвленная система стимулирования экспорта, включающая: оказание информационной, маркетинговой и консультативной поддержки экспортерам продовольствия; гармонизацию внутренних и международных стандартов; развитие транспортной инфраструктуры; унификацию тарифов на внутренние и экспортные железнодорожные перевозки продукции.
Не будучи членом ВТО, Россия не имеет возможности защитить свои интересы, используя механизм антидемпинговых мер. Так, в отношении мяса птицы, поставляемой США и другими странами, наблюдается демпинг. Американская курятина завозится в Россию по цене немногим более 0,5 доллара за 1 кг, в то время как на внутреннем рынке реализуется примерно по 3 доллара за 1 кг. Для сравнения: в Татарстане себестоимость производства 1 кг мяса птицы составляет чуть более 1 доллара. В этих условиях отсутствие мер господдержки отечественного птицеводства в виде квотирования импорта зарубежной продукции на величину дефицита внутреннего производства делает его неконкурентоспособным и таит в себе риск потери отрасли.
Не секрет, что наше отечественное животноводство заметно отстает в развитии от зарубежного в силу как объективных, так и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природно-климатические условия, которые вообще не подвергаются воздействию. В России по сравнению с США и странами Западной Европы естественная продуктивность пашни ниже в 2,7 и 2,2 раза соответственно. В сочетании с более суровыми природно-климатическими условиями она обусловливает повышение энергоемкости сельхозпроизводства в 4 раза, металлоемкости – в 5 раз по сравнению с США. По нашему мнению, применение инновационных энергосберегающих технологий позволит значительно повысить эффективность работ. Однако при этом речь может идти лишь о сокращении затрат, разрыв в энергоемкости и металлоемкости в любом случае неизбежен.
Действие объективных факторов в конечном итоге приводит к более высокому уровню затрат в сельскохозяйственном производстве, снижению производительности труда, урожайности культур и продуктивности скота по сравнению с США и странами Западной Европы.
Среди субъективных факторов следует выделить недостаточную материально-техническую базу, устаревшее, изношенное, энергозатратное оборудование, недостаточный уровень квалификации работников и низкий уровень организации производства. Это приводит к низкой эффективности растениеводства, что обусловливает плохое качество кормов и несбалансированность рационов кормления животных, низкий уровень использования генетического потенциала скота и птицы.
Принимая во внимание неустранимость действия объективных факторов на результаты производства, при вступлении России в ВТО, по нашему мнению, необходимо:
– во-первых, добиваться обоснованных цен на сельхозпродукцию регионов при равных технологических условиях, обеспечивающих надлежащую эффективность сельхозпроизводства и способствующих нивелированию влияния объективных факторов на себестоимость производимой продукции;
– во-вторых, установить квоты на импорт продукции животноводства на уровне величины покрытия дефицита внутреннего производства.
Подобные меры были приняты при вступлении в ВТО Японии, которая в разряд стратегически важных для страны товаров отнесла рис и молоко и добилась того, что на них меры ВТО вообще не распространяются. А в США свободный доступ на рынок устанавливается на те товары, которые производятся в достаточном количестве.
Особой поддержки требует производство свекловичного сахара, так как затраты на выращивание и переработку сахарной свеклы выше соответствующих расходов на получение тростникового сахара.
Практика показывает, что вследствие неблагоприятных погодно-климатических условий примерно каждый третий год происходит колебание производства сельскохозяйственной продукции, достигающее величины 10-15%. Поэтому возникает потребность в создании эффективной системы страхования урожая от стихийных бедствий. Компенсации страховых платежей сельскохозяйственным производителям относятся к мерам зеленой корзины, однако из-за недостатка у России бюджетных средств комплексная система страхования до сих пор не создана. По нашему мнению, действующая система страхования может быть дополнена интеграцией аграрного производства, которая за счет диверсификации производства способна не допустить в таких случаях резкого падения доходов сельскохозяйственных производителей.
В качестве действенных инструментов интеграции выступают крупные агрохолдинги, обеспечивающие дальнейшую индустриализацию сельского хозяйства. Агрохолдинги наилучшим образом соответствуют сохранению продовольственной безопасности страны и обеспечению населения с низкими доходами основными продуктами питания по доступным ценам. Кроме того, они помогут выполнить другую важную внутреннюю функцию – обеспечить достижение международных стандартов качества жизни на основе конкурентоспособной экономики.
В Татарстане примерами создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства на промышленной основе с замкнутым циклом “производство – переработка – реализация” являются ОАО “Красный Восток – Агро”, ЗАО “ХК “Ак барс”, АИКБ “Татфондбанк”, ООО “Бэхетле Агро”, ЗАО “Золотой Колос”, ЗАО “Вамин-Татарстан”. У них в обработке находится около 2 млн. гектаров сельхозугодий, или практически половина республиканских земель сельхозназначения. Продукция этих агрохолдингов в состоянии выдержать конкуренцию по качеству и цене с зарубежными фирмами, так как они располагают достаточными ресурсами и площадями для эффективного использования ресурсосберегающих инновационных технологий.
По условиям ВТО Россия должна снизить субсидии и льготы, которые предоставляет государство сельскому хозяйству, устранить все формы косвенного ограничения и административных барьеров на ввоз импортных товаров, снизить экспортные пошлины, объемы субсидий, выделяемых на поддержку экспорта сельхозпродукции.
Либерализация экономики аграрного сектора и условия ВТО сами по себе не смогут повысить эффективность сельскохозяйственного производства в Татарстане и других регионах России. Без действенной поддержки государства тут не обойтись. Она должна осуществляться по следующим направлениям.
Меры финансовой поддержки:
– разработка системы мер по стимулированию инвестиционной активности в аграрном секторе;
– устранение негативного воздействия диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
– добиваться обоснованных цен на сельхозпродукцию регионов при равных технологических условиях, обеспечивающих надлежащую эффективность сельхозпроизводства и способствующих нивелированию влияния объективных факторов на себестоимость производимой продукции;
– финансовое оздоровление сельхозпроизводителей.
Меры агротехнической поддержки:
– мероприятия по качественному улучшению земель;
– борьба с сельхозвредителями;
– качественное улучшение материально-технической базы аграрного сектора;
– содействие в разработке и внедрении новых ресурсосберегающих технологий.
Организационная поддержка:
– проведение политики протекционизма в отношении отечественного аграрного сектора;
– установление квот на импорт продовольствия на уровне величины покрытия дефицита внутреннего производства;
– содействие в продвижении продукции отечественного сельскохозяйственного производства на мировой рынок.
Реализация перечисленных выше направлений позволит свести к минимуму негативные последствия для сельского хозяйства и населения при вступлении страны в ВТО и будет способствовать достижению международных стандартов качества жизни в Татарстане на основе повышения конкурентоспособности аграрного сектора. Вступление в ВТО и принятие на себя соответствующих обязательств явится стимулом к повышению качества производимой сельхозпродукции и снижению ее себестоимости.
Салимзян ШАРИПОВ,
доктор экономических наук,
Гумер ХАРИСОВ,
Павел КОЛПАКОВ,
кандидаты экономических наук.