Изменения в Земельном кодексе восстановят права сельчан

14 мая нынешнего года вступил в силу Закон РТ “О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан” (опубликован в “РТ” 4.

Автор статьи: Александр МАЛЬЦЕВ

14 мая нынешнего года вступил в силу Закон РТ “О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан” (опубликован в “РТ” 4.05.2007г.). Какие перемены ожидают в связи с этим сельских жителей, мы попросили рассказать министра земельных и имущественных отношений РТ Валерия Васильева.


– Валерий Павлович, новая редакция республиканского Земельного кодекса действует с февраля 2005 года, и вот опять изменения. Чем это вызвано?


– Земельная реформа не стоит на месте. Земля, особенно участки сельхозназначения, становится все более желанной для населения России. Практическое применение реформ требует новых подходов, и, соответственно, меняется земельное законодательство.


Значительные изменения коснулись федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Также недавно был принят новый Водный кодекс Российской Федерации. Поскольку законодательство республики находится в неразрывной связи с федеральными правовыми актами, возникла необходимость внесения изменений в наш Земельный кодекс. Кроме того, появилась возможность решить ряд наших старых проблем по земельным долям.


– Вы упомянули об изменениях в федеральном законе об обороте сельхозземель. Они уже действуют?


– Да, эти изменения действуют с лета 2005 года, и они коснулись оборота земельных долей, постановки земельных участков на кадастровый учет. Теперь закон об обороте земель сельхозназначения не предусматривает преимущественного права субъекта РФ на покупку земельной доли. В настоящее время это право предоставлено только сельхозорганизации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующему земельный участок общей долевой собственности. В Татарстане так и не воспользовались этим правом, потому что сложно в дальнейшем использовать долю, когда она не выделена в натуре.


Участник долевой собственности может завещать свою долю, передать ее в доверительное управление. Также он вправе продать или подарить ее другому участнику долевой собственности или внести в уставный капитал сельхозорганизации, использующей земельный участок.


Следует обратить внимание на то, что распорядиться земельной долей иным образом участник долевой собственности вправе только после выделения земельного участка в счет этой доли. Причем исключаются компенсации, предусматривавшие дорогостоящую процедуру оценки выделяемого и остающегося после выдела земельного участка.


Определенные проблемы возникали раньше при заключении сделок с земельными долями. Необходимо было заверять доверенность от каждого дольщика нотариально, на что уходило много времени. Теперь доверенности на заключение сделок с долями могут удостоверяться должностным лицом местного самоуправления.


Особо важными, на мой взгляд, являются изменения в федеральном законе о землеустройстве. Сейчас при образовании земельного участка допустимо осуществлять межевание земельного участка картографическим способом, если границы совпадают с границами полей севооборотов, дорог, защитных насаждений, лесов, ручьев, рек и других подобных объектов. Тем самым существенно снижается стоимость работ. Но в случае споров о границах земельного участка, установленных без определения их координат, межевание участка выполняется в полном объеме.


– Валерий Павлович, давайте перейдем к изменениям в нашем Земельном кодексе. Что они дают обычным гражданам, особенно жителям села?


– Они предусматривают порядок решения одной из самых актуальных проблем в сфере земельных отношений. До сих пор многие граждане нашей республики, а это почти девять тысяч человек, обращаются во все инстанции с просьбами восстановить их законное право на получение земельной доли. И в то же время формально есть собственники земельных долей, которые не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, – это так называемые невостребованные земельные доли.


В настоящее время законодательство не предусматривает наделение граждан земельными долями. Тем, кто имел право, но не получил земельной доли по не зависящим от них причинам, могут быть предоставлены только земельные участки. В рамках закона как раз и предусматривается возможность дать этим гражданам бесплатно земельные участки за счет невостребованных земельных долей.


Закон устанавливает и механизм формирования таких земельных участков. Непосредственно этой работой будут заниматься органы местного самоуправления муниципальных районов.


При этом гражданам следует учесть, что они перед обращением за бесплатным предоставлением им земельных участков должны в судебном порядке подтвердить свое право на земельную долю.


– В республике сейчас остро стоит вопрос выкупа сельхозземель. Какова стоимость земельных участков?


– Закон предусматривает, что арендатор может приобрести земельный участок в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.


Что же касается земельных участков из земель сельхозназначения, относящихся к государственной собственности и находящихся у организаций и фермеров в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, то они смогут выкупить эти участки по цене, равной 10 процентам от кадастровой стоимости сельхозугодий. Отмечу, что в соответствии с федеральным законом об обороте сельхозземель максимальный размер цены составляет 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.


– В настоящее время на село уже пришли инвесторы. Но не грозит ли это созданием латифундий? Не перейдут ли к ним все пахотные земли?


– В отношении этих опасений я могу сказать следующее. Здесь есть барьер федерального законодательства. Наш закон предусматривает также, что любое юридическое лицо не может иметь в собственности сельхоз-угодья, превышающие максимальный размер, установленный законом Республики Татарстан. В настоящее время этот размер по закону составляет 25 процентов от общей площади сельхоз-угодий, которые расположены на территории одного муниципального района. Поэтому не стоит бояться инвесторов.


– Мы затронули основные поправки в Земельный кодекс. Но, по всей вероятности, есть и другие изменения?


– Да, надо также отметить, что закон устанавливает минимальный срок аренды земельного участка. Он составляет не менее 11 месяцев. Максимальный срок аренды, а он уже установлен федеральным законом об обороте сельхозземель, не должен превышать сорока девяти лет.


Закон предусматривает и ряд редакционных изменений. Приводится в соответствие с Земельным кодексом РФ перечень лиц, за которыми сохраняется право на служебный надел. Это, в частности, нетрудоспособный супруг работника организации, его престарелые родители, дети до их совершеннолетия.


Кроме того, в связи с изменениями в Земельном кодексе Российской Федерации наименование категории “земли поселений” заменено на “земли населенных пунктов”.


Также меняется понятие земель водного фонда. Сейчас к ним относятся земли, покрытые поверхностными водами водных объектов, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на них. Из состава земель водного фонда исключены земли водоохранных зон.


В заключение хотелось бы добавить, что по результатам обсуждения проекта закона на сессиях Государственного Совета Татарстана можно сделать вывод, что он востребован и своевременен.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще