Не так давно состоялся у меня довольно тяжелый разговор с жителями бугульминского села Спасское, которые некогда трудились в совхозе “Память Баумана”, а после его развала оказались предоставлены самим себе. Кто-то зарегистрировался безработным на бирже труда, другие нашли рабочие места на предприятиях соседнего города, а третьи начали поневоле вести жизнь праздную и попивать от безделья и уныния.
Настроение безысходности, увы, охватило многих. В подтверждение чего приведу лишь пару ставших мне известными эпизодов из жизни аграрной глубинки того же Бугульминского района.
Жители одной весьма благополучной в недалеком прошлом деревни неустанно и, надо признать, не без оснований сетовали на то, что с распадом их колхоза, а затем кооператива добавилось у них проблем, а главное, плохо стало с заработком. Послушал этих горемык бугульминский бизнесмен, имеющий родовые корни в той же деревне, и сказал им:
– А давайте-ка, землячки, организуем тут у вас небольшое предприятие по переработке молока, благо оно у вас в избытке. Оборудование беру на себя, а использовать заводик будете в своих интересах.
– А что, – загорелись мужики, – дело-то вроде стоящее и прибыль быструю обещающее.
И даже помечтали коллективно о том, сколько зашибать будут на окрестных рынках за ту продукцию, что примутся изготовлять. Но спустя некоторое время энтузиазм их стал заметно угасать, заводик тот ведь еще надо было построить. Вот бы на всем готовом! В итоге все так и осталось на своих местах.
Потом этот же бизнесмен попытался еще раз откликнуться на жалобы жителей уже другого села, где не было храма. И чтобы сельчанам легче было ждать, пока у них будет построена церковь, решил сделать сельчанам подарок – под временный храм дом свой отдать, все равно, мол, он почти круглый год пустует. Да еще сам же нашел священника, согласившегося приезжать по определенным дням в ту деревню.
– Ну, спасибочки за щедрость такую, – поблагодарили его осчастливленные сельчане, – только вот… есть у нас еще одна закавыка. Часть деревни от твоего, а в будущем, может быть, молельного дома глубокий овраг отделяет. Мосточек же через него хлипковатый, и старушкам ходить по нему очень затруднительно, фактически не по силам. Как бы починить его!
Прошло несколько месяцев. И что же? А то, что по-прежнему негде молиться в той деревне в православные праздники, поскольку так и остался проект предпринимателя невостребованным, а мосток неотремонтированным…
А вот у ветеранов сельскохозяйственного производства из лениногорского села Старый Кувак совсем иное отношение к собственным проблемам. Они не стали дожидаться, когда заботу об их нужде возьмут на себя другие. Взяли они и утопили эту нужду… в пруду. То есть, арендовав пруд, начали разводить в нем рыбу, пользующуюся стабильным спросом в райцентре.
Нашли в селе и другие варианты увеличения семейного достатка. Наладили, к примеру, изготовление на своих подворьях масла, сметаны, творога, да не обычного, а по старинным рецептам, и настолько вкусного, что легко выигрывают конкуренцию у заезжих производителей.
А еще один здешний старожил исхитрился соорудить из узлов и деталей давно списанной сельхозтехники чудо-агрегат, который может выполнять сразу несколько агроопераций. Это позволяет ему наниматься к коллективным и частным землевладельцам для быстрой обработки их полей, а значит, иметь дополнительные к пенсии доходы.
Вполне мог бы посоперничать с ним в техническом творчестве ветеран растениеводства из азнакаевского ООО “Уразаево” З.Рашидов. Ему уже за семьдесят, однако не может усидеть старый механизатор дома. Обладая поистине золотыми руками, собрал буквально из металлолома на машинном дворе хозяйства шустро бегающий колесный трактор. И начал подсоблять уразаевским полеводам в заготовке сенажа для дойных, откормочных гуртов. И хозяйству польза, и семейный бюджет весьма существенно пополняется.
Могу привести еще немало подобных фактов. Взять, скажем, жителя соседнего со Спасским села А.Музипова – бывшего труженика прекратившего ныне существование колхоза “Казанка”. В одно время он, чего греха таить, попивал, тоже частенько ворчал по поводу с задержками зарплаты и по другим поводам, а предлогов для жалоб на селе всегда полно. Потом же, выбрав трезвый образ жизни, решил повысить благосостояние своей семьи самостоятельно. Занялся разведением скота и даже построил дом, о котором с женой и детьми прежде мог только мечтать.
– Конечно, – сказал как-то мне Музипов, – легче не ломать голову над тем, как заработать лишний рубль, а сидеть где-нибудь с мужиками на бревнах, покуривать да начальство поругивать за какой-нибудь, предположим, мосточек. Но меня в такую компанию уже не заманишь.