Как-то довелось мне объезжать вместе с земледельцами бавлинского КФХ “Бекар” их сельхозугодья, и я невольно удивился бесчисленному количеству опор электролиний на полях этого хозяйства. Проблем они доставляют механизаторам немало, особенно в период подготовки пашни к севу. На то, чтобы вокруг них обработать почву, уходит много дополнительного времени, а ведь весной дорог каждый погожий час. А еще мне рассказали, как пахотный агрегат прямо на борозде чуть ли не по уши провалился в яму, которая образовалась на месте работы нефтяников.
Сталкиваться с такими неприятностями – следствием производственной деятельности добытчиков “черного золота” – приходится довольно часто не только хлеборобам из “Бекара”, но и труженикам других хозяйств Бавлинского района. Для компенсации потерь продуктивной земли, выводимой из севооборота из-за разработок нефтяных месторождений, они вынуждены расходовать значительные средства на окультуривание овражистых, заросших кустарником неудобий, чтобы выращивать на них если не зерновые, то хотя бы кормовые культуры.
Чем глубже вникаешь в ситуацию, тем чаще задаешься актуальным для здешних краев вопросом: а насколько добросовестно, эффективно возвращают промысловики долги бавлинским хлеборобам, уничтожая следы своего пребывания на их землях? Ответ на него я счел нужным поискать не у руководителей местного НГДУ, а у сельхозпроизводителей, которые не без удовлетворения отметили, что объем усилий, направленных на это со стороны нефтегазодобывающего коллектива, постоянно растет. И радует их прежде всего неформальное отношение промысловиков к рекультивации отчужденных в свое время и загрязненных пахотных участков.
Однако вместе с тем бавлинские земледельцы выражали озабоченность: а не станут ли подразделения НГДУ к прежним, уже устраняемым, прибавлять грехи новые, ссылаясь на ту же производственную необходимость? И действительно ли в полной мере прониклись они ответственностью за здоровье земли, на которой трудятся?
Слушая механизаторов, вспомнил я картинку, подсмотренную летом у здешнего озерца. Безмятежно поглядывавший на поплавки мужчина вдруг насторожился. Приподнявшись с походного стульчика, пристально вгляделся в воду и, чертыхнувшись, пошел куда-то вдоль берега, то и дело пропадая в зарослях черемшанника. А вскоре я услышал, как он начал кого-то довольно резко отчитывать. Как выяснилось, его возмущение вызвал парень, мывший свой “москвичок”, загнав машину передними колесами прямо в озеро, по которому поплыли радужные пятна бензина и масла.
Насевшим на экологического хулигана человеком оказался (как выяснилось позже в ходе нашего знакомства) начальник отдела труда и заработной платы НГДУ “Бавлынефть” Наиль Гильмутдинов. Заставив неряшливого верзилу отогнать машину от берега, он с явным облегчением вздохнул.
– Ладно еще этот безобразник. А я уж подумал, что пятна эти с нашего объекта принесло – либо труба лопнула, либо “качалка” протекает…
– Вот тогда и психовал бы, – окрысился на Наиля Анисовича владелец “Москвича”, – а то накинулся на меня из-за пустяка…
Гильмутдинов в ответ лишь махнул рукой, однако я понял: для него с коллегами нет мелочей в таком благородном деле, как защита окружающей среды. И иллюстрацией тому может послужить немало фактов. Приходилось, к примеру, видеть, как автомобили не выпускали из подразделений управления, если под ними обнаруживались даже малейшие подтеки горюче-смазочных материалов.
– А иначе действовать мы уже просто не имеем права, – говорит руководитель Бавлинского НГДУ Гали Газизович Ганиев. – Давно уже пора проявлять не декларативную, а истинную заботу о земле, одарившей нас нефтью. Да и вернуть ей долги, поднакопившиеся за десятки лет. Ведь добыча нефти не всегда сочеталась с охраной окружающей среды… Я окончил два технических вуза, и ни в одном не было такого предмета, как “Экология”. А ведь именно от нее напрямую зависит и уровень экономики. Вот почему разговор с каждым молодым специалистом или рабочим, которых мы принимаем в наш коллектив, начинается с того, что высоких производственных результатов они обязаны добиваться без малейшего вреда природе.
НГДУ продолжает наращивать мощности, повышающие экологическую безопасность производства. Так, улавливатели легких фракций углеводородов, поначалу установленные лишь в местах сбора, хранения и переработки нефти, теперь появились уже непосредственно на промыслах. На различных объектах заново сооружены нефтеловушки, ливневая канализация, предотвращающие загрязнение местных речушек, родников производственными стоками. Теперь они уже не попадают за территорию подразделений, а своевременно обезвреживаются.
Недавно в управлении была полностью завершена замена металлических труб на металлопластиковые. И бавлинским нефтяникам уже не приходится устранять по 10-15 порывов ежесуточно, как прежде. Теперь каждый порыв – чрезвычайное происшествие. В Бавлинском НГДУ первыми среди аналогичных предприятий “Татнефти” освоили и метод катодной защиты товарного парка, а также эксплуатационных колонн. В результате значительно уменьшается коррозия резервуаров, исключается переток в скважинах грязных вод из одних пластов в другие. Это тоже весьма позитивно сказывается на здоровье родников, озер, всей здешней природы.
Для решения экологических проблем в управлении используют наряду с заимствованными технологиями и собственные. К примеру, здешние новаторы так модернизировали систему отбора газа на установке предварительного отделения воды от извлекаемой из недр нефти, что сейчас он совершенно не загрязняет воздушную среду и полностью используется в продуктивных целях.
Из разговоров с местными жителями выяснилось, что по нраву им и другая инициатива работников управления. Нефтяники посадили деревья вдоль промысловых дорог, находящихся в ведении НГДУ, продолжая активно озеленять свои производственные территории и улицы города. Оценили сельские труженики и то, что промысловики все шире и эффективнее используют метод кустового строительства скважин, горизонтальное бурение, что значительно сокращает отвод земель под добычу нефти и газа.
В СПК “Колос”, в ООО “Нива” и в других местных хозяйствах отмечают, что отношения между сельчанами и НГДУ за последние годы вошли в цивилизованное русло. Все убытки сельхозпроизводителей, связанные с отводом угодий под промысловые объекты, возмещаются управлением в полном объеме. Осталось лишь пожелать, чтобы с пашен и пастбищ побыстрее исчезли лишние дороги и опоры электролиний нефтегазодобытчиков.