Он стоит у оживленной трассы, на самом краю нижнекамского села Борок, почти сразу, как только переедешь мост через когда-то полноводный Зай. Стоит, сияя золотыми куполами, и благодатный звон восьми колоколов разносится далеко по окрестностям.
Недавно архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил в Борке престол нового храма Андрея Первозванного.
Возведение, а точнее возрождение, храма началось в 2003 году – он восстал из руин на месте старого деревянного культового здания, построенного в 1867 году и снесенного в конце семидесятых годов прошлого века. Старожили помнили, где стояла церковь, где был алтарь, где дворовые постройки, – ко всему этому предельно бережно и привязали новый проект. Сначала искали похожий деревянный вариант, к чему основательно приложил силы нижнекамский депутат и житель села, инициатор строительства Василий Филиппов. Потом передумали и остановились на более основательном каменном проекте, решив про себя: осилим. Депутата поддержал еще один бывший борковский житель Лев Елистратов. Собрали сельский сход и порешили: будем возрождать храм. Избрали председателя приходского совета – им стал местный житель Александр Конов. Архиепископ Анастасий благословил начинание – и дело закипело.
Необыкновенной красоты храм поднялся всего за два неполных года. Отведения земли и то дольше добивались.
Среди людей, бескорыстно и безвозмездно способствовавших делу, числятся и мусульмане – на благотворительных началах здесь работал Радик Ягудин, на котором лежала едва ли не главная забота о механизации строительных работ. Трудилась на храме и бригада строителей, собранная частным предпринимателем Виктором Ведерниковым. Работали с выделенными им же материалами и техникой. Но первое слово было все-таки за Иваном Костиным и его сыновьями – их личные средства “лежат” и в подземных коммуникациях, и в цокольном этаже, и в стенах, и в алтаре, и в колоколах. Уроженец села, где похоронены его предки и родители, Иван Костин живет в Перми, руководит там крупным заводом. А до этого он был генеральным директором восстанавливавшегося после пожара КамАЗа. С октября 2005 года и до самого дня окончания строительства храма, когда он был передан настоятелю отцу Сергию, финансовую сторону работ Иван Костин полностью взял на себя.
Неблагодарное дело – описывать чувства, которые охватывают, когда заходишь в храм. Зеркалом сверкает мраморный пол, в котором отражаются золотыми бликами царские врата и горящие свечи.
Резной иконостас покрыт позолотой. Боковые иконы, что смотрят ликами Пресвятой Богородицы, Спасителя и Андрея Первозванного, выполнены в старинной технике настенной росписи – они не поблекнут и через много лет.
Есть в храме и еще две не слишком, может быть, приметные, но очень ценные иконы Пресвятой Богородицы, вышитые вручную. Это дар бывшей жительницы Нижнекамска Людмилы Мардашовой, местной уроженки. С мужем Сергеем, который работает в одной из компаний Тюмени, они тоже внесли в строительство храма весомую лепту. Эта семейная чета помогла также в закупке церковной утвари.
Имена благодетелей всякий сможет прочесть на мраморной доске, которая скоро появится на стене храма.
Отец Сергий рад: возрождаются традиции, которые были сильны в дореволюционной России. Человек пустил свои средства не на казино, не вложил в яхты, а построил чудесный храм. Так что остается только радоваться и молиться за то, чтобы приумножалось число продолжателей сего дела, чтобы, окормленные храмами, возрождались наши российские села.