Коровники стояли разгромленными. Зияли чернотой оконные проемы, вывороченные ворота обнажили пустые помещения, не по-летнему холодный ветер выбивался из-под крыш, разобранных до бетонных оснований. Одно здание, второе, третье…
Вдруг из-за первого ряда гнетущих своим разором построек показалась совсем другая картина. Контраст был разительный. Нам бы с другой стороны подъехать к животноводческому комплексу, который расположился далеко за околицей села Нуркеево. Вот тогда бы сразу поняли, что на фермах сармановской агрофирмы “Нуркеево” полным ходом идет реконструкция.
– У нас будет два животноводческих “городка”, в каждом из которых разместим по тысяче коров, – рассказывает Азат Назмутдинов, генеральный директор агрофирмы, которая входит в состав холдинга “Агросила-групп”. – Кроме них, отдельное место будет у сухостойной скотины, телят и нетелей. Четко разделим мясное и молочное направления. Для развития мясного скотоводства мы имеем неплохие условия. Вокруг – богатые естественные пастбища. Уже закупили восемь бычков известной породы герефорд. Жесткую выбраковку произвели и в молочном стаде. Отделили всех лейкозных коров, проделали основательную работу по улучшению породы будущего приплода.
Произойдут изменения и в организации труда. Постараемся полностью механизировать труд на фермах. Уже сейчас работает по-новому комплекс, где разместили восемьсот коров. Здесь установлено оборудование шведской фирмы “ДеЛаваль”, ручной труд сведен к минимуму.
Доярки у нас работают теперь посменно. Первая смена начинается в пять утра и продолжается до двенадцати дня. Времени хватает и на личное хозяйство.
О новшествах в агрофирме “Нуркеево” можно рассказывать долго. Но меня интересовал еще один момент: каково будет простому крестьянину с новыми хозяевами?
Печальный опыт соседних районов показывает, что зачастую интересы жителя села остаются вне сферы интересов инвестора. Он вложил деньги, ему нужна прибыль, и он возьмет свое любой ценой. Вот и появляются агрофирмы, где на восемьсот человек работающих – сто человек охранников, где у комбайнеров после смены унизительно выворачивают карманы – не утащил ли зерно. Где за брошенную солому требуют оплату. Где от проблем бюджетной сферы села откупаются приплатой к заработной плате, приравнивая этот шаг практически к подвигу.
А разве мало инвесторов, во всеуслышание раструбивших о ежемесячных зарплатах в своих хозяйствах аж по пять тысяч рублей там, где народ эти деньги в руках-то не держал? Имя одного крупного инвестора, пришедшего в восточные районы республики, острый на язык народ уже рифмует со словом “амин”. Все, мол, “кирдык” пришел. “Амин” нашим надеждам. И ведь результатов-то особых, действительно, у инвестора не видно. Все больше громкие слова и рапорты для высокого начальства.
Нередки случаи, когда крепкие хозяйства, которые вполне могли бы прожить сами, просто силой загоняют под новых хозяев, мотивируя это тем, что у малых сельхозпредприятий нет перспективы. Возникает вопрос: что имеется в виду под “перспективой”? Если конечный результат – поднятие уровня жизни сельчан, то особых изменений в этом плане как-то пока не замечается, скорее, хуже стало. Есть надои, есть привесы и центнеры, но нет изменений в жизни людей, наоборот, нарушен привычный уклад, складывавшийся в поселениях десятилетиями. Вот уж где тонкая сфера, куда с наскоку влетать надо бы поосторожнее.
В Сармановском же районе потребность в крупных финансовых вливаниях в село была жизненно необходима. После прошлогодней уборочной пришлось мне беседовать с главой района Нафисом Закировым. С каждым годом становится все тяжелее, заметил он тогда. После очередной жатвы новая головная боль – как начнется посевная. При этом Сармановский район никогда не был в аутсайдерах. Потенциал у него весомый, народ тут работящий, не избалованный большими заработками в промышленной сфере. А главное – здесь любят землю и в города за красивой жизнью особо не рвутся.
В ту же агрофирму “Нуркеево” вошли семь хозяйств, расположенных на территории восемнадцати сельских поселений. Их долг составил восемнадцать миллионов рублей – налоги, свет, газ, заработная плата предыдущих лет…
Десять миллионов уже закрыли.
Первые шаги инвестора крестьян обрадовали – все фермы остались в сохранности. Если где-то сочли их нерентабельными и, бросившись возводить мега-комплексы, оставили маленькие деревни без привычной работы, то тут пошли по другому пути.
– Политика наших подразделений имеет ярко выраженную социальную направленность, – подчеркнул исполнительный директор холдинга “Агросила-групп” Джалиль Хасанов. – Основная задача – максимально сохранив привычный жизненный уклад крестьян, сделать его на порядок лучше. В первую очередь надо поддержать частное подворье. И это принципиальная позиция нашего инвестора, генерального директора “Татэнерго” Ильшата Фардиева. Крестьянский сын, выросший в деревне, он знает, что нельзя лишать деревенского жителя привычной среды обитания. И маленькие фермы нужны селу, и доярки со скотниками. Но самое главное – должно полниться живностью подворье. Ведь половина дохода в кармане крестьянина от того, что имеется у него в амбарах и сараях. Сегодня подворья полностью обеспечены кормами, которые мы выдаем в счет паев.
Но мало получить в своем дворе продукцию, надо еще и сбыть ее. Вот потому мы решили организовать сбор молока, мяса и другого сырья. Если заводы сейчас принимают то же молоко по четыре рубля за литр, то мы платим до семи рублей, а зимой и того больше.
С подсказки Ильшата Фардиева здесь оборудуется и бойня. Один из бывших коровников станет резервным. Тут будут содержать скотину, предназначенную на убой. Кто-то может сказать, зачем, мол, “колхозное” мясо деревенскому жителю, у него ведь и свой скот имеется? Оно так, вот только наш крестьянин свежее мясо видит лишь пару месяцев в году. Все заготавливается впрок – консервируется и замораживается. А теперь в своих магазинах, которые имеются в каждом селении, круглый год будет парное мясо, впрочем, как и свежие молочные продукты.
Кстати, система “ДеЛаваль” – это гарантия высокого качества молока. Теперь оно в “Нуркеево” идет только высшим сортом. Установлен холодильник на четыре тонны сырья. Это позволит поднять сортность и того сырья, которое собирается у населения.
Судя по всему, перебоев в поставках молока здесь не будет. В стойловом содержании коров основа успеха – корм. А нынче получен отменный урожай кормовых культур. Уже заготовлено по 32 центнера на условную голову. Еще обещает добрый урожай кукуруза, вовсю убирают зерновые культуры, которые пойдут и на фураж.
Надо заметить, что агрохолдинг – это система с законченным циклом. Собрали урожай, переработали, пустили в производство, получили молоко и мясо. Придет время – и приступят к глубокой переработке своего сырья. При этом вся работа ведется с оглядкой на подворье простого труженика – насколько комфортно ему в новых условиях. Ведь только его благополучие, а значит, и настрой на работу в новых условиях, определят благополучие тех же инвесторов и оправдают вложенные средства.