В минувшем году сотрудники Татарстанстата завершили первый этап подготовки Всероссийской сельскохозяйственной переписи, самой масштабной и трудоемкой частью которого явилось составление списков объектов этой переписи. Сейчас статистики занимаются их корректировкой.
В чем она заключается и какие сюрпризы преподносит организаторам подготовка первой в этом столетии инспекции сельского хозяйства страны. Об этом – в интервью руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан Валерия Кандилова.
– Валерий Петрович, зачем понадобилось корректировать списки, которые только-только претерпели кропотливую процедуру сверки?
– Дело в том, что недавно мы получили новые методологические указания Росстата, несколько сужающие круг респондентов переписи. Если в прошлогодних республиканских списках значилось более миллиона ее объектов, то теперь их меньше. Из списка номер пять (подсобные хозяйства несельскохозяйственных предприятий), например, выпали объекты, имеющие земельные площади менее одного гектара. А из “восьмого” списка (граждане городских поселений, имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, другие не объединенные земельные участки или имеющие скот) удалены те, чьи наделы под застройку не превышают четырех соток – при условии, что их хозяева не держат скот.
Подобные сверки-корректировки неизбежны. У нас ведь практически нет опыта проведения подобного масштаба исследований (перепись 1920 года нам здесь не подспорье).
Поэтому сейчас мы импровизируем, перестраиваемся на ходу, отделяем зерна от плевел в процессе подготовки переписи, чтобы потом не увязнуть в ворохе лишней информации.
– Что еще, кроме маломерных “безлошадных” хозяйств, отмела Всероссийская сельхозперепись?
– Согласно методическим указаниям по составлению списков объектов переписи подлежат специализирующиеся на животноводстве подсобные хозяйства, в которых содержится более десятка голов крупного рогатого скота или более трех голов коров, или более двадцати голов свиней, или более пятнадцати голов овец и коз, или более тридцати голов птицы, или более трех голов лошадей. А вот “безземельные” подсобные хозяйства, в которых содержится меньшее поголовье скота и птицы, выпадают из разряда переписных.
– Корректирует ли новая методика подход к респонденту?
– Вначале речь шла о полной инспекции объектов сельского хозяйства. Новые методические указания Росстата гласят, что в городах и поселках городского типа, включающих менее пятисот объектов переписи, наша служба воспользуется методом сплошного опроса. Тот же подход будет применен к гражданам, имеющим скот или участки земли в особо крупных размерах. Остальные объекты включаются в счетные участки и переписываются выборочно – каждый пятый.
По садоводческим и огородническим объединениям граждан перепись также пройдется выборочно. Здесь процент отбора будет зависеть от количества освоенных наделов. Там, где возделано не более десяти участков, перепись затронет всех, там, где более пятисот, – только каждого десятого.
– Валерий Петрович, есть мнение, что население нашей республики в большинстве своем о предстоящей сельхозпереписи слыхом не слыхивало. А те, до кого информация о ее проведении все же дошла, относятся к ревизии сельского хозяйства крайне настороженно. Насколько это мнение соответствует действительности?
– Недавно мы совместно с сотрудниками муниципальных образований провели опрос жителей республики на предмет их осведомленности о переписи и отношения к ней. Выяснилось, что о ней осведомлены около семидесяти процентов респондентов. Часть их – в процентном отношении минимальная – заявила, что откажется от участия в переписи.
А вот в Казани не нашлось ни одного потенциального “отказника”. На мой взгляд, это результат того, что жители столицы имеют более широкий доступ к правдивой информации, а сельчане, к сожалению, в основном пользуются слухами. Поэтому сегодня одной из главных задач в ходе подготовки переписи является информационно-разъяснительная работа среди населения. Люди должны знать, что закон и государство на их стороне, что никакого урона сельхозперепись крестьянину не нанесет.
– А польза будет?
– Не заглядывая далеко вперед, скажу, что перепись станет подспорьем для тысяч людей. Она даст им дополнительный источник дохода, а для некоторых – и основной. В Татарстане, по последним расчетам, для проведения переписи планируется привлечь в качестве переписчиков около четырех с половиной тысяч человек, 875 из них – сотрудники муниципальных образований, 830 – учителя, 39 – врачи, 356 – специалисты сельского хозяйства, 229 – студенты, 1069 – почтальоны, пенсионеры из числа бывших работников сельского хозяйства, представители других категорий населения. В Казани “другие категории” – это работники промышленных предприятий, находящиеся в административных отпусках, 388 будущих переписчиков – из разряда безработных.
– Валерий Петрович, говорят, что организаторы ВСХП-2006 сами сеют зерна сомнений в народе. В частности, утверждая, будто Россия с начала прошлого века не знала подобной переписи. А ведь они были. Стало быть, полагают люди, что-то здесь нечисто.
– Это недоразумение, вызванное все тем же недостатком информации. Никто и не отрицал, что в СССР переписи проводились. Я сам неоднократно об этом упоминал в своих выступлениях и интервью, “Республика Татарстан” тоже об этом писала. Об этом говорил в своем обращении к согражданам Премьер-министр Рустам Минниханов. Но, как мы видим, достоверной информации касательно Всероссийской сельскохозяйственной переписи все-таки не хватает. Отсюда – домыслы и вымыслы, порождающие страхи и подозрения. Еще раз отмечу: в истории нашей страны инспекции сельского хозяйства проводились неоднократно. Однако, как правило, все они были узконаправленными. Например, “ревизии” посевных площадей сельскохозяйственных культур 1964-1976 годов, плодово-ягодных насаждений и виноградников 1970 и 1984 годов, поголовья скота в хозяйствах по состоянию на 1 января 1996 года (это была последняя перепись двадцатого столетия в нашем аграрном секторе).
А вот перепись 1920 года действительно имела иной масштаб. Декрет Совнаркома РСФСР предписывал “определить как для каждого единоличного хозяйства, так и для коллективных сельскохозяйственных предприятий: рабочий и потребительский состав населения, связанный с хозяйством; общую посевную и огородную площадь и площади, занятые посевами хлебов, трав, овощей и других технических растений; количество скота по родам и возрастам, птицы и пчел; количество инвентаря”. Для территориальных сводок были установлены следующие категории хозяйств: крестьянские общества, коммуны, артели и коллективы, совхозы, прочие хозяйства.
Поэтому ВСХП-2006 и сравнивают с переписью восьмидесятилетней давности – она тоже охватывает все аспекты сельского хозяйства.
Для ее проведения предусмотрено четыре вида переписных листов: для сельскохозяйственных организаций; крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей; для владельцев личных подсобных и других индивидуальных хозяйств населения; для переписи садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.
Вопросы касаются земельных ресурсов, их размеров, структуры и использования сельскохозяйственных угодий, размеров и структуры посевных площадей. Будет учитываться поголовье скота и птицы, а также количество техники, оборудования и прочее.
Напомним, что Всероссийская сельскохозяйственная перепись пройдет в июле нынешнего года. Главной ее задачей является создание банка данных для анализа положения дел в аграрном секторе страны с целью выработки эффективной государственной политики в этой сфере.
Марьяна ПЕШКОВА.