Завидной невестой односельчане стали называть Рушанию уже вскоре после того, как она окончила среднюю школу. Поскольку девушке удалось устроиться на работу, не покидая родного Тумутука, на расположенное неподалеку от села нефтяное предприятие. И дальше, быть может, строила бы Рушания свою карьеру в промысловой отрасли, если б не председатель колхоза “Авангард”, чьей центральной усадьбой являлся тогда Тумутук. Собрал он как-то десятка полтора молодых девушек и сказал им с укоризной:
– Вот вы, красавицы, живете у нас, а трудитесь где угодно, но только не в хозяйстве. Хотя вот на ферме молочной доярки в основном уже пожилые, а заменить их некем. Может, сделаете правильный вывод?
Рушания оказалась среди тех, кто вывод такой совестливо сделал. Приняла группу коров, благо с малолетства с ними дело имела. А тут председатель подступился к ней с новым предложением:
– Слушай, Идрисова, я тебя попрошу стать заведующей клубом, а ты немного подумай и соглашайся.
– А почему для этой должности вы именно меня выбрали? – удивилась Рушания.
– Ну, так ты же, во-первых, у нефтяников самое непосредственное отношение к организации художественной самодеятельности имела; а во-вторых, творческая жилка в тебе есть и энергии через край.
Нелегко ей далось это решение. Дело в том, что сельский Дом культуры, который Рушание Афгановне предстояло возглавить, находился в состоянии, мягко говоря, подзапущенном, отпугивал людей разбитыми стеклами в окнах. И чтобы навести порядок, Идрисова мобилизовала всю свою родню, включая молодого мужа Мирзаяна – одного из лучших, к слову, механизаторов района. А потом Рушания буквально за считанные недели подготовила такую концертно-развлекательную программу, о которой долго вспоминали сельчане…
С того весьма памятного для нее года прошло уже шестнадцать лет. Рушания давно стала одним из лучших руководителей сельских ДК Татарстана. Недавно она заняла на республиканском смотре-конкурсе художественной самодеятельности третье место, и вполне заслуженно. К примеру, она первой среди коллег в районе возобновила чествования людей труда. Причем не только непосредственно в Доме культуры, где регулярно устраивает вечера по типу известных телепрограмм “От всей души”, но и на фермах, полях, в напряженное страдное время. Идрисовой удается завлечь в сельский клуб даже людей глубоко верующих. Вместе с муллой тумутукской мечети она проводит специальные тематические вечера в пятницу, которая у мусульман является особым днем. Много народа приходит в ДК. Там чествуют многодетных матерей, почетных земляков или различных мастеров- рукодельников, которые в селе тоже не перевелись. Мало кто из приезжих, скажем, пройдет мимо избы ветерана труда М.Ганиева, разукрашенной резьбой так искусно, что просто нельзя не залюбоваться.
Тумутукский ДК – единственный в районе и один из весьма немногих в республике, где сразу два самодеятельных коллектива – драматический и вокально-инструментальный – носят звания народных.
Свой ДК жители села нередко по старинке называют клубом. Хотя это настоящий Дворец, без всяких натяжек, с просторным танцполем, комфортным зрительным залом, светлыми, нарядно оформленными и оснащенными необходимым оборудованием помещениями.
С переходом на местное самоуправление подобные учреждения культуры будут переданы на содержание местной муниципальной власти. И это немного пугает: хватит ли денег на содержание клуба? Хотя коллектив Дома культуры и сам зарабатывает, устраивая платные дискотеки и концерты. Но на выручку от них не проживешь.
– Да что ты заранее волнуешься, – приходится порой слышать Идрисовой, – еще больше будешь оказывать всяких платных услуг и вывернешься как-нибудь.
Однако Рушания Афгановна против такой коммерциализации, противоречащей самой сущности сельских очагов культуры, которые должны быть максимально доступны всем, в том числе и небогатым слоям населения. Идрисова убеждена, что господдержки их лишать нельзя.