Новый 2006 год, как известно, станет для села годом Всероссийской сельскохозяйственной переписи. О грандиозности данного мероприятия можно судить уже по тому, что подобного масштаба перепись последний раз проводилась еще на заре становления советской власти, в 1920 году. И хотя в истории страны подобные подсчеты впоследствии проводились неоднократно, все они носили, как правило, узкоотраслевой характер. Достаточно вспомнить переписи посевных площадей сельскохозяйственных культур 1964, 1976 годов, плодово-ягодных насаждений и виноградников 1970 и 1984 годов, а также последнюю перепись поголовья скота в хозяйствах по состоянию на 1 января 1996 года.
Кардинальное отличие грядущей переписи не только в ее масштабах, но и задачах. За последние 15 лет в экономике села изменилось многое – возникли новые формы собственности, а вместе с ними – и новые проблемы, связанные с юридической базой и обозначением границ участков новоявленных собственников. Цели переписи изложены в своде нормативных актов, связанных с ее проведением, в частности в положениях Федерального закона “О Всероссийской сельскохозяйственной переписи”, который был подписан Президентом России 21 июля 2005 года. Прежде всего, это мероприятие позволит сформировать федеральные ресурсы, содержащие сведения об основных показателях производства сельхозпродукции и об отраслевой структуре сельского хозяйства, о наличии и использовании его потенциала для проведения прогнозов развития сельского хозяйства и разработки мер экономического воздействия на повышение эффективности сельхозпроизводства. Проще говоря, статистикам предстоит создать информационную базу, которая даст возможность государству помочь своему аграрию.
Объектами переписи станут юридические и физические лица, являющиеся собственниками, пользователями или арендаторами участков земли, предназначенных или используемых для производства сельхозпродукции либо для разведения сельскохозяйственных животных. На сегодня сотрудниками Татарстанстата взято на карандаш более миллиона объектов.
Один из аспектов подготовки к переписи – учет земельных участков. Эту часть работы выполняет Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ.
О том, что делается в данном направлении, мы попросили рассказать руководителя управления, члена Республиканской комиссии содействия подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории РТ Азата Зяббарова.
– Территориальные отделы управления принимают активное участие в подготовке к переписи. Наша задача – представить данные по землям сельхозназначения, которые попадают в число объектов переписи, – пояснил он.
Немного статистики. Переписи подлежат более 4,5 миллиона гектаров земельных угодий. Из них 90,5 процента находится в руках крупных и средних сельхозпроизводителей. Более ста тысяч гектаров приходятся на личные подсобные хозяйства, 261,5 тысячи гектаров – на крестьянские (фермерские) хозяйства. Статистиками составлено 8 списков. В первый вошли крупные и средние сельхозорганизации. Во второй и третий – малые и крестьянские (фермерские) хозяйства. Далее следуют индивидуальные предприятия и подсобные хозяйства, не имеющие отношения к селу. Затем – садоводческие, огороднические, животноводческие и дачные некоммерческие объединения граждан. Отдельная “строка” – граждане сельских поселений, владеющие земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, другими земельными участками. Замыкают “восьмерку” горожане, владеющие такими же благами.
Управление кадастра ведет подготовку к переписи в нескольких направлениях. В частности, сегодня практически завершены сбор и предоставление органам статистики необходимого картографического материала. Он дает пространственную характеристику объектов, подлежащих переписи. Карты являются своего рода основой для дальнейшего обследования площадей сельхозугодий. Второй очень важный момент – обеспечение законных прав физических и юридических лиц на землю и в перспективе – на объекты недвижимости.
– Одна из задач, возложенных на ваше ведомство, – составление так называемых кадастровых карт. Каково их назначение?
– Любой земельный участок, как особый объект недвижимости, отличается тем, что он имеет свои конкретные границы. Они наносятся на карту и отражают его положение, являясь основным элементом описания того или иного объекта. У нас в республике 999 муниципальных образований, в которые входят различные объекты. Их границы необходимо обозначить и описать. Помимо земель сельскохозяйственного назначения, сюда входят населенные пункты, садоводческие товарищества, земли лесного фонда, дороги и другие объекты. Полученная таким образом кадастровая карта, которая составляется по каждому району республики, – это перечень описаний установленных в законодательном порядке границ. Сюда входят границы сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, крестьянских подворий, индивидуального жилищного строительства и так далее. В пределах этого пространственного базиса осуществляется хозяйственная деятельность, изучение которой является одной из целей предстоящей переписи.
В основе кадастровых карт лежат фотопланы, сделанные посредством аэрофотосъемки. Изображения их переводятся в условные значки карт. Следующий этап создания кадастровых карт – нанесение границ. Поскольку границу не сфотографируешь и она является правовым элементом, в соответствии с нормативными документами проводится сбор информации о границе, ее точное определение и согласование, после чего в виде геодезических координат граница наносится на карту.
В связи с этим каждый правообладатель того или иного земельного участка, на котором расположены объекты, обязан предоставить все необходимые документы, поскольку кадастровый учет является обязательным. Ведь в конечном итоге он ведется для того, чтобы в случае возникновения спорных ситуаций между землепользователями государство имело возможность защитить права собственника земли, руководствуясь буквой закона.
– С какими трудностями приходится сталкиваться вашим сотрудникам в рамках подготовки к переписи?
– Основная проблема в том, что в силу сложившихся традиций вопросы рынка и формирования правовой базы на недвижимость в нашей стране не имеют достаточного исторического опыта. Ведь за годы советской власти, когда собственность на землю и средства производства была общественной, института собственности как такового не существовало. Поэтому приходится начинать с нуля. На сегодня одна из основных проблем – регистрация права на землю сельхозпроизводителей. Сейчас, когда возникают новые формы собственности на селе, нередко происходит столкновение различных экономических интересов. В республике очень большое количество фактических землепользователей, которые пока не зарегистрировали свои права на землю.
– Работа по подготовке предстоит огромная. Вашей службе, вероятно, приходится работать в плотной связке и с другими ведомствами?
– Помимо нашей службы и Татарстанстата, на который возложена основная доля работ по переписи, нам приходится тесно работать с различными организациями и службами. Например, с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Минземимуществом, с Главным управлением Росрегистрации по РТ, с Бюро технической инвентаризации, с администрациями городов и районов, Ассоциацией фермерских и крестьянских подворий Татарстана и другими организациями.
Так, на одном из совещаний в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия речь, в частности, шла о пробных обследованиях субъектов переписи, изучении переписных листов.
– На каком этапе работа вашего управления сегодня?
– Данные по статотчетности о землях сельскохозяйственного назначения на 1 января 2005 года уже представлены в управление Роснедвижимости в Москве и в органы Татарстанстата. Недавно пришел запрос из Роснедвижимости о предоставлении им карт кадастрового учета по каждому району. Документы готовы и будут переданы уже на днях. Одним из актуальных является вопрос мониторинга – отслеживания и внесения в статданные текущих изменений, поскольку процесс перераспределения земельной собственности на селе продолжается: на землю приходят новые хозяева в лице инвесторов, возникают новые фермерские хозяйства, реформируются и обретают другой статус старые структуры.
Итак, село на пороге большой переписи, которая позволит не просто зафиксировать объекты сельского хозяйства, но и создаст основу для эффективного управления процессами, происходящими на селе. Долгие годы земля у нас считалась достоянием общественным, а по существу была ничьей. Сейчас, когда страна вступает в эпоху новых экономических отношений, у земли должен быть свой конкретный хозяин, должны быть и свои границы.