Сохранение рабочих мест, стабильной зарплаты, повышение жизненного уровня сельчан и, в конечном счете, будущее села определяет самая чувствительная к реформам животноводческая отрасль, которая в годы кризиса понесла большие потери. По разным направлениям идет сегодня ее восстановление. Немало примеров успешного инвестирования частными предпринимателями и крупными фирмами, когда вложенные средства используются рачительно, с пользой для бизнесменов и сельчан. Но процесс этот далеко не однозначен, и не всегда он идет во благо жизни села.
“Родник” исцеляет не только фермы
Судя по реальным делам, удачной была передача в аренду, под финансовую опеку предпринимателей братьев Ахметзяновых крупного СПК “Кама”, находившегося на грани банкротства, который после реформирования был переименован в ООО “Родник”.
Трудно поверить, но на той же центральной ферме, где год назад мы столкнулись с полным разладом, бескормицей, жалобами доярок на бесплатный труд, нынче встретили утепленные, отремонтированные помещения, упитанных животных с полными кормушками сенажа и доброе настроение животноводов, регулярно получающих зарплату.
– Новые хозяева, – говорит главный зоотехник Альберт Халиуллин, более 20 лет проработавший в этом сельхозкооперативе, – можно сказать, спасли ферму от полного разорения. Раньше, сам не получая зарплаты, приходил сюда к голодной мычащей скотине, разгневанным дояркам, как на испытание. Сегодня, когда есть корма, растут надои, привесы скота, ежемесячно получаем живые деньги, работа на ферме поднимает настроение.
– На зимовку нынче запасли 700 тонн сена, – добавляет управляющий Александр Харитонов.- Впервые за последние годы заложили 12 тысяч тонн сенажа и силоса и на ежедневный рацион на весь год на каждую условную голову крупного рогатого скота заготовили 3,5 килограмма зернофуража. Так что есть полная возможность вести интенсивный откорм и повышать надои и в зимнюю пору.
Добавим, что особое внимание здесь уделяется повышению качества кормов и производимой продукции. Сенаж готовили в основном по раздельной технологии, 95 процентов молока реализуется первым сортом и жирностью до четырех и более процентов, бычки с откорма сдаются только высшей упитанности – свыше 400 килограммов. До 2300 возросло нынче поголовье КРС, из которых 840 коров. Ежедневно отгружается молока на полторы тонны больше прошлогоднего. Закуплено и установлено четыре навозоуборочных транспортера, на другой – Байтеряковской – ферме проведена реконструкция коровника.
Товарные кредиты на удобрения, ГСМ здесь погасили не зерном по дешевой цене, а живыми деньгами. Фуражное же зерно пустили на комбикорма для ферм, а продовольственное – на помол. Благо предприниматели владеют современным мельничным комплексом.
– Это лишь начало большого пути, – отмечает Рамиль Ахметзянов, – предстоит много сделать по укреплению дисциплины, порядка, повышению продуктивности полей и ферм, уровня жизни сельчан.
Так же основательно закрепляются на земле их соседи – ООО “Закамье – Агро”. Второй год как молодой, энергичный предприниматель Дмитрий Иванов взял в аренду Иванаевскую бригаду и уверенно развернул на селе бизнес. За короткий период построен механизированный зерноток, реконструированы животноводческие помещения, наращивается поголовье КРС и дойного стада, растет его продуктивность. Только в этом году вдвое возросли производство и реализация молока, труженики села обеспечены стабильной работой и зарплатой.
Добрые перемены на полях, фермах и у предпринимателя Фаниса Хабибуллина, решившего возродить веру земляков в лучшую жизнь. Нынче на ферме надежная кормовая база, возросли поголовье скота и надои коров. Главное же, умело используя материальные стимулы, агитацию рублем, он заинтересовал, привлек жителей крупной деревни Тат.Багана к активной, производительной работе на полях и фермах.
А кто подумает об интересах района?
Аналогичный подход и у более крупного инвестора, давнего партнера сельхозпредприятий ОАО “Татарстан соте”, его дочернего подразделения “Вамин Чистай”, объединивших под своим инвестиционным крылом не только сельхозпроизводителей, но и предприятия переработки. Это позволяет интенсивно развиваться крупнейшему в районе свинокомплексу агрофирмы “Сарсазы”, который в кооперации с производителем комбикормов – элеватором за три года почти в три раза, с шести до шестнадцати тысяч, увеличил поголовье свиней и производство мяса, поднял рентабельность комплекса, уровень зарплаты.
Основательная поддержка этого сильного партнера финансами, техникой, удобрениями, горючим оживила производственные дела и в слабых СПК им. Тукая, “Ярыш”, “Бахта”, “Мослим”, где нынче выращен неплохой урожай зерновых. Наблюдаются перемены к лучшему и на животноводческих фермах, которые постепенно становятся собственностью инвесторов.
– Вас не тревожит, что при акционировании хозяйств в скором будущем все сельские труженики будут уже не хозяевами, а наемными работниками? – интересуюсь у руководителей этих сельхозкооперативов.
– Да в какие времена мы, крестьяне, были хозяевами земли, положения, если все диктовалось сверху! – резонно ответили они.
Конечно, просто так, по доброй воле, без отдачи и возврата вкладывать многомиллионные средства инвестор не будет. Нынче, например, “Вамин Чистай” оперативно, не без выгоды для себя возвращал товарные кредиты своих подшефных хозяйств в виде дешевого зерна. Большую часть его на фуражные и продовольственные цели он вывез на свой чистопольский элеватор, откуда при повышении цен на хлеб можно будет выгодно реализовать. Кроме того, инвесторами активно ведется работа по переходу из арендаторов в собственники земли, производственных мощностей сельхозпредприятий.
Не упускает “Вамин Чистай” и возможность получать дополнительную прибыль, отгружая на переработку молочную продукцию из инвестируемых чистопольских хозяйств на свои молокозаводы, расположенные в Аксубаеве, Новошешминске, Алексеевском. Бесспорно, инвестор вправе сам распоряжаться, где и как ему выгодней реализовать свою продукцию. Но как быть с интересами района? Как быть с содержанием муниципальных образований, бюджет которых будет формироваться за счет налогов сельхозпроизводителей, работающих на их территории? И почему, собственно, должен свертывать свои мощности, сокращать рабочие места Чистопольский молочный комбинат, оснащенный современным оборудованием и предназначенный для переработки молочной продукции своего района, производственные мощности которого в настоящее время загружены всего на треть!
Инвестор в выигрыше, фермы в развале
Немало возникает вопросов и в связи с приходом на село другого крупного инвестора в лице инвестиционной фирмы “Рацин”, ориентированной только на производство зерна. С одной стороны, его подшефные хозяйства, получив солидную финансовую и техническую поддержку, успешно провели нынче сев, жатву, осенние полевые работы. Возврат товарных кредитов осуществлялся опять же дешевым зерном. То есть вложенные весной средства сторицей окупаются инвестором осенью хлебом, который находится в его полном распоряжении. При таком разделении, одностороннем инвестировании разоряются фермы, в бедственном положении остается животноводческая отрасль, дающая сельчанам основной доход и рабочие места.
Это видно и на примере новошешминских хозяйств, инвестором которых является известная фирма “Кулон”. Подобная картина наблюдается также в чистопольском СПК “Алга”, связавшем свою судьбу с “Рацином”.
В настоящее время все, что осталось от разоренной центральной фермы этого хозяйства, передано в КФХ “Муккадисов”, которое с помощью единомышленников в труднейших условиях волокиты с оформлением документов сумело восстановить часть списанной техники, отремонтировать коровник, заготовить корма, наладить зоотехническую работу и поднять продуктивность даже запущенных буренок.
Но в последний момент не нашлось средств на погашение товарных кредитов, лизинга на выделенную технику. В связи с отсутствием залогового имущества не выделяют фермеру кредитов банки – и крестьянско-фермерское хозяйство оказалось на грани полного развала. Большинство пахотных и других агрегатов выкуплено “Рацином”, которые по окончании полевых работ переходят в его собственность. Фермер же остается, как говорится, с голыми руками, и по весне ему не с чем будет выйти в поле.
Сегодня в крупном селе Ялань трудно найти работу многим жителям, которые вынуждены на ее поиски подаваться в другие города и веси. Спрашивается, за счет чего, каких средств жить сельчанам и развиваться селу, когда на глазах разрушается ферма, животноводческая отрасль, в которой трудились многие яланцы?