Успешным стал для Василия Якимова, заведующего Чистопольским государственным сортоиспытательным участком, нынешний, юбилейный для него, двадцать пятый рабочий сезон. Высокие результаты показали многие сорта зерновых и кормовых культур, которые он уже сегодня готов рекомендовать для выращивания на полях республики.
По одну сторону межи ровная щетина жнивья на скошенных опытных делянках зерновых, по другую – стеной почти в три метра высотой взметнулась кукуруза, рядом плотный травостой кормовых культур.
– На этих делянках прекрасные сорта сорго – “силосная-88”, “кинельская-3” и “кинельская-4”, – говорит Василий Иванович, с которым мы обходим сортоиспытательный участок. – Их потенциальные возможности – более 300 центнеров зеленой массы, большое содержание сахара. В этом году все семенные делянки успели достичь хорошей спелости семян, урожайность которых превышает 30 центнеров с гектара. Зачем, спрашивается, за большие деньги закупать семена сорго в южных областях, когда при должном уходе можно получать их и в нашем регионе?
Всего Якимов испытал нынче четыре сорта сорго зернового направления, пять – на силос, три сорта суданской травы и 19 – кукурузы. Отлично развивается в наших условиях кукуруза – “южанка” итальянских сортов, не уступают ей и отечественные – “российская”, “росc-299 МВ”. Нынче новый сорт кукурузы “принцесса Белогорья” и по выходу зеленой массы, и по урожаю початков стал рекордсменом.
Главное же направление работы участка – испытание отечественных сортов зерновых культур, выведенных татарстанскими и селекционерами других регионов. Десять сортов ржи на 40 делянках проходили нынче испытание. Лучший результат – почти 45 центнеров зерна с гектара – дал районированный сорт ржи “радонь” известного республиканского ученого-селекционера Миры Пономаревой. Он еще раз подтвердил высокую морозостойкость, устойчивость к полеганию и хорошие хлебопекарные качества. Автора этого и других сортов ржи связывают с сортоиспытательным участком давние деловые отношения, здесь испытываются и популяции их будущих сортов. Также более 40 центнеров с гектара составила урожайность ржи крупнозерных районированных сортов самарской селекции “марусенька”, “антарис”, “саратовская-6”.
Прошли испытание 27 сортов озимой пшеницы. Стандартом признан районированный сорт “казанская-285” опытного селекционера Эрнеста Ионова, включенный в государственный реестр РТ. Отлично зарекомендовал себя в наших условиях сорт “бирюза” самарской селекции, “волжская-3” – ульяновской. Опытные образцы этих и других зерновых культур отправлены на дополнительное исследование в центральную московскую лабораторию для включения их в российский реестр по зонам.
Больше других – 35 сортов – исследовано нынче яровой пшеницы. Эталоном выступил известный саратовский сорт “прохоровка”, давший с гектара почти 45 центнеров зерна. Более 45 центнеров получено от одного из лучших сегодня засухоустойчивых сортов саратовской селекции “тулайковская-10”. Кстати, чистопольский участок первым в республике определил преимущества этого сорта, стал инициатором его размножения и внедрения на полях республики. Неплохие данные получены при испытании сорта московской селекции “эстер”.
Под пристальным вниманием находились и сорта ячменя, в основном татарстанской селекции. Эталон – “раушан” со средним показателем урожайности 40 центнеров с гектара. Но бесспорным лидером выступил румынский засухоустойчивый сорт “урса”.
Менее удачным выдался нынешний год для овса, стандартный сорт которого – “аллюр” дал около 30 центнеров с гектара. В 1996 году, например, этот показатель составил 77 центнеров. Более урожайным стал год для проса: свыше 50 центнеров с гектара получено его от сортов “лучистая” и “княжеская”. К сожалению, эта ценная продовольственная культура занимает в республике мизерные площади и культивируется неоправданно мало.
К лучшему меняется отношение к возделыванию гречихи. Стабильную и высокую отдачу, свыше 30 центнеров с гектара, дали ее сорта “каракитянка”, “саулык”, “черемшанка” и другие.
Не спадает напряжение на сортоиспытательном участке и после завершения жатвы. В настоящее время ведутся очистка, сортировка, засыпка в мешки пробных образцов всех культур и отправка их на дальнейшее исследование в Москву, селекционерам – авторам сортов, родственным сортоиспытательным участкам.
Я не случайно столь подробно рассказываю о большой, крайне необходимой работе государственного сортоиспытательного участка. Дело в том, что уже второй год как государство сняло с себя всю ответственность за его финансирование.
– Мы просто благодарны судьбе, что в лице директора СПК “Юлдуз” Николая Прокофьева, на землях которого располагаемся, нашли заботливого хозяина, свое спасение от разорения. Все расходы на горючее, удобрения, гербициды, пахотные и уборочные работы, зарплату рабочим наши инвесторы взяли на себя, – говорит Василий Якимов.
Для хозяйства же сортоиспытательный участок – это своеобразный научный полигон для испытания, размножения и внедрения перспективных, высокоурожайных культур всех сортов. А то, что государство отказало в финансировании и наметило сократить количество таких участков в нашей республике с семи до двух-трех, подрывает селекционную работу, негативно отразится на состоянии и развитии зернового хозяйства.
Нет сегодня поддержки и от агрофирмы “Элитные семена Татарстана”, в составе которой до последнего времени находился СПК “Юлдуз”. Поэтому “Юлдуз” сейчас выходит из агрофирмы. В настоящее время на складах хозяйства лежат нереализованными около 100 тонн суперэлитных семян “тулайковской -10”, треть из которых хранится в мешках. Лежат потому, что в большинстве сельхозкооперативов средств на их покупку нет.
– При таком положении сортоиспытательные участки должны выходить на передовые позиции по выявлению, размножению и внедрению на полях перспективных сортов, – считает начальник татарстанского филиала Государственной комиссии РФ по испытанию и охране селекционных достижений Альварис Зиганшин. – Тем более что чистопольский участок в этом отношении в нашей системе по праву считается лучшим, а его руководитель Василий Якимов – опытнейшим испытателем. Трудно понять позицию государственных органов, бросивших, по сути, на произвол судьбы сортоиспытательные участки.