В начале прошлого века садоводы Татарстана торговали яблоками не только у себя, но и за пределами республики. Нынче на рынках Казани и других наших городов торгуют только импортными яблоками. Почему?
Выбор уездов для изучения не был случайным – все три названных уезда были самыми передовыми по части садоводства. По остальным девяти уездам данные были получены путем рассылки опросных листов. Собранный в результате двухлетнего труда обширный материал был обобщен и представлен в обзоре “Плодоводство в Казанской губернии”, изданном в 1911 году.
Лидерство Свияжского, Тетюшского и Козмодемьянского уездов в области садоводства было обусловлено уникальным сочетанием природных условий, а именно: оптимальным количеством осадков, хорошим качеством почвы, менее суровой зимой. Немаловажным фактором была и близость к главным в то время транспортным магистралям – Волге, Каме и Свияге.
Первое место по числу садов бесспорно занимал Свияжский уезд, в котором общая площадь, занятая под садовые культуры, только у крестьян составляла 2772,6 десятины, или чуть более 3000 га. На этих площадях росло 992210 яблонь, почти 10 тысяч груш, 22280 вишен, 3580 слив.
Более половины плодовых насаждений Свияжского уезда приходилось на долю Теньковской волости, а это только яблонь 520 тысяч штук, что составляло 1/5 яблоневых насаждений всей губернии! На один крестьянский двор, имеющий сад, в Теньковской волости в среднем приходилось около 300 яблонь, а сад здесь имел каждый двор.
Среди крупных помещичьих садов Свияжского уезда в указанном статистическом обзоре отмечаются сады маркизы
Е.М.Паулуччи – 21 дес. (23 га) в с.Ключищи и д.Гребени, княгини В.Ф.Гагариной – около 20 дес. с 8670 яблонями в с.Теньки, землевладельца О.Т.Сушко – около 20 дес. в с.Клянчино (500 яблонь), князя П.Л.Ухтомского – около 14 дес. (6000 яблонь) в селах Макулово и Уланово.
Средняя урожайность за пятилетие (1904-1908 гг.) крестьянских садов по обследованным уездам составляла 587 пудов с десятины (94 ц/га), достигнув максимума в самый урожайный 1906 год – 908 пуд/дес. (145 ц/га). В современных промышленных интенсивных садах урожайность составляет 300-500 ц/га. При стоимости 1 пуда несортированных яблок 50 копеек средний годовой валовой доход за пятилетие с одной десятины крестьянского сада составлял около 300 рублей. Сами крестьяне-садовладельцы говорили о том, что яблоня при среднем урожае приносит 1 рубль дохода в год. Для крестьянского двора, скажем, того же села Теньки, имеющего от 140 до 400 яблонь, это были немалые деньги, учитывая, что базарная стоимость ло-шади, к примеру, составляла от 35 до 70 рублей, коровы – от 33 до 80, овцы – от 4 до 9 рублей.
Закупка собранного урожая как в крестьянских, так и в помещичьих садах произво-дилась в большинстве своем скупщиками. Исходя из приведенных данных о средней урожайности, можно оценить средний валовой сбор яблок крестьянских хозяйств Свияжского уезда за пятилетие (1904 – 1908 гг.) величиной 1,7 млн. пудов в год (27 тыс. тонн). А ведь были еще и помещичьи сады, и церковные. Основной поток собранного урожая в Свияжском уезде направлялся в Казань (92%), остальной – в уездные центры. В Тетюшском уезде только 25% продукции реализовывалось в Казани, большая же часть – в Буинске, Спасске и за пределами губернии: в городах Урала, Сибири, в Нижнем Новгороде, Вятке и т.д. Таким образом, можно говорить о том, что Казань с населением 150 тысяч человек и крупные уездные города губернии не испытывали недостатка в яблоках в течение всего года, ведь такие широкораспространенные сорта яблок, как Алый анис и Бабушкино, могли сохраняться до июня. Причем цены на яблоки были вполне доступными для большинства служивого и мастерового городского люда.
Что касается остальных 9 уездов, то садоводство в них было развито в основном в помещичьих хозяйствах, слабо культивировалось или вовсе отсутствовало в крестьянских.
Сразу после революции и последовавшей за ней Гражданской войны, естественно, было не до садоводства. Лишь с конца 20-х годов понемногу началось возрождение его в Татарии. В 1932 году в селе Теньки была открыта Татарская плодово-ягодная станция, позднее ставшая отделом садоводства Татарского НИИ сельского хозяйства. Ее задачами ставились разработка и внедрение новейших приемов агротехники, подбор и селекция новых ценных плодовых и ягодных культур. Результаты деятельности нескольких поколений ученых селекционеров и агротехников отдела садоводства, а его работа не прекращалась даже в суровые военные и послевоенные годы, трудно переоценить. Страстно преданные науке и влюбленные в природу ученые создали уникальные сорта плодово-ягодных культур, обладающих ценными вкусовыми качествами и приспособленными к местным условиям, разработали принципы организации закладки крупных промышленных садов и ухода за ними.
Можно с уверенностью говорить о казанской научной школе селекционеров. Это, прежде всего, заслуженный агроном РСФСР и ТАССР Галина Ивановна Розанова, отдавшая любимому делу сорок лет своей жизни. Она первая приступила к селекции яблоневых культур и вывела 9 районированных урожайных и зимостойких сортов (Ренет Татарский, Зарянка, Волжская, Аркад Теньковский и другие), которые впоследствии со-ставляли до 65% яблоневых садов Татарстана. Автором и соавтором 12 сортов вишен, 4 из которых районированы, а также 10 сортов слив, из которых 3 районированы, является Лидия Антоновна Севастьянова. Почти три десятка лет – с 1967 по 1994 гг. – отдел садоводства ТатНИИСХ возглавлял заслуженный агроном ТАССР и РСФСР Владислав Алексеевич Наумов, который, помимо селекции, занимался разработкой технологии садооборотов и закладки промышленных садов. В лучшие годы отдел на-считывал до 11 научных работников, каждую плодовую и ягодную культуру курировал специалист.
Сегодня же отдел насчитывает… двух исследователей. Это его заведующий, старший научный сотрудник Геннадий Осипов и его жена Зоя. В их ведении 50 га земли, из коих восемь используются на производственные цели (разведение саженцев плодовых, в основном яблоневых, культур), а 42 га отведены под опытно-селекционные работы. Ведутся изучение, подбор и разведение новых сортов культур. Сам Геннадий Емельянович, кандидат биологических наук, является специалистом по селекции косточко-вых культур, автором и соавтором нескольких ценных сортов слив.
Сегодняшние немалые проблемы, стоящие перед отделом, в котором трудятся до 15 сезонных работников, – отдельная тема. Если главные отрасли сельского хозяйства Татарстана удалось в период перехода к рынку все же защитить и сберечь, то на такую как бы периферийную отрасль, как промышленное плодоводство, не нашлось достаточных средств. Пика в своем развитии отрасль достигла в 70-80-е годы прошлого уже века, когда площадь заложенных в Татарстане садов в 17 специализированных совхозах и двух питомниках превысила 8 тысяч гектаров. Конечно же, деятельность этих специализированных хозяйств оставляла желать лучшего. Каждый, кто участвовал в “подшефной помощи” совхозам и плодоовощным базам, вспомнит массу примеров элементарной бесхозяйственности, когда на десятках гектаров гибнул неубранный вовремя урожай или же из-за несоблюдения технологии хранения часть собранного урожая сгнивала уже на базах. Но все же, несмотря даже на это, общест-венный сектор вкупе с огромным отрядом садоводов-любителей обеспечивал потребности населения в яблоках круглогодично и по умеренным ценам.
В настоящее время большинства плодосовхозов уже нет, и ситуация на фруктовом рынке существенно изменилась не в лучшую сторону. Конечно, ни в какое сравнение не идет нынешний фруктовый ассортимент заморского происхождения с аскетичным ассортиментом советских времен. Ушел в прошлое пресловутый дефицит, когда те же апельсины и мандарины возили сумками из Москвы.
И все же, все же… Если обратиться к данным официального “Статистического сбор-ника Республики Татарстан” за 2001 год в разделе “Потребление фруктов и ягод в домашних хозяйствах”, то картина предстает отнюдь не радужной. В физических объемах потребление фруктов и ягод в домашних хозяйствах городов за 2001 г. составило 37 кг, на селе – 27 кг. Это явно недостаточно с точки зрения научных рекомендаций по питанию. Если же учитывать значительную разницу душевых доходов, в различных группах населения, то для немалой части его расходы, а значит, и потребление фруктов ниже и этой средней величины. Причины этого вполне очевидны: невысокие доходы, с одной стороны, и высокие цены – с другой. Цены на привозные яблоки зимой достигают 55-60 рублей за килограмм. Местные сорта яблок, конечно же, дешевле, но на рынке их явно недостаточно для того, чтобы сбить цены. По данным Госкомстата РТ за 2001 год, валовой сбор плодов и ягод в сельхозпредприя-тиях Татарстана составил 15,6 тысячи центнеров (0,4 кг на душу населения республики), а в хозяйствах населения – 350 тысяч центнеров (чуть больше 9 кг на душу). Причем большая часть продукции, выращенной населением, использовалась для внутреннего потребления как в свежем, так и в переработанном виде. Значительная часть урожая не успевает перерабатываться и попросту гибнет, хотя и могла бы быть вовлечена в оборот, действуй, как прежде, заготовительная сеть потребкооперации.
Решение вопроса насыщения рынка более доступной по цене фруктовой продукцией видится в возрождении местных крупных садоводческих хозяйств. Что препятствует этому? Прежде всего, по мнению главного специалиста-питомниковода концерна “Татплодовощпром” Любови Анатольевны Семахиной,.. воровство. Процесс выращивания посадочного материала – сложный и трудоемкий, и поневоле опускаются руки, когда плоды продолжительного и непростого труда – элитные саженцы – присваиваются охотниками за дармовщиной. Сколько раз бывало, когда работники питомников, придя на свои участки, заставали такую картину: еще вчера радовавшие глаз ровные ряды хорошо принявшихся саженцев зияли пустотой. Словно ураган или саранча смели молодые посадки. Слабосильная охрана не в состоянии предотвратить массированное нашествие этой “саранчи”, влекомой жаждой наживиться на продаже дорогостоящих саженцев на рынке.
Следующая проблема – низкая заработная плата и, стало быть, нехватка рабочих рук в садоводстве. Значимой является также и проблема сбыта. За годы реформ погибла перерабатывающая отрасль. Наш рынок завален импортными соками в яркой упаковке, но подчас весьма сомнительного качества из-за применения различного рода стабилизаторов, ароматизаторов и прочих добавок.
Проблемы, стоящие перед промышленным плодоводством, сегодня кажутся неразрешимы-ми, этакой квадратурой круга. Мне представляется, что возрождение промышленного садоводства – под силу крупному инвестору при широкой государственной поддержке. Среднему, а тем более малому бизнесу, нацеленному на получение быстрой прибыли при минимальных вложениях, такая задача не по плечу. Она требует для своего решения создания полного цикла: выращивание – хранение – переработка – реализация.
* * *
Как известно, разведение садов в России началось в монастырях, потом оно перешло на великокняжеские, затем царские дворы, далее боярские, дворянские и, наконец, в крестьянские хозяйства. В садоводстве всегда присутствовало глубокое духовное символическое содержание, что отразилось в таких выражениях, как “райские сады”, “райское яблоко”. Сады являлись неистощимым источником вдохновения поэтов, музыкантов, художников. Трудно сказать лучше, чем академик Д.С.Лихачев: “Сад – это идеальная культура, в которой облагороженная природа идеально слита с человеком”. И в повседневной жизни для простых людей, трудящихся на своих нескольких сотках, сад помимо узко утилитарного значения имеет также духовный смысл, помо-гающий глубже, образнее чувствовать и постигать красоту Природы.
Борис КУНИЦЫН.