Современные сельские школы богатыми не назовешь. Государство обеспечивает им необходимый для образовательного процесса минимум. В этих условиях хорошим подспорьем могут стать пришкольные хозяйства и земельные участки.
Школа-лицей в поселке Мюд, что в Аксубаевском районе, напоминает уютный городок. Декоративный забор из кирпича, слегка припорошенные снегом аккуратные постройки по соседству с корпусом школы. В одном – склад для стройматериалов, в другом – гараж, в третьем – мастерские. Чуть поодаль – здание начальных классов, с виду напоминающее добротный сельский дом. Главный корпус возведен еще в застойные семидесятые годы. Все остальное здесь в основном построено своими силами.
Еще в перестроечные годы в будущем лицее “заболели” идеей экономической самостоятельности. Директор Луиза Минсафина придерживалась мнения, что, живя на земле, нелепо не извлекать из этого пользу для школы.
Начинали с пасеки. Первые пчелы заболели и вымерли. Но в школе не сдались: нашли пчеловода и наладили-таки дело. А со временем здесь появились и поля с зерновыми культурами, картофелем. Расцвел сад, а на пришкольном участке стали выращивать овощи, рассаду. Потом открылась небольшая ферма с гусями, утками. Появились коровы, лошадь. Пасека окрепла и разрослась до 24 ульев. Только земли у образовательного учреждения теперь 48 гектаров!
По словам Луизы Минсафиной, свои проекты, планы лицей воплощает в жизнь постепенно, накапливая силы и средства. Скажем, собрали урожай – продали его. На вырученные деньги купили стройматериалы. И возвели, например, пристрой к столовой.
Горячая пора начинается еще весной, когда подходит время устанавливать парники. Трудятся все: начиная от учеников, уборщиц и заканчивая директором. Наиболее серьезную работу, например, вспашку полей на двух имеющихся тракторах, разумеется, выполняют взрослые.
Строительством и ремонтом лицей занимается преимущественно во время каникул. Преподаватели, жертвуя отдыхом в санаториях и на курортах, красят, месят раствор, делают кирпичную кладку. Ученики, как заведено, оказывают им посильную помощь.
…А теперь перенесемся в Высокогорский район. С виду крепкое, просторное здание Ямашурминской средней школы легко даст фору лицею, о котором речь шла выше. Обучаются здесь более двухсот пятидесяти учеников, чуть меньше, чем в лицее поселка Мюд. Да и сам Высокогорский район такой же сельскохозяйственный, дотационный, как и Аксубаевский: крупных производств нет, но неплохо развивается фермерство.
Вопрос, как обстоят дела на пришкольном участке, у ямашурминских преподавателей вызывает недоумение. Такого хозяйства, как в лицее в Аксубаевском районе, здесь нет. Правда, говорят, ученики сотрудничают с местными фермерами, осваивают передовые сельскохозяйственные технологии.
Директор школы Ильшат Якупов прекрасно знает ее историю, которая насчитывает больше ста лет и очень богата событиями, традициями. Обо всем этом он может рассказывать бесконечно долго. Видно, что это очень увлеченный, преданный своему делу человек, которого прежде всего волнуют проблемы образования.
Сказать, что ямашурминская школа бедствует, нельзя, но и преуспевающей ее не назовешь. Классы ухожены, но выглядят скромно, крыша не протекает, но сделать ремонт в школьной столовой не помешало бы.
Есть здесь замечательный музей. В нем собрано такое количество экспонатов по истории села, что ему могли бы позавидовать и некоторые городские музеи. Но вот беда: нет в помещении электрического освещения. Потому скорые зимние сумерки гонят посетителей прочь. Нужно всего-то: протянуть проводку, поставить патрон, вкрутить лампочку. Не нашлось мужских рук?
Говоря о хлебе насущном, Ильшат Якупов больше уповает на государство, надеется на помощь местных властей. Такие же настроения преобладают в возглавляемом им коллективе. Учителя сетуют на маленькую зарплату, полагая, что проблемам образования в стране уделяется недостаточно внимания.
А их коллег из лицея в Аксубаевском районе больше беспокоят разговоры о введении налога на экономическую деятельность школ. Учителя волнуются, что хозяйство пошатнется, тогда на каждую мелочь придется просить деньги у государства. Образовательному учреждению, привыкшему зарабатывать и самостоятельно решать проблемы, это не по душе.
Сказать, что подобный опыт среди сельских образовательных учреждений широко распространен, нельзя. Многие предпочитают довольствоваться гарантированным минимумом. Но если во главе школы стоит энергичный человек с хозяйской жилкой, будут у нее и хлеб, и песня.