О том, что запас прочности в сельском хозяйстве республики тает на глазах, говорится давно и на всех уровнях. Ветшают мастерские и коровники, изнашивается техника, а на то, чтобы строить и обновлять все это, у сельчан нет денег. В результате сокращается поголовья скота, кое-где и землю пахать уже нечем – пашня уходит в залежь. Та же бюджетная помощь, которая оказывается селу, лишь немного замедляет процесс, но не останавливает его. Что делать в такой ситуации? Как быть?
Когда-то на эти вопросы ответы искало Политбюро: проводились пленумы и совещания, вырабатывалась генеральная линия, издавались циркуляры. На местах обкомы и райкомы старались эту линию держать. И, надо сказать, кое-чего таким способом удавалось добиться.
Сейчас село как бы предоставлено самому себе: там появляются хозяева в лице акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, ассоциации крестьянских хозяйств и фермеры, другие формирования разных форм собственности. Лидеры, набираясь опыта и мужая в жестких рыночных отношениях, ищут пути выживания. Не очень-то пока получается, много пробуксовки. Но, надо сказать, в этих муках порой рождаются и весьма интересные идеи и решения.
С поля – на ХПП
Пожалуй, нигде так не обострены проблемы сельского хозяйства, как в Альметьевском районе. Десятки нефтяных предприятий буквально выкачали людские ресурсы из села. И сейчас многим руководителям хозяйств, чтобы засеять поля и убрать урожай, нередко приходится нанимать для работы на тракторах и комбайнах кого попало. Естественно, страдает качество полевых работ, не по-хозяйски используется техника. Не случайно власти, похоже, устав выбивать финансовую помощь селу у нефтяников, приступили к фермеризации района: в настоящее время оформляют себе землю примерно полторы сотни будущих хозяев. Как-то пойдут дела у них?
И вот на фоне этих пертурбаций эдаким “островком надежды” выглядит в последнее время ОАО “Акташский комбинат по заготовке и переработке зерна”. Созданный в 1954 году, комбинат долгие годы был своего рода перевалочным пунктом для Бугульминского элеватора. А в период перехода к рынку предприятие пришло в упадок.
В 2001-2002 годах в числе собственников Акташского хлебокомбината появляются такие сильные организации, как ОАО “Татэнерго” и ОАО “Камазернопродукт”, а на должность генерального директора назначается опытный специалист сельского хозяйства Мидхат Хисамиев. И с этого момента, можно сказать, в районе зародилась новая форма отношений сельчан с переработчиками. Акташское хлебоприемное предприятие закупает десять импортных комбайнов “Нью-Холланд” и двадцать “КамАЗов”. И предлагает селу свои услуги: убирать выращенные крестьянами хлеба и вывозить зерно, минуя тока, прямо на ХПП. Услуги эти, надо сказать, недешевы – до двадцати процентов урожая требуют себе переработчики. Но…
Лет эдак пятнадцать назад председателя колхоза, отправившего машину с зерном с поля прямо на элеватор, минуя колхозный зерноток, крепко бы наказали. Да и теперь, в рыночное время, назвать такую практику хозяйской язык не поворачивается. Потому что с поля зерно идет очень засоренное и зачастую с повышенной влажностью – за такое переработчики делают немалые скидки к закупочным ценам. Рефакция порой достигает 18-20 процентов. Поэтому рачительный хозяин старается перевезти зерно сначала на ток, чтобы там его очистить и, если надо, просушить, и только потом отправить на ХПП. Цена такого хлеба будет, конечно же, значительно выше.
Но вот факты. В 2004 году Акташское ХПП заготовило 44 951 тонну зерна, и, по словам Мидхата Хисамиева, около 80 процентов его поступило прямо с полей. Что это? Бесхозяйственность? Безответственность? А это с какой стороны посмотреть.
Дело в том, что на прямые перевозки зерна с поля на хлебоприемное предприятие руководители хозяйств идут не от хорошей жизни. Главная причина – отсутствие на токах зерноочистительно-сушильных машин. Та техника, что была, износилась, а у народившихся фермерских хозяйств ее и вовсе не было. Еще одна проблема – нехватка рабочей силы. А хлебный ворох без очистки и сушки нельзя оставлять даже на несколько часов: он начнет “гореть”, после этого зерно сгодится разве что на корм скоту.
Нетрудно себе представить, что будет, если хозяйство останется с такой проблемой один на один: впору забрасывать исконно крестьянское ремесло – производство хлеба. Тем более что и комбайны с автомашинами работают в альметьевских хозяйствах на честном слове. В такой ситуации прямые услуги акташских переработчиков с их комбайнами и автомашинами оказались как нельзя кстати.
– Да, это для сельчан дорого, но на сегодня реальный выход из положения, – говорит начальник управления сельского хозяйства Альметьевского района Марсель Шайдуллин. – Тем более что высасывать из слабых хозяйств “последнюю кровь” переработчикам невыгодно.
– Это означало бы рубить сук, на котором сидишь, – подхватывает мысль Хисамиев. – А мы с производителями зерна должны быть партнерами.
То, что с сельхозтоваропроизводителями у акташских переработчиков зерна складываются именно партнерские отношения, подтверждает и председатель КП “Чишминский” Александр Горохов.
– К сожалению, мощности сушилок нашего хозяйства не позволяют подрабатывать весь объем поступающего с полей зерна, – говорит он. – А на ХПП сушилки мощные, и они нас здорово выручают…
В народе говорят: “Хороший сосед – богатый сосед”. В том смысле, что если ничего и не даст, то, по крайней мере, ничего не попросит. Акташское ХПП для альметьевских хозяйств теперь – сосед не бедный. С Мидхатом Хайрнасовичем мы идем по территории хлебоприемного предприятия. Директор увлеченно рассказывает о том, что сделано здесь за последние годы. Прежде всего, проведена газификация, теперь все четыре сушилки работают на газовом топливе, и технология сушки зерна выдерживается строже. Дополнительно построены крытые площадки на 20 тысяч тонн зерна.
Решена острая проблема грунтовых вод, заполнявших по весне нижнюю галерею. Приходилось ежегодно все оборудование вытаскивать на поверхность, а воду откачивать насосами. Кстати, именно это обстоятельство и предопределяло во многом перевалочный характер работы ХПП – к зиме все поступившее из хозяйств зерно отгружалось на элеваторы.
Новым руководством с подрядной организацией был составлен договор, и строители возвели дренажную систему. 12,5 миллиона рублей ушло на это – тут подставили плечо и инвесторы, и банковские кредиты помогли, зато переработчики избавились от стольких хлопот. А главное, в капитально отремонтированных складских емкостях теперь можно надежно, с соблюдением всех требований, хранить зерно, зарабатывая на этом немалые деньги.
На ХПП также построена мельница, на которой выпускается пшеничная мука высшего и первого сортов, а также действует мельничная линия по производству ржаной муки. Хозяйства, доставляющие зерно на предприятие, могут получить оплату и деньгами, и мукой.
Кому нужны племенные свиньи?
На ХПП действует и комбикормовый цех.
– Кому продаете корма? – спрашиваю Хисамиева.
– Для себя производим, у нас же свинокомплекс есть, где более пяти тысяч животных…
“Ну вот, – подумалось, – одной рукой зарабатывают, другой швыряют деньги на ветер”. Дело в том, что производство мяса в республике в последние годы стало убыточным – уж очень много завозится импортного, более дешевого. Накладывает свой отпечаток и диспаритет цен. А потому многие сельские предприниматели, чтобы не прогореть, стараются с животноводством не связываться, занимаясь только растениеводством. Именно неблагоприятная рыночная конъюнктура стала причиной того, что в последние годы в стране значительно сократилось поголовье всех видов мясного скота – и крупного рогатого, и свиней, и овец. Не обошла стороной эта тенденция и нашу республику: хотя и медленней, но сокращение поголовья скота происходит и у нас.
На Акташском же свинокомплексе количество свиней за неполных пять лет выросло с двух тысяч почти до шести тысяч голов. Прежде всего потому, что здесь последовательно реализуется программа развития свиноводства, результатом чего и стал выход в текущем году на рентабельную работу.
Вот лишь несколько цифр. Среднесуточные привесы животных всех возрастов в 2004 году составляют в среднем 514 граммов, а на откорме достигают 700 и более граммов. Это – впечатляющие показатели, недоступные пока что для большинства хозяйств. Именно быстрый рост животных обеспечивает высокие экономические результаты на Акташском свинокомплексе.
– Стали значительно лучше кормить свиней, – говорит заведующая фермой С.Низамутдинова. – А полноценный рацион – это основа высокой продуктивности. Да и кадры у нас квалифицированные. Главный ветврач Любовь Хлыстенкова, операторы Мария Рыжова, Петр Пронин, Антонина Бардина, Мария Лепилова – все мастера высокого класса.
Сама Светлана Шараповна на свинокомплексе работает уже более 30 лет. Ее знают и уважают в районе как толкового специалиста.
В рационах поросят и взрослых свиней – комбикорма, цельное и соевое молоко, белково-витаминно-минеральные добавки, рыбий жир, всегда в наличии мел и соль. Помещения отремонтированы, утеплены. Труд на комплексе нелегкий, поскольку автоматических линий по раздаче кормов здесь нет. Тем не менее коллектив животноводов работает слаженно, четко выполняя распорядок дня. Здесь своевременно выдают зарплату, размеры которой увязаны с конечными результатами.
– По пять – пять с половиной тысяч рублей в месяц выходит, – говорит свинарка М.Рыжова.
Для нефтяной зоны такая зарплата, может, и не ахти, но для сельского хозяйства в целом – неплохая. Однако сам генеральный директор на ситуацию в животноводстве смотрит критически.
– Понимаете, прибыль от свиноводства мы стали получать только в этом году, и только потому, что выросли рыночные цены, – говорит Мидхат Хайрнасович. – Однако положение наше весьма неустойчивое, причем не всегда по причинам объективным. Мы будто идем по тонкому льду…
И Хисамиев рассказал про клубок проблем, которые, конечно же, необходимо решать на всех уровнях.
Первая острая проблема, которую поднимает Хисамиев, это низкое качество белково-витаминно-минеральных добавок (БВМД), поступающих на свинокомплекс по разнарядке “сверху”. Добавки эти дотационные, но деньги из бюджета поступают почему-то не потребителям, которые кровно заинтересованы в качественном кормлении животных, а производителям. А производители бывают разные. По мнению Мидхата Хайрнасовича, БВМД из Сарманова, поставляемые ООО “Туклык”, и из Казани от “Казаньзернопродукта” не отвечают требованиям, хотя на них потрачено только в этом году 1,5 миллиона рублей бюджетных средств. Не всегда отвечают ГОСТу и бюджетные комбикорма из ОАО “Чистопольский элеватор”, считает Хисамиев.
Другая проблема связана со статусом комплекса как племенного. У акташцев имеется лицензия, подтверждающая их специализацию на выращивании свиней крупной белой породы. Ориентирует их на такую работу и Минсельхозпрод РТ, обязанный блюсти государственный интерес по сохранению в республике свиней названной породы. Естественно, что такая специализация влечет за собой для акташцев дополнительные хлопоты и заботы. Это и строгий зоотехнический учет, и стопроцентный охват маток искусственным осеменением, и высокий уровень ветеринарного обслуживания. Зато и при продаже племенных свиней килограмм живого веса оценивается выше, чем если их продавать на мясо.
Однако в реальной жизни далеко не все происходит так, как планируется. По данным бухгалтерии ООО “Свинокомплекс “Акташский”, в 2002 году из 4334 голов проданных свиней только 157 реализованы как племенные, в 2003 году эти цифры выглядят так: 6110 и 151, в текущем – 5916 и 77. В общем, очереди за породистыми свинками у ворот предприятия, попросту говоря, нет.
– Создается впечатление, что Минсельхозпрод РТ самоустранился от племенной работы, – говорит Мидхат Хайрнасович. – Об этом можно судить хотя бы по тому, что от нас отмахиваются специалисты Главного государственного сельскохозяйственного управления племенным делом в животноводстве Минсельхозпрода РТ, которые обязаны вести и контролировать эту работу, давать разнарядки. А мы слышим от них: “У нас теперь рынок, куда хотите, туда и продавайте”.
А рыночная ситуация такова, что племенной молодняк свиней хозяйства покупать не хотят. Во-первых, дорого, а во-вторых, для мелких ферм свиноводство по-прежнему остается убыточной отраслью и от него всячески стараются избавиться. Вот и едут племенные хрюшки крупной белой породы Акташского комплекса прямехонько на мясокомбинат…
Сельхозпредприятия и хозяйства республики ведут трудный поиск путей выживания в рыночных условиях. В такой ситуации решающую роль в достижении успеха играют знания, предприимчивость, инициативность руководителей. И такие кадры появляются, проявляют себя. Но очевидно и то, что государственные управленческие структуры сегодня должны брать на себя ношу потяжелее, чтобы оказывать реальную помощь тем, кто хочет и умеет работать. Помощь эта должна проявляться в виде более точного прогнозирования рыночной ситуации и закупочных цен на сельхозпродукцию, ужесточения требований к недобросовестным участникам рынка, изучения и распространения передового опыта. Акташское ХПП является, на наш взгляд, одним из носителей интересного опыта, к которому следует присмотреться.