Не спешите расставаться с “железным конем”

Несмотря на определенную помощь сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, в хозяйствах республики машинно-тракторный парк продолжает уменьшаться.

Несмотря на определенную помощь сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, в хозяйствах республики машинно-тракторный парк продолжает уменьшаться. Многие машины отработали амортизационный срок службы и предельно износились, но нехватка денежных средств и других ресурсов не позволяет своевременно обновлять технику.


Например, доля поступивших в хозяйства в текущем году тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов не превышает 2 процентов всего парка машин. В то же время ежегодно списывается до 6% тракторов, 8% зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, 4-5% прицепных сельскохозяйственных машин. Если в Актанышском, Балтасинском, Кукморском, Нижнекамском, Тукаевском и других районах с высоким уровнем технической эксплуатации списание техники не превышает 2-3 процентов парка, что позволяет сельхозтоваропроизводителям поддерживать машинно-тракторный парк на более или менее стабильном уровне, то в Алексеевском, Елабужском, Лениногорском и Мамадышском районах ежегодно выбывает из эксплуатации более 10 процентов машин.


Жизнь требует коренным образом изменить отношение к списанию техники. В условиях острой ее нехватки мы должны внедрить у себя зарубежный опыт поддержания в рабочем состоянии старой техники посредством замены изношенных узлов и деталей. Кто-то может по-дилетантски возразить: в развитых странах, мол, изношенную машину не восстанавливают, а направляют под пресс, на металлолом. И ошибется. В США, странах ЕЭС на один новый трактор приходится 3-4 подержанных со сроком службы более 6-7 лет. Во многих западных странах более половины механизированных работ в фермерских хозяйствах выполняется с помощью подержанных машин, проработавших более 10 лет.


Там новую технику приобретают, в основном, экономически крепкие хозяйства, которые после 3-5 лет эксплуатации реализуют ее через дилерскую сеть менее обеспеченным хозяйствам. Еще более изношенную технику разбирают для последующей реализации пригодных узлов и запчастей.


В этом кроется немалый резерв, о чем свидетельствуют и данные исследований списанных тракторов в России. Например, в каждом списанном тракторе МТЗ и ЮМЗ в среднем содержится 20-25% деталей, годных для вторичного использования без восстановления, 40-45% – подлежащих восстановлению, и только 25-30% деталей идет на выбраковку.


Поэтому до списания машин необходимо провести экономический анализ использования каждого трактора, комбайна и другой машины с учетом их выработки и возможными расходами на восстановление, так как в отдельных случаях расходы на ремонт окупаются с лихвой. Не следует пренебрегать возможностью восстановления имеющейся изношенной техники, надеясь только на новые машины. В текущем году в Мензелинском районе на подъеме зяби основной упор сделали на восемь импортных тракторов “Фэндт Фаворит”, из которых пять в ходе работ вышли из строя. Из-за неподготовленности парка собственных пахотных агрегатов сроки вспашки зяби в районе затянулись. Аналогичный случай произошел в КП “Усяр” Аксубаевского района, где понадеялись на импортный свеклоуборочный комбайн “Моро” и не восстановили имеющийся отечественный комбайн КС-6. В результате поломки первого уборка сахарной свеклы затянулась, что привело к потерям урожая.


Как известно, эксплуатация тракторов и других самоходных машин после списания их с баланса запрещается. Отдельные руководители хозяйств игнорируют это требование и продолжают выпускать их на линию. Увы, подобная бездумность нередко приводит к печальным последствиям: факты гибели механизаторов при работе на списанных тракторах зафиксированы в Агрызском, Аксубаевском и других районах.


Поэтому правильно будет использовать вторичный рынок изношенной техники по опыту зарубежных стран, а также по опыту отдельных хозяйств Кукморского, Сабинского, Тюлячинского, Балтасинского и других районов, где непригодные к обмолоту зерноуборочные комбайны, например, переоборудуют в самоходные косилки. При этом комбайны после списания ставятся на баланс как косилки по остаточной стоимости.


Особую тревогу вызывает отношение инвесторов к имеющейся технике акционированных сельскохозяйственных формирований. Такие инвесторы, как Татфондбанк, “Красный Восток” и другие, приобретая новую дорогостоящую импортную технику, отказываются от покупки у хозяйств изношенных, но вполне пригодных к эксплуатации тракторов, комбайнов и других машин, мотивируя их низкой производительностью и неэффективностью содержания. В результате эта техника остается “за бортом”, бесхозной, что может привести к ее разукомплектованию.


Поэтому специалистам районных управлений сельского хозяйства и акционируемых сельхозформирований необходимо определиться, как по-хозяйски использовать данную технику. В случае отказа инвесторов от приобретения нужно продать или передать ее в аренду другим сельхозтоваропроизводителям, в том числе фермерским хозяйствам и крестьянским подворьям.


Нияз АБДУЛЛИН,
заместитель начальника управления
Гостехнадзора Минсельхозпрода РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще