Взяв на буксир грузовую автомашину, доверху наполненную сахарной свеклой, гусеничный трактор тащит ее по полю к большаку. Позади сцепки на пашне, превратившейся после дождей в месиво, остается глубокая колея. А немецкий комбайн “RUPA” в это время наполняет корнеплодами другую машину, также идущую на буксире. Настоящая битва за урожай! Так в эти дни проходит уборка сахарной свеклы в ООО “Золотой колос” Лаишевского района, где на вчерашний день на корню было еще около 200 гектаров – пятая часть плантаций.
По последним оперативным данным, в республике сахарную свеклу осталось выкопать на площади почти 10 тысяч гектаров, что составляет 14 процентов к уборочной площади. Практика последних лет показывает, что эти цифры надо умножить примерно на два, чтобы получить объективную картину. И выходит, что ситуация на свекловичных полях нынче очень непростая. На дворе – ноябрь, а значит, и снег, и морозы могут нагрянуть в любой день.
Почему же свеклосеющие хозяйства оказались в столь непростой ситуации?
– В этом году сахарная свекла в республике была размещена на площади более 70 тысяч гектаров – это в полтора раза больше, чем в предыдущем году, – говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марсель Тагиров. – Интерес к этой культуре возрос благодаря увеличившейся мощности наших сахарных заводов, их модернизации и возросшей доходности сахарной свеклы. И урожай выращен высокий – в среднем по 262 центнера с гектара. Хотя ситуация с уборкой создалась непростая – идут дожди, мы все же рассчитываем взять урожай сполна…
Действительно, в последнее время, после совещания в Кабинете Министров РТ, меры в республике приняты серьезные: привлечен дополнительный транспорт, проводится маневр техники, которая перебрасывается из хозяйств, где копка завершена, в те хозяйства, где свекла еще на корню. Но удастся ли убрать ее без потерь в Мензелинском, Нижнекамском, Сармановском, Кайбицком, Верхнеуслонском районах, где, если судить по сводке, не убрано еще по 500-1800 гектаров урожая?
Особая проблема – вывоз выкопанной сахарной свеклы, лежащей сейчас в кагатах и мелких кучах на полях, на сахарные заводы. Речь идет о сотнях тысяч тонн сырья, которое после наступления морозов, чередующихся с оттепелями, начнет быстро портиться и терять сахаристость. Тогда насмарку может пойти труд тысяч сельских тружеников. Например, на Заинском сахарном заводе кагатные поля пустуют на треть, хотя заводчане организовали практически бесперебойную приемку и разгрузку сырья. И хотя “Татфондбанк” как главный инвестор свекловичной отрасли не создает для собственных агрофирм более выгодных условий, сельчанам от этого не легче.