За последние годы в сельском хозяйстве республики накопилось немало долгов – более 19 миллиардов рублей, в том числе по налогам и сборам на 8,5 миллиарда. Самостоятельно выкарабкаться из кризисной ситуации село не в состоянии. Понимая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло решение об оказании государственной поддержки сельхозпредприятиям. 9 июля 2002 года был принят Федеральный закон
№83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”, призванный решить проблему накопившихся долговых обязательств хозяйств.
Попытки реструктуризировать накопившиеся долги предпринимались и ранее. Однако предложенные в 2001 году федеральным Правительством жесткие условия не нашли понимания даже у экономически сильных сельхозпредприятий. К тому же реструктуризации подлежали только долги по обязательным платежам государству.
Поэтому новый закон на селе встретили с воодушевлением. Более льготные условия реструктуризации: оплата лишь месячных текущих платежей до вхождения в режим реструктуризации, списание пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2002 года по обязательным платежам государству, отсрочка долгов на 5-7 лет, в том числе прочих кредиторов, с последующей их рассрочкой на 4-6 лет в зависимости от финансового положения хозяйства – позволили войти в программу 546 хозяйствам республики, или более чем половине их количества. На сегодня реструктуризировано более 6 миллиардов рублей долгов, в том числе списано 1,5 миллиарда рублей пеней и штрафов.
Рассматривая это как свершившийся факт, можно было бы предположить, что крестьянину теперь остается жить да радоваться. Но не тут-то было.
Прежде всего, заявили свои претензии кредиторы в лице Пенсионного фонда, налоговой инспекции в части налога на доходы физических лиц, работники хозяйств, имевших долги по зарплате и не попавших в число реструктуризированных по причине невозможности их включения в программу согласно вышеупомянутому Федеральному закону, а также другие кредиторы, отказавшиеся реструктуризировать долги, так как, по сути, дело это добровольное. В арбитражный суд пошли исковые заявления разных кредиторов.
Другой проблемой стало то, что согласно закону в связи с неисполнением участниками программы текущих платежей кредиторы имеют право начать процедуру расторжения соглашения о реструктуризации долгов, а это как дамоклов меч. К примеру, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по РТ и ОАО “Татэнерго”, обладая не менее 50 процентами реструктуризированного основного долга, сегодня все активнее заявляют о праве на получение положительного решения межведомственной территориальной комиссии по исключению хозяйств, не оплачивающих текущие платежи, из режима реструктуризации.
Осталась проблема и реструктуризации централизованных кредитов, полученных в 1992-1994 годах. Долги эти тоже неподъемные. Хотя федеральные и республиканские нормативные акты предписывают провести реструктуризацию данных кредитов в соответствии с Федеральным законом, соглашения об их реструктуризации барьер Министерства финансов РТ пока не преодолели, и долги тяжким бременем по-прежнему висят на шее сельхозпроизводителей.
Сегодня главная проблема в том, что трудноразрешимой задачей для хозяйств, вошедших в режим реструктуризации, является исполнение даже текущих платежей. Долги продолжают расти как снежный ком. Во многих хозяйствах рано или поздно они приблизятся к величине активов, а значит, исчезнет коллективно-долевая собственность, не подо что будет брать очередные кредиты, руководитель такого предприятия-должника обязан будет подать заявление о признании хозяйства банкротом. Тень банкротства реально нависла над многими хозяйствами республики.
Есть ли выход из создавшегося положения? На наш взгляд, есть. Он видится, прежде всего, в расширении и углублении реформ, привлечении частных инвестиций, задействовании внутренних резервов самих товаропроизводителей, углублении хозрасчета, оптимизации затрат через бюджетирование доходов каждым хозяйствующим субъектом с грамотным использованием механизмов стимулирования, создаваемых государством.
Кроме этого, оптимизация текущих платежей возможна через передачу на равных условиях имущества и земли другим предприятиям, фермерским хозяйствам. Эффективным способом финансового оздоровления собственного сельскохозяйственного бизнеса остается участие инвесторов. Других путей не предвидится.
Александр СТОГНИЙ, Александр МОЛОКИН,
Минсельхозпрод РТ.