Лошадь на подворье

На днях повстречал я давнего знакомого, бывшего станочника Бугульминского комбината строительных конструкций, а ныне пенсионера Ивана Астахова.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

На днях повстречал я давнего знакомого, бывшего станочника Бугульминского комбината строительных конструкций, а ныне пенсионера Ивана Астахова. Обычно мрачный, жалующийся на тяжкую стариковскую жизнь, он подал мне руку с широкой улыбкой на лице. Когда я деликатно осведомился о причине хорошего настроения, он пояснил:


– А почитай, кончились мои материальные затруднения, постоянным приработком к пенсии сподобился обзавестись.


– Это каким же, интересно?


– А вот ежели не поленишься протопать со мной километра два, я покажу.


– Да вроде уже поздновато для прогулок-то, вечер как-никак. Или ты предлагаешь в соседние сады под покровом темноты за яблоками забраться? В этом твой приработок, что ли?


– Стар я уже через заборы-то прыгать, – не поддержал шутки Астахов. – Ну коли не хочешь составить мне компанию, не неволю.


Я присоединился к нему. И вот мы шагаем по полевой дороге под ярким лунным светом. Спустя немного времени предстала предо мной дивная картина, которую можно увидеть нынче только, пожалуй, на иллюстрациях к рассказу И.Тургенева “Бежин луг” – возле костра в широкой лощине расположилась группа парнишек, а поодаль виднелись силуэты нескольких стреноженных лошадей.


– Вот она, моя красавица, – подошел к одной из них Астахов, – на “Оку” деньги собирал, да вот ее, Каурку, купил.


– Ну ты огорошил меня, Дмитрич, – засмеялся я. – И зачем она тебе?


– Вот так и жена меня спросила, с намеком, не тронулся ли я умом. А как принес ей первые заработанные с помощью Каурки деньги, живо отношение переменила – ухаживает теперь за ней.


– Где же ты шабашку со своей конягой нашел?


– А знаешь, она, шабашка-то, почти нескончаема у меня. По весне огороды пахал всем желающим, сейчас вот кое-какие грузы по договоренности с путейцами, дорожниками подвожу, товары коммерсантам в нашем микрорайоне доставляю. Для них это куда дешевле обходится, чем машины нанимать, и мне понемногу набегает.


– А остальные лошади здесь чьи?


– Пару из них, что помоложе, один предприниматель на колбасу откармливает, а вон та моему конкуренту принадлежит, который нет-нет да мои заказы и перехватывает. Но я зла на него, такого же работягу, как и я, не держу, поскольку зарабатывать мы с Кауркой меньше не стали, ведь я еще и другие способы для того нашел. Наловчился, к примеру, косить, изготовив конную жатку, разнотравье там, где никакой техникой это не сделать. По овражкам, извилистым балкам, склонам вдоль дорог. Сено, которое на этих неудобьях заготавливаю, – нарасхват, все же многие в округе скотину держат.


– А вскоре, – хитро подмигнул мне старик, – меня еще одна знатная шабашка ждет. Ко мне уже не единожды молодые подходили с просьбой, чтобы я со своей лошадкой в их свадьбах поучаствовал. Под старину чтоб – на лаковой коляске и с коняшкой, украшенной лентами, да с бубенцами. Я уже такую коляску мастерить начал, а к зиме, буду здоров, и сани нарядные изготовлю.


Слушал я Ивана Дмитриевича и вспоминал большое бавлинское село Алексеевку, на улицах которого не раз уже зимой видел украшенные кошевки с девушками и парнями, веселыми кучерами. Кстати, и алексеевцы, и другие проживающие в сельской глубинке бавлинцы говорили, что в тех хозяйствах, где на фермах или частных подворьях держат лошадей, ребятня, общающаяся с ними, подрастает менее хулиганистая.


Пожалуй, больше всех лошадей сегодня в азнакаевском селе Асеево – центральной усадьбе товарищества на вере “Закиров и компания”. Руководитель этого хозяйства И.Закиров – старый, можно сказать, лошадник. Его стараниями количество лошадей за последние годы возросло здесь до 83, среди них и тяжеловозы, и скакуны, и рысаки. Держат, оказалось, четвероногих друзей и на личных подворьях. Не успел я прошагать по Асеево и сотню шагов, как повстречал бывшего животновода Н.Набиева. На мой вопрос ответил он, что держит в своем личном хозяйстве лошадь уже не один десяток лет.


– А я без нее себя сиротой бы чувствовал, – улыбаясь, добавил Нурлас Шафикович, – ведь всю жизнь, почитай, с лошадьми дело имел, особенно когда на молочно-товарной ферме скотником трудился.


– А не накладно вам, пенсионеру, содержать кобылку?


– Да вполне по карману. Прикиньте-ка вот сами. Солому, сено я получаю от товарищества бесплатно и в количестве достаточном, чтобы еще и прочую свою скотину прокормить. Плюс к этому хозяйство так же безвозмездно выделяет по осени нам со старухой в виде расчета за наши земельные паи еще по четыре центнера зерна. Вот и получается, что для содержания лошадки своей мне остается прикупать ежегодно лишь овса рублей на 600-700, а сей расход – по силам.


И деньги, расходуемые на нее, лошадка отрабатывает с лихвой. И мусор есть на ком вывезти, и на мельницу, на покосы дальние съездить, да мало ли хлопот крестьянских, которые транспортного средства требуют. Я вот не так давно подсчитал, что ежели б даже просто мотоцикл с коляской завел, и то бы он заметно дороже кобылы мне обошелся. С учетом регистраций, страховок разных, бензина, постоянно в цене растущего. Посему, полагаю, количество лошадей в частном владении будет возрастать.


С таким выводом Набиева соглашаются и многие другие местные сельхозпроизводители. Да вот только беда, посетовали они, – перевелись в наших краях старые мастера, умевшие изготовлять разные повозки, колеса, конскую упряжь.


Актуальна эта проблема и для товарищества на вере “Закиров и компания”. Но, думается, вскоре разрешится. Молодой прораб Марат Фархутдинов при содействии сварщика Айрата Шакирова смастерил коляску, в которую будут запрягаться участвующие в бегах рысаки. И она получилась лучше заводской. А значит, положено таким образом начало возвращению в хозяйство старинного ремесла по изготовлению всего, что потребно для эксплуатации лошадей на производстве, в быту или на ипподромах. На пути к тому, кстати, и труженики лениногорского СПК имени Джалиля, где умельцы наладили выпуск колес к конным повозкам.


– Что же касается нашего товарищества, – сказал Нурлас-абый, – то меня радует не только Марат, но и другие наши парни, которые также к лошадям тянутся. Они стараются уже что-либо из конской оснастки своими руками сделать. Я же готов обучить их этому. И если соседнее азнакаевское товарищество на вере “Баянов и компания” широко славится своей конно-спортивной школой, то, быть может, со временем наше хозяйство станет славиться школой связанных с лошадьми ремесел.


С появлением на частных подворьях лошадей возрождаются потихоньку и семейные, иные небольшие пока коллективы специалистов, мастеров, необходимых для разностороннего обслуживания. А это позволит занять трудом больше людей, что для села сегодня крайне злободневно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще