Ильдар Гареевич Гареев в фермеры ушел из председателей коллективного предприятия. Явление нечастое. Возможно, его “ушли”. А может быть, он ушел добровольно. Сам он объясняет свое решение тем, что не смог прогибаться перед главой районной администрации. Гареев был рад тому, что законное оформление 76 гектаров земли в аренду было уже завершено, а возглавляемое им крестьянско-фермерское хозяйство “Рассвет” получило юридический статус.
Начинать всегда тяжело. Но отступать было некуда. Осенью фермер обработал участок, весной, решив рискнуть, взял кредит на приобретение минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, купил семена. Заборонив пашню, собрался сеять. Трактор и грузовик у него были, а насчет сеялки договорился с руководителем одного из хозяйств.
Но не тут-то было. В одно непрекрасное утро Гареев увидел, что по его полю ходит трактор с сеялкой. Чужой агрегат! Сердце оборвалось у человека. Он бросился наперерез. Тракторист оказался из местного ООО “Ленар-Агро”. Остановившись, он развел руками: “Мне указано”. Поле было засеяно пшеницей.
Думаете, это было сделано по ошибке? По недосмотру? С последующими извинениями?
Да ничуть! Руководство коллективного хозяйства покусилось на чужую землю открыто, совершенно безбоязненно. Оно пошло на игнорирование интересов частника, похоже, даже не задумываясь о правовых последствиях.
Как могло такое произойти? Сейчас, когда уже действуют законы о праве частной собственности на землю? Когда со всех трибун и на всех совещаниях начальниками разных рангов говорится о необходимости становления на земле реального собственника?
Сам И.Гареев в своей жалобе в высокие республиканские инстанции объясняет случившееся сильным нажимом и на него, и на руководство ООО “Ленар-Агро”, предпринятым со стороны администрации Тукаевского района. Вот что пишет в своем письме И.Гареев: “7 мая меня пригласили по телефону к первому заместителю главы администрации Тукаевского района Ф.Зайнуллину. В кабинете в присутствии начальника отдела земельных и имущественных отношений Минземимущества РТ по Тукаевскому району И.Ахметзянова Ф.Зайнуллин очень строго, ничего не объяснив и не представив мне никакой бумаги, сказал: “Пиши отказ от земельного участка, что не могу надлежащим образом его обрабатывать”. Я отказался писать, объяснив, что я уже полностью закончил оформление земли, получаю кредит на покупку минеральных удобрений, что участок уже мною заборонован и я готовлюсь к севу…
В тот же день я написал письмо главе администрации района. А на следующий председатель ООО “Ленар-Агро” Р.Мирзаянов мне сказал, что глава администрации поручил ему засеять мой участок, а меня близко к моей земле не подпускать…”
Так на самом деле было, как пишет И.Гареев, или не так, сказать сложно. Но ясно одно: произвол на фермерской земле чинился на глазах и при попустительстве районных властей. Вместо того чтобы быть проводниками реформ и поддержать фермера, который намеревался провести первую посевную в новом своем качестве, руководители района встали на его пути камнем преткновения.
В народе говорят: “С сильным не борись, с богатым не судись”. Ильдар-абый Гареев, конечно же, знает эту пословицу. Да и жизненный опыт у него немалый: всю жизнь проработал в сельском хозяйстве – и разнорабочим был, и агрономом, и руководителем. Седина густо посеребрила голову ветерана. Может, как раз поэтому-то он и принял решение обратиться в Арбитражный суд РТ с иском по возмещению упущенной выгоды. Видимо, рассудив, что не только законы теперь за него, но и людей, поддерживающих реформы, в республике уже достаточно, чтобы выиграть суд. Он понадеялся, что сила сегодня – на его стороне. Потом он скажет, что для него важна была не только материальная сторона дела, но и моральная: не должно у нас быть безнаказанным хамство.
В суде, на заседании которого присутствовали в качестве представителей ответчиков и заместитель главы администрации района Ф.Зайнуллин, и председатель ООО “Ленар-Агро” Р.Мирзаянов, руководитель коллективного хозяйства вяло объяснял случившееся тем, что якобы получил устное согласие И.Гареева на сев, так как у того не было ни денег, ни техники для обработки участка.
– Ни о каком согласии и речи не было, – категорически возражает истец.
Решать, способен фермер обрабатывать землю или не способен, может только суд на основании заключения специальной комиссии, да и то по истечении определенного времени после создания хозяйства. Ни главе администрации района, ни руководителю какого-либо хозяйства такого права не дано.
Может быть, в глубине души это понимая, Р.Мирзаянов все же признал в суде обоснованность претензий фермера, поэтому предложил И.Гарееву мировую – выплатить 100 тысяч рублей в виде арендной платы за использование земельного участка. На что фермер, естественно, ответил отказом, поскольку сумма иска была взята им не с потолка. Засеяв свое 76-гектарное поле той же пшеницей и получив с гектара хотя бы по 27 центнеров зерна, что по нынешнему году вполне реально, КФХ “Рассвет” получило бы от продажи продовольственной пшеницы, по расчетам фермера, более 800 тысяч рублей выручки. За вычетом затрат получалась упущенная выгода – 547 тысяч. Именно эту сумму и указал фермер в своем исковом заявлении.
Можно, конечно, поспорить по сумме материального ущерба – все ж таки пшеница по качеству не всегда получается такой, какую хотелось бы получить земледельцу, и закупочные цены на нее в зависимости от качества и других показателей сильно варьируются. Но истец вправе сам определять сумму иска. И то, что И.Гареев отказался посчитать упущенную выгоду на основании контрольного обмолота хлебов на спорном участке, а такой вариант тоже был предложен руководством ООО “Ленар-Агро”, тоже его право.
Казалось бы, Арбитражный суд должен сосредоточиться на том, чтобы как можно объективней установить размер упущенной КФХ “Рассвет” материальной выгоды, с тем чтобы помочь в судебном порядке возместить ему причитающееся. Тем более что ответчик был готов частично возместить ущерб. Да и сам ход разбирательства подводил именно к таким ожиданиям.
Однако произошло удивительное. Судья, будто забыв, о чем полчаса стороны с его участием спорили, выносит решение: “Поскольку требования истца основаны на ничтожной сделке, требования о взыскании убытков удовлетворению не подлежат”. Так записано в судебном решении. И все, до свидания.
Истец вместе с представлявшим его интересы юристом вышли из зала суда, что называется, раскрыв рот от удивления и неожиданности. Что произошло? О какой сделке речь идет? Ведь разбирался иск о возмещении упущенной выгоды!
Признаться, редакцию, которой вскоре стала известна эта история, тоже заинтересовал данный вопрос, однако попытка корреспондента встретиться с судьей М.Гавриловым, чтобы получить разъяснения, успехом не увенчалась. “Пока решение не вступило в законную силу, он комментировать все равно ничего не будет”, – сказали мне в пресс-центре Арбитражного суда РТ.
Свет на ситуацию через некоторое время пролил юрист Ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий РТ А.Хайруллин, участвовавший в судебном разбирательстве в качестве представителя истца.
– Конечно, из решения суда не ясно, какая именно сделка признана незаконной. Судья обязан был это разъяснить. Но, думается, речь идет о договоре аренды КФХ “Рассвет” с администрацией района. Только тут есть, на первый взгляд, слабое место – документ подписан не главой района, как полагается, а начальником отдела Минземимущества по Тукаевскому району, – пояснил юрист. – Но если так, то придется аннулировать сотни и сотни подобных договоров по республике, потому что подписание договоров аренды начальниками отделов Минземимущества – принятая практика.
Итак, глава администрации имеет право, а начальник отдела Минземимущества – не имеет, вот в чем соль. И что же получается? Судья прав, указав главам районных администраций, что они в правовых вопросах или профаны, или преднамеренно зажигают бикфордов шнур под земельной реформой?
Берем в руки договор аренды земли крестьянско-фермерским хозяйством “Рассвет”, читаем: ” Администрация Тукаевского района поручает начальнику отдела Минземимущества…на основании доверенности №135 … паспорт выдан…”. А чья печать? Администрации или отдела Минземимущества? Оказывается, как и положено, администрации.
Итак, договор подписан по поручению администрации, на основании доверенности, на нем – печать администрации. Кроме того, имеется постановление главы администрации о передаче земельного участка, акт приема-передачи. Распространенная и никем не оспоренная практика. Так в чем же проблема?
Впрочем, последнее слово – за коллегией Арбитражного суда РТ, куда истец подал апелляцию. Нам же в качестве комментария остается заметить, что, похоже, облеченный судебной властью работник просто не осознал, насколько острый и глубокий вопрос довелось ему рассматривать. Похоже, признавая “ничтожной сделкой” документ, на основании которого российскому гражданину и жителю Татарстана И.Гарееву был выделен для организации крестьянско-фермерского хозяйства 76-гектарный участок земли из госресурсов, судья М.Гаврилов тем самым создает прецедент для аннулирования множества договоров аренды по всей республике. Ибо более двух тысяч крестьянско-фермерских хозяйств в Татарстане начиная с 90-х годов как раз-то и созданы на основании таких вот сделок. А это уже – серьезно.
И еще очевидно, что земельный участок И.Гареева кому-то в Тукаевском районе или сильно мозолит глаза, или является для кого-то лакомым кусочком. Но для кого? Бывший колхоз, называемый нынче ООО “Ленар-Агро”, на засеянном самовольно фермерском участке собрал нынче лишь по 12 центнеров зерна с гектара. По республике урожайность – 27,4 центнера.
Делайте выводы сами.